Содержание и организация подвижных игр могут быть самыми разнообразными. Они соотносятся со временем года, состоянием погоды, местом проведения, периодом прохождения определенного раздела программного материала. Необходимо также учитывать интересы и желания детей, их подготовленность. Важно, чтобы круглый год в любую погоду дети имели возможность поиграть и поупражняться на открытом воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои Двигательные навыки в основных видах движений, подвижных и спортивных играх и спортивных упражнениях. Педагог привлекает их к подготовке условий для игр и упражнений. Тому, кто в этом недостаточно инициативен, воспитатель дает поручения, побуждающие ребенка к проявлению активности, самостоятельности. Готовясь к прогулкам, воспитатель исходит из того, что подвижные игры и физические упражнения на них являются обязательными для каждого ребенка ежедневно. Подготовку помещения, площадки для подвижной игры педагог полностью поручает воспитанникам, направляя их действия.
При выборе игр решающее слово чаще всего остается за воспитателем. Он предлагает игру, предусмотренную планом. Вместе с тем необходимо прислушиваться к желаниям детей и по возможности идти им навстречу, организуя наиболее любимые игры.
Стремясь привлечь к участию в играх и упражнениях всех детей, воспитатель с уважением должен относиться к детскому игровому творчеству. И если кто-то увлеченно занят реализацией своих игровых замыслов в другом виде игры, не следует настаивать на немедленном включении ребенка в двигательную деятельность. С ним можно поиграть и поупражняться несколько позже, индивидуально. Однако нужно следить, чтобы такой, хотя и обоснованный, отказ от участия в коллективной подвижной игре не превращался у ребенка в привычку. Необходимо гибко сочетать фронтальную и групповую организацию детей. При этом упражнения и игры, выполняемые небольшими группами, могут совпадать по времени (одни дети катаются на велосипеде, другие играют в «классы») и не совпадать (например, сначала на велосипеде катается одна часть детей, затем — другая), но для подвижной игры, особенно игры-эстафеты, желательно объединять всех детей. Коллективные подвижные игры целесообразно проводить во второй половине дня.
В старшей группе не приходятся тратить много времени на организацию подвижных игр. Дети любят эти игры, и с ними можно уже заранее договориться о том, что по условному сигналу все соберутся, помогут воспитателю подготовить необходимый инвентарь, Освободить площадку и т. п.
Проводя подвижные игры и упражнения на прогулке, воспитатель использует методические приемы, соответствующие каждому их виду.
Игры-забавы и различные аттракционы чаще всего организуются также во второй половине дня. С течением времени дети все шире навлекаются к организации игр.
Для того, чтобы проводить подвижные игры в каждой возрастной группе методически грамотно, воспитателю необходимо знать правила подбора игр. Выбор определенной подвижной игры ведется по следующим данным:
ü Возраст детей.
ü Задачи воспитателя.
ü Условие проведения игры.
ü Сезон.
ü Дидактические принципы (последовательность, систематичность,
повторность).
ü Состояние группы детей.
ü Место игры в режиме дня.
ü Интерес игры для детей.
ü Место проведения игры.
Так, например, утром на участке чаще всего организуются игры с игрушками небольшими группами детей. Если затем намечены спокойные занятия, то целесообразно организовать игры с большим количеством детей, но не вызывающие их сильного возбуждения.
Перед физкультурным и музыкальным занятиями, а также после них планируются более спокойные игры, малой подвижности.
При выборе времени необходимо внимательно относиться к самостоятельной игровой деятельности детей, не следует прерывать их творческую игру.
Непосредственно перед началом игры воспитатель вместе с детьми готовит необходимые для данной игры условия, создает обстановку, вызывающую у детей желание участвовать в игре.
Алгоритм проведения подвижной игры:
o Сбор детей на игру.
o Создание интереса к игре.
o Организация играющих. Объяснение игры.
o Проведение игры и руководство ею.
o Окончание игры и подведение итогов.
Воспитателю необходимо знать методику проведения каждого этапа подвижной игры.
Этап создания интереса к игре.
С целью создания интереса к игре заранее могут быть проведены наблюдения, пляски, песни, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение игр-инсценировок, изготовление атрибутов детьми и др..
Способы сбора детей в старшей группе самые различные:
1. Позвонить в колокольчик.
2. Постучать в бубен.
3. Беседа о персонаже.
4. Чтение художественной литературы.
5. Вопрос, загадка к детям.
6. Заранее договориться с детьми где, в каком месте, в какой вид строя построятся для игры, воспитатель говорит, что сегодня мы познакомимся с новой интересной подвижной игрой, а какой, вы узнаете тогда, когда выйдете на прогулку и на три удара бубна быстро построитесь в круг на площадке
7. Дети-активисты могут собрать всех детей на игру и т.д.
Этап организации и объяснения игры.
В этой возрастной группе подвижная игра объясняется от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.
Если игра новая, то последовательность объяснения игры должна быть следующей:
1. Воспитатель называет игру.
2. Называет действующих лиц.
3. Говорит, кто, где будет жить или находиться во время игры, как будет действовать и почему.
Объясняя игру, он подчеркивает смысл действий каждого персонажа, раскрывает их причинную обусловленность. Объяснение должно быть кратким, касаться только самого главного, проходить живо. При первом объяснении педагог или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их, или вызывает для этого ребенка. Успешность игры во многом зависит от того, как дети поймут правила игры. Объясняя особенно сложные правила, педагог показывает, как их выполнять. Некоторые важные моменты осваиваются до начала игры. Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и хорошо представляют себе ее двигательное содержание. Необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль водящий. Педагог с помощью вопросов. предложения повторить правила, рассказать содержание убеждается , что воспитанники поняли игру, ее ход и правила.
При повторении знакомой игры воспитатель предлагает рассказать ее содержание и напомнить основные правила. При активном участии детей происходит и распределение ролей, они сами выбирают ведущих. Кроме считалок, используются и другие приемы. Например, дети становятся в круг, в центре круга стоит воспитатель, в руках у него обруч, на ободе которого снаружи проведена черта или поставлена большая точка. Воспитатель закручивает пальцами обруч, как юлу. Когда он перестанет вращаться и упадет, тот, напротив кого окажется точка или полоска, назначается водящим. Так же вращают в центре круга положенную на пол булаву или кеглю. Вершина ее после остановки укажет на того, кому водить. Есть и такой прием: завязать кому-нибудь из играющих глаза; покружившись в центре круга, он остановится и, вытянув руки вперед, укажет, кому выполнять названную роль. Существует большое разнообразие подобных приемов, и педагогу надо уметь ими пользоваться.
Объясняя игру, педагог добивается, чтобы дети представили себе весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение сложной игры сопровождается показом наиболее трудных ее моментов, предварительным проведением элементов игры. При повторной организации игры воспитатель либо сам напоминает содержание, правила и ход ее, либо поручает это сделать кому-нибудь из играющих.
В течение года воспитатель приучает всех воспитанников быть водящими. Выделяя детей на эту роль, он учитывает особенности каждого. Так, ребенку тихому, застенчивому, он не поручает сразу роль, которая требует решительности и быстроты действий. Неумение хорошо выполнить игровое задание огорчает ребенка, снижает его интерес к игре. Такому ребенку педагог доверяет вначале простую роль. В этой возрастной группе все дети должны справляться с любой ролью.
Этап организации игры и ее объяснение заканчивается выбором водящего.
Способы выбора водящего в старшем дошкольном возрасте:
1. Воспитатель вместе с детьми выбираю замену
2. Осуждение кандидатуры
3. Считалка
4. Жеребьевка
5. Канаться
6. Стрелка
а). Воспитатель раскручивает кеглю или обруч с меткой, дети стоят в кругу..
б). Дети стоят в кругу, в центре ребенок с вытянутой рукой, которому воспитатель предлагает выполнить роль стрелки.
в). Дети стоят в кругу или в шеренге, воспитатель предлагает любому ребенку назвать число и сказать, в какую сторону считать
Этап руководства игрой.
Некоторые указания воспитатель делает и по ходу игры: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, успокаивает чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих, медлительных, приучает действовать с полной отдачей сил, проявляя сообразительность и ловкость. Он старается довести до сознания детей, что каждый может добиться больших результатов, если будет играть честно, проявляя волю, упорство, что от личных результатов будет зависеть успех всей команды. Стремясь предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к их менее ловким, слабым сверстникам, педагог объективно оценивает возможности. Он хвалит тех, кто при меньших умениях проявил больше настойчивости, отмечает ребят, которые помогают товарищам, мобилизуют все свои умения, чтобы добиться успеха команды. Дети должны понять, что порой не первое, а более далекое место, занятое командой, приносит большое удовлетворение, если все действовали дружно, сплоченно.
В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих, при необходимости делает замечание нарушившим правила, иногда подсказывая растерявшимся ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями и требованиями в отношении точности и правильности движения – это снижает активность ее участников, эмоциональность игры. Необходимо дать детям наиграться, набегаться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Нежелательно прерывать игру, вмешиваться в ее развитие.
Воспитатель следит за физической нагрузкой, дыханием, самочувствием детей, особое внимание уделяет формированию дружеских взаимоотношений, предупреждает проявления зазнайства, справедливости. нечестности, агрессивности, способствует воспитанию правдивости, смелости, честности; проводит индивидуальную работу, успокаивает чрезмерно возбудимых, подбадривает малоподвижных. Непосредственное участие воспитателя в игре необязательно, но когда он включается в игру, то это вызывает к ней всегда особый интерес. Иногда воспитатель может остановить игру. чтобы показать выполнение правил лил движений. Контроль за действиями играющих как со стороны педагога, так и осуществляемый самими детьми обычно приводит к хорошему выполнению правил.
Этап подведения итога
Детей интересует не только процесс игры. но и ее результат. Им хочется знать, кот прыгнул дальше всех. кто больше поймал зайцев и т.д.
В итоге игры воспитатель вместе с детьми отмечает, успехи, что выполнено хорошо, какие нарушения были допущены, как дети выполняли правила, движения, отмечает, кто лучше, привлекает и самих детей поделиться впечатлениями об игре. подведение итога имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже очень хороший результат при нарушении правил на приведет к выигрышу.
Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, а игры малой подвижности 5-6 раз.
Детям дошкольного возраста можно предложить интересные игры-эстафеты.
Самостоятельная работа
Составить конспект подвижной игры для детей любой возрастной группы.
Физкультурные занятия.
Рассматриваемые вопросы.
План
1. Требования к организации занятий
2. Подбор упражнений на физкультурном занятии
3. Подготовка воспитателя к занятию
4. Физическая, психическая и эмоциональная нагрузка на занятии
5. Предупреждение травматизма и обеспечение страховки при проведении физкультурных занятий
6. Условия проведения
7. Структура и содержание.
8. Типы занятий.
9. Методика проведения физкультурных занятий для детей разных возрастных групп.
Структура физкультурного занятия и порядок упражнений согласуется с объективными закономерностями изменения работоспособности детского организма – нагрузка возрастает до определенного предела, а затем снижается.
Результативность физического воспитания в ДОУ может быть обеспечена только единством его организационных форм, системным подходом к решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания детей дошкольного возраста.
Физкультурное занятие – ведущий элемент системы, ее основная форма, т.к. именно на физкультурных занятиях идет процесс планомерного, целенаправленного обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, что позволяет достигать наилучших результатов.
На занятиях решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. В процессе занятий у детей воспитываются качества, необходимые им для успешного обучения в школе умение слушать объяснение, воспринимать показ, выполнять задания в соответствии с указаниями воспитателя.
Физкультурные занятия с детьми дошкольного возраста могут проводиться от трех до пяти раз в неделю в первую или во вторую половину дня.
Длительность каждой части и всего занятия определяется требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой.
Длительность физкультурного занятия в разных возрастных группах:
1мл. группа – 10-15мин.
2мл группа - 15-20мин.
Средняя группа – 20-25мин.
Старшая группа – 25-30мин.
Подготовительная к школе группа – 30-35мин.
Длительность вводной части:
1мл. группа – 1-2мин.
2мл. группа – 2-3мин.
Средняя группа – 3-4мин.
Старшая группа – 4-5мин.
Подготовительная к школе группа – 5-6мин.
Длительность заключительной части:
1мл. группа – 1-2мин.
2мл группа - 1-2мин.
Средняя группа – 2-3мин.
Старшая группа – 3-4мин.
Подготовительная к школе группа – 3-4мин.
Современные научно-методические представления о занятиях по физкультуре основывается на многочисленных научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.
Эффективность физкультурных занятий в ДОУ во многом определяется пониманием их значимости, умением четко ставить программные задачи. Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:
o обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для данного возраста физические нагрузки;
o удовлетворить естественную биологическую потребность в движении;
o формировать двигательные умения и навыки, физические качества;
o дать возможность каждому продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучится у них;
o создать условия для разностороннего развития детей, когда движения и двигательные действия в необычных ситуациях способствуют активизации их мышления, поиску адекватных форм поведения, встрече с красивым и увлекательным миром.
Требования к организации занятий.
Каждое занятие должно отвечать следующим требованиям:
§ иметь определенные задачи - общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех или серии занятий, и частные, выполняемые в течение одного отдельно взятого занятия;
§ быть грамотно структурированным;
§ быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность, одновременно с этим оно должно в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного занятия;
§ соответствовать по своему содержанию уровню физической подготовки, уровню физического развития, состоянию здоровья, возрасту, интересам и потребностям ребенка;
§ быть занимательным, интересным для ребенка, побуждать его к активной деятельности;
§ содействовать всестороннему развитию детей, формированию привычки к здоровому образу жизни, потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями;
§ правильно сочетаться с другими видами занятий.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 324.