I. Вводная часть.
Построение в шеренгу, колонну по росту, по команде, на время. Сообщение цели занятия. Ходьба обычная, 1 круг, темп средний. Различные виды ходьбы, 4-5 видов, которые можно провести в форме упражнений на внимание, типа «Карлики и великаны», «Угадай, какая погода?», «Змейка большая и маленькая», «Кто в лесу живет?», «Из какого мультфильма герой?» и др., 2-3 раза. Бег обычный или какой – то другой вид бега. Дозировка непрерывного бега в первой половине года 50 секунд, во второй половине года 60 секунд, темп средний (в первой половине года 2 раза, в первой половине года во второй 3 раза). Подвижные игры средней подвижности. Интенсивные танцевальные движения. Перестроение способом «дробление и сведение» в 4 звена; в 2 шеренги; несколько кругов, по диагонали, в шахматном порядке, в 2 шеренги, одну колонну, по периметру зала.
(Усложнение построений заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Особое внимание уделяется совершенствованию умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой: строится в шеренгу по росту; делать повороты направо, налево, кругом, равняться, размыкаться и т.п.
Возрастает роль слова: больше используются указания, которые должны быть краткими, распоряжения, команды; меньше предметных ориентиров.).
II. Основная часть.
а. Общеразвиающие упражнения с предметами и без предметов, 8-10, дозировка 6-10 раз.
б. Подвижная игра большой подвижности ( с бегом или прыжками), 2-3 раза.
III. Заключительная часть.
Бег быстром темпе (если не проводились прыжки или подвижная игра). Дыхательные и релаксационные упражнения. Танцевальные движения. Спокойная ходьба.
Особенности методики проведения утренней гимнастики в смешанной группе
Если дети в группе резко отличаются по возрасту {от 2—3 до 6—7 лет), то утреннюю гимнастику проводят отдельно с каждой подгруппой.
Сначала воспитатель может провести утреннюю гимнастику с детьми младшего возраста, а затем со старшими. Если же участвуют одновременно все дети, то для младшей подгруппы упражнения упрощаются, в их количество и число повторений уменьшаются.
Если разница в возрасте между детьми небольшая (например, дети 5 и 6 лет), то утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всеми. При перестроении старшие дети помогают младшим выполнить задание. В ходьбе старшим детям даются более сложные задания (например, поставить руки к плечам). Общеразвивающие упражнения подбираются такие, чтобы они были доступны обеим подгруппам, и все дети одновременно начинают их выполнять. Затем дети младшего возраста отдыхают, а старшие продолжают выполнять упражнение еще несколько раз в более быстром темпе. Когда даются бег и прыжки, то для детей старшего возраста увеличивается дозировка. - бы дети умели правильно выполнять все физические упражнения и были знакомы с образами, включенными в комплекс утренней гимнастики. С детьми, которые затрудняются в выполнении физических упражнений, необходимо позаниматься индивидуально.
Очень важно создать гигиенические условия в помещении, на участке и позаботиться о соответствующей одежде и обуви детей, а также подготовить физкультурные пособия, продумать их размещение.
Особенности методики проведения утренней гимнастики на участке Весной и летом утренняя гимнастика проводится на участке с детьми всех возрастных групп. Воспитатель, в зависимости от температуры воздуха, изменяет физическую нагрузку.Если осенью и зимой утренняя гимнастика старшей и подготовительной группе проводится на участке, то воспитатель должен подбирать упражнения соответственно одежде и следить, чтобы дети не перегревались и не охлаждались.
Самостоятельная работа
1. Составление конспектов утренней гимнастики для детей младших группы.
2. Составление конспектов утренней гимнастики для детей разных младших и средней группы.
3. Составление конспектов утренней гимнастики для детей старших групп
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений. Самостоятельные занятия физическими упражнениями.
План
1. Методика организации и проведения индивидуальной работы с детьми по развитию движений.
2. Методика организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1. Индивидуальная работа и занятия с подгруппами направлены: обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей, исправление дефектов в осанке и стопе. а работа проводится в течение дня в свободное от занятий время (утром до завтрака, на дневной, вечерней прогулке, вечером). Индивидуальные занятия организуются во всех возрастных группах на общих дидактических принципах, с применением тех методов и приемов обучения. Содержание и длительность занятия определяется в зависимости от возраста и подготовленности детей. Например, на первом году жизни воспитатель учит каждого ребенка переворачиваться с живота на бок, на спину, полить, переступать, ходить, взбираться на стремянку.
Индивидуальные занятия проводятся по тем видам движений, которые требуют страховки (лазанье по гимнастической стенке, стремянке, ходьба по бревну) или не оказывают большого физиологического_влияния на организм (упражнения с мячом, метание цель и др.).С подгруппами (8—10 человек) проводятся упражнения, требующие особых условий (ямы с песком, большого пространства) индивидуальной страховки (прыжок в длину и в высоту с разбеra и др.).
Чтобы подготовить организм детей к выполнению избранного вида движения, в начале занятия даются ходьба в чередовании бегом, общеразвивающие упражнения для основных групп мышц, подготовительные упражнения для данного вида движения. После этого дети выполняют основные движения, например прыжки в длину с разбега. Заканчивается занятие ходьбой, длительность занятия с подгруппой 10—15 мин.
2. Самостоятельные занятия физическими уп ражнениями. В самостоятельных занятиях удовлетворяется потребность детей в движениях, предоставляется возможность заниматься любыми видами упражнений. Дети занимаются индивидуально и объединяясь в небольшие группы. Самостоятельными занятиями необходимо руководить, но делая это надо не стесняя инициативы детей. Воспитатель помогает выбрать упражнения, рекомендует, как их выполнять. Он привет детей оценивать качество своих движений и движений товарищей, развивает умение заниматься вместе с другими детьми. Стимулом для самостоятельных занятий является наличие необходимого оборудования (в помещении и на площадке) и такое размещение, чтобы оно побуждало детей к движению. Вынос и расстановку инвентаря на площадке следует использовать как прием, вызывающий интерес к упражнениям. К ребенку, развешивающему щиты для метания, обычно присоединяется еще несколько человек, в результате дети самостоятельно и с интересом начинают заниматься метанием в цель.
Некоторым детям воспитатель подсказывает, какой инвентарь выбрать и какие упражнения выполнить с ним (например, катание обруча и бег за ним, ходьба с набивным мешочком на голове), помогает распределить роли в игре, в младших группах играет вместе с детьми.
Своим примером воспитатель может также вызвать интерес к какому-либо упражнению. Если он, например, возьмет скакалку и начнет прыгать через нее, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это же упражнение. Тех, кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей.
Воспитатель наблюдает за поведением детей, контролирует качество выполнения движений, а если нужно, то и показывает, объясняет, как выполнять упражнения. Он следит за дозировкой упражнений, заботится об их чередовании. Например, детям, долго прыгающим через скакалку или катающим обруч, воспитатель предлагает поиграть в кегли или другие спокойные игры.
НДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РЕБЕНКОМ
Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития.
Индивидуальные особенности ребенка влияют на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим.
Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Важную роль в индивидуальной работе с ребенком играют медико-педагогические наблюдения, которые позволяют учитывать показатели силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов. В качестве показателей силы учитываются: уровень физической и умственной работоспособности на занятиях и в трудовых процессах; быстрота восстановления работоспособности после утомления; способность преодоления трудностей, инициативность и активность на занятиях, а также в играх; скорость овладения двигательными навыками, двигательная активность, эмоциональный тонус.
Показателем уравновешенности нервных процессов является ровное спокойное настроение ребенка, его доброжелательные отношения с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях, равномерность протекания деятельности.
Подвижность нервных процессов характеризует: легкость перехода к различным видам деятельности; быстрота привыкания к новой обстановке, быстрота засыпания и пробуждения; способность двигаться в быстром темпе. Указанные показатели должны быть отражены в воспитательно-образовательном процессе.
Воспитатель фиксирует склонности ребенка, его способность к определенным движениям. С учетом этих особенностей составляется индивидуальная программа развития ребенка, воспитания его психофизических качеств и способностей.
Составляя «план индивидуальной работы с ребенком, воспитатель учитывает его двигательные интересы. Если ребенок посещает какую-либо спортивную секцию, то воспитатель или специалист по физической культуре связывается с тренером, согласовывает с ним индивидуальную работу с ребенком, его участие в разных формах двигательной деятельности.
Воспитатель предлагает ребенку разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей.
С ребенком также проводится коррекционная работа по исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий. Для этого педагог показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению. Важная роль отводится развитию ручной умелости, моторике рук.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.
В самостоятельной двигательной деятельности ребенок достигает поставленной перед собой цели, успешно используя разнообразные способы двигательных действий, выбирая наиболее целесообразные. Это активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Следя за действиями ребенка, педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия.
Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малыша, педагог ежедневно в плане работы предусматривает использование различных предметов в целях закрепления приобретенных навыков.
На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия — это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.
Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д.
Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению пространственной терминологии, названий упражнений, исходных положений, что содействует развитию мышц ног, рук, тела, основных движений.
Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице.
В старших группах (для 5—6-летних детей) широко используют спортивные игры — городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом.
Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.
В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.
Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил.
Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Самостоятельная работа
Разработать план занятия с подгруппой.
25. Физкультминутки и физкультпаузы
План
1. Значение. Определение физкультминуток и физкультпауз.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 290.