Успешное проведение занятий в большей мере зависит от рациональной методики их проведения и от творческого применения ее.
Одним из показателей рационально проведенного занятия является оптимальный объем нагрузки на занятии.
Физическая нагрузка на занятии.
Под физической нагрузкой следует понимать величину воздействия одного упражнения или комплекса упражнений на человеческий организм.
Физическая нагрузка характеризуется изменением функциональных показателей деятельности организма. Одним из таких показателей является пульс. По изменению частоты пульса можно проследить физическую нагрузку, которую дети испытывают на занятии. По отношению к исходным данным в вводной части пульс увеличивается на 10-15%, в основной части – на 30-40%, а в заключительной приближается к первоначальному состоянию.
Период максимальной (оптимальной) физической нагрузки приходится на конец основной части занятия, когда проводится игра большой подвижности.
Физическая нагрузка может быть увеличена включением более сложных видов физических упражнений, изменением исходных положений, темпа выполнения физических упражнений, дозировки, длины дистанции, веса физкультурных пособий, амплитуды движения, рельефа местности, изменения характера грунта, длительности занятия, температуры воздуха, применением различных способов организации детей (индивидуального, фронтального, группового, поточного: кругового, посменного).
На физическую нагрузку влияет характер мышечной деятельности, длительность отдыха между упражнениями. Интенсивность нагрузки на занятии вызывает большую реакцию, чем ее объем. Выполнение упражнений в соревновательной форме отличается большей интенсивностью, чем выполнение упражнений просто по заданию.
Период максимальной работоспособности у дошкольников непродолжителен, поэтому целесообразно чередовать интенсивную деятельность с менее интенсивной, физическую нагрузку с отдыхом. Чередование работающих частей тела (отдельных мышц) повышает эффект мышечных усилий и дает возможность увеличить нагрузку.
Следует стремиться обеспечить оптимальный объем нагрузки на занятии. Увеличение объема нагрузки достигается рациональной плотностью занятия. Общей плотностью занятия называется отношение времени, использованного на педагогически оправданную деятельность ко всей продолжительности занятия.
К педагогически оправданным видам относятся следующие виды деятельности: восприятие и осмысление детьми объяснений и указаний, демонстраций воспитателя, выполнение упражнений и необходимый отдых, организованный анализ действий своих товарищей (вспомогательные действия, перестроения, установка пособий и др.).
Однако не все виды педагогически оправданной деятельности равнозначны для решения задач занятия: вспомогательные действия имеют меньшее значение, чем наблюдение и анализ действий товарищей.
К неоправданным затратам времени относятся: преждевременное завершение занятия, вызванные нарушением дисциплины, длительное ожидание очереди для выполнения физических упражнений и т.д.
Величина физических нагрузок зависит от плотности занятия. Необходимо всячески ограничивать простои и вспомогательные действия. Для этого можно использовать разнообразные приемы: заранее наметить кратчайшие пути передвижения детей; избегать излишних перестроений, построений; уборку физкультурных пособий проводить более рациональным способами, например, в порядке соревнования (кто быстрее положит мяч и мешочек на свое место). В целях поддержания активности детей во время ожидания очереди для выполнения упражнений им предлагают наблюдать за товарищами и отмечать их успехи и недочеты. Следует активизировать детей при объяснении и показе упражнений.
В целом очень важно так организовать занятие, чтобы больше времени приходилось на непосредственное выполнение физических упражнений.
Отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия называется моторной плотностью. Моторная плотность - наиболее специфичный показатель продуктивности занятия. Но необходимо помнить, Что качество решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач требует известного времени на объяснение, показ физических упражнений. Однако следует стремиться по возможности делать пояснения, указания непосредственно во время выполнения детьми физических упражнений.
В каждом занятии должна быть своя допустимая мера нагрузок, и всякий раз она должна определяться в зависимости от возраста, состояния здоровья детей, физической подготовленности, физического развития и конкретных задач занятия. Регулируя физическую нагрузку, необходимо дозировать ее с учетом возможностей каждого ребенка. Особенно внимательно надо относиться к детям, которые пришли в ДОУ после болезни.
Занятие должно вызывать легкое утомление, которое затем быстро проходит и дети снова чувствуют себя бодрыми. Определить влияние физических упражнений на организм детей и выявить утомление помогают наблюдения за самочувствием и поведением. Реакцию детей на нагрузку можно определить по внешним признакам: цвету кожи лица (покраснение, побледнение, посинение), потливости (лба, лица), по дыханию (одышка, дыхание через рот), работе сердца (усиленное сердцебиение); по поведению (снижение внимания, интереса к занятию, появление рассеянности, нарушение дисциплины, правил, неусидчивость, излишняя подвижность или снижение активности); ухудшение качества выполнения физических упражнений (нарушение координации движений, потеря ритмичности, снижение скорости, вялость); ухудшению (нарушению) осанки. Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 140 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.
В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:
• 110—130 ударов в минуту — восстанавливающая;
• 130—150 ударов в минуту — развивающая;
• 150—170 ударов в минуту — тренирующая.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 277.