Определить по листу назначения необходимую для введения дозу антибиотика.
Прочесть надпись на этикетке флакона, акцентируя внимание на количестве антибиотика во флаконе.
Рассчитать необходимое количество растворителя в мл.
Количество растворителя (х), необходимое для разведения антибиотика, рассчитывают по формуле х (мл) = количество антибиотика, содержащегося во флаконе: количество антибиотика, которое должно содержаться в 1мл раствора.
Во флакон с сухим антибиотиком вводят х мл растворителя. Ребенку следует ввести 1 мл приготовленного раствора.
Пример: Новорожденному ребенку с массой 2400г врач назначил 50 000 ЕД бензилпенициллина. Во флаконе 250 000 ЕД сухого препарата. Для разведения сухого препарата требуется х мл растворителя = 250 000 ЕД:50 000 ЕД = 5 (мл.) Данному ребенку следует ввести внутримышечно 1 мл приготовленного раствора.
Основной этап выполнения манипуляции.
По листу назначения определить необходимую для введения дозу антибиотика.
Прочесть надпись на этикетке флакона (ампулы), акцентируя внимание на дозе антибиотика, содержащегося в 1мл раствора.
Сопоставить соизмеримость единиц (мг, г).
Пример: Ребенку назначено ввести 16 мг гентамицина сульфата. Известно, что 1 мл раствора содержит 40 мг препарата (в ампуле 2 мл 4% раствора, т.е. (2х4):100 = 0,08г = 80 мг. Следовательно, в 1 мл раствора содержится 40 мг препарата). Поэтому для введения ребенку необходимо набрать 16:40=0,4 (мл) раствора антибиотика.
Заключительный этап выполнения манипуляции.
Приготовить всё необходимое для введения антибиотика ребёнку.
Примечание:
1) Особого подхода требует разведение антибиотиков для маловесных детей. Антибиотики разводят так, чтобы дети с массой до 1500г получили при внутримышечной инъекции не более 0,5 мл раствора, дети с массой более 1800-2000г – 1 мл.
2) Количество раствора для внутривенного введения должно быть в 2-3 раза больше, чем для внутримышечного введения.
• Техника внутривенных инъекций.
Усадить пациента на кушетку или уложить, осмотреть обе его руки, выявив наличие доступных вен;
2. Под локтевой сгиб подложить валик;
3. Выше локтевого сгиба, на среднюю треть плеча, но не на голое тело, наложить венозный жгут. Жгут накладывается в направлении снизу вверх;
4. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак, тем временем пальпировать наиболее наполненную вену. Попросить пациента сжать кулак и не разжимать до Вашего разрешения;
5. Обработать место инъекции ватными шариками, смоченными спиртом:
а) первым – большую зону 10 х 10 см;
б) вторым – место инъекции, непосредственно место пункции в направлении снизу вверх, чтобы создать большое депо крови в месте инъекции и сделать вену более доступной;
в) третий – взять под мизинец левой руки;
6. Взять шприц в правую руку, снять колпачок с иглы. Проверить отсутствие воздуха в шприце, держать шприц срезом иглы вверх, фиксируя канюлю иглы указательным пальцем правой руки;
7. Четыре пальца левой руки подвести под заднюю поверхность руки пациента, а большой палец левой руки – на переднюю поверхность ниже предполагаемого места пункции, слегка натянуть кожу на себя, тем самым фиксируя вену;
8. Пунктировать вену (проколоть кожу, войти
в вену) под углом 150 срезом иглы вверх
до ощущения «пустоты», продвигая иглу
на 1- 1,5 см.;
9. Не перехватывая шприц в другую руку,
левой рукой потянуть поршень на себя,
и если в цилиндре появилась кровь, то
Вы в вене;
10. Снять жгут и попросить пациента разжать
кулак;
11. Еще раз оттянуть поршень на себя,
убедиться, что Вы не вышли из вены;
12. Медленно ввести лекарственное средство,
надавливая на поршень большим пальцем
левой руки. При этом наблюдать за
состоянием пациента;
13. Если кровь в цилиндре образовала сгусток,
то лекарственное средство ввести до сгустков
крови, если она растворилась и равномерно
окрасила лекарственное средство, то можно вводить до конца, оставив в шприце 1-2 мл лекарственного средства;
14. Быстрым движением вывести иглу из вены, к месту пункции прижать стерильный ватный шарик. Попросить пациента согнуть руку в локтевом сгибе до остановки кровотечения.
Капельно:
удобно усадите или уложите его;
- под локоть подложите клеенчатую подушку;
- наложите на плечо резиновый жгут примерно в 5 см выше намеченной точки венепункции (свободные концы его должны быть направлены в сторону, противоположную точке инъекции). Проверьте правильность наложения жгута: пульс на лучевой артерии не должен измениться, а рука ниже жгута должна стать слегка цианотичной;
- попросите больного несколько раз сжать пальцы в кулак и разжать их. Нащупайте хорошо наполнившуюся вену в области локтевого сгиба;
- тщательно протрите кожу над веной и вокруг нее ваткой со спиртом;
- большим пальцем левой руки оттяните на себя пену и мягкие ткани примерно в 5 см ниже точки инъекции;
- держите иглу под углом 45 градусов срезом вверх вдоль вены примерно в 1,5 см от намеченной точки венепункции (рис. 19);
- дайте раствору вытекать по каплям из иглы (это свидетельствует о полном вытеснении воздуха из системы, которое необходимо для предотвращения воздушной эмболии.) Зажим на системе закройте;
- введите иглу под кожу, уменьшите угол ее наклона, чтобы была почти параллельна коже (рис. 20, а), продвиньте иглу немного вдоль вены и введите на 1/3 ее длины в вену (рис. 20, б). После того как в трубке покажется кровь, откройте зажим;
- снимите жгут; попросите больного зажать кулак;
- надежно зафиксируйте иглу полосками лейкопластыря (рис. 21);
- отрегулируйте скорость введения раствора (число капель в минуту);
- следите за тем, чтобы скорость введения оставалась постоянной;
-введение раствора необходимо прекратить в тот момент, когда во флаконе еще есть некоторое количество жидкости (для предотвращения попадания воздуха в вену)! Число капель в 1 мл зависит от типа системы и должно быть указано на упаковке. Например, если для данной системы на 1 мл приходится 15 капель и нужно ввести 1000 мл раствора за 5 ч, то скорость введения должна составлять примерно 50 кап./мин);
-постоянно следите за участком инфузии, чтобы вовремя заметить вздутие тканей, которое свидетельствует о попадании в них раствора. В этом случае прекратите внутривенное введение и начните инфузию в другую вену, используя новую стерильную иглу.
• Техника внутривенных инфузий детям.
• Методика посева крови на стерильность.
• Техника туалета кожи, глаз, носа, ушей грудного ребенка.
• Техника осмотра и пальпации костно-мышечной системы ребенка.
Методика исследования костно-суставной системы
Объективное исследование костно-суставной системы производится путем осмотра, пальпации и измерений.
Осмотр необходимо производить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных ногах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и разогнуть ноги, руки.
Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, грудной клетки, конечностей. При осмотре сзади обращают внимание на уровень лопаток, форму позвоночника, углы сгибания и разгибания в суставах конечностей.
Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова, затем – туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.
При осмотре головы определяют вначале ее величину. Точное представление о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой. Обращают внимание, не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или наоборот не уменьшены (микроцефалия).
При осмотре необходимо также отмечать форму черепа. В норме форма черепа округлая, но при патологии череп может быть башенным, с уплощенным затылком, с наличием лобных, теменных, затылочных бугров. Необходимо оценить также симметричность черепа, состояние верхней и нижней челюсти, особенно прикуса (ортогнатический, прямой, прогнатический), развитие зубов.
При осмотре грудной клетки определяют ее форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность, обращают внимание на деформацию грудной клетки - килевидную – с выпячиванием грудины; воронкообразную – с западением грудины; наличие гаррисоновой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед); сердечный «горб» - выпячивание грудной клетки в области сердца.
Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального угла. По его величине можно ориентировочно оценить конституцию ребенка, при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90 градусов, при гиперстенической – он тупой, при астенической – острый. Для определения эпигастрального угла пользуются следующим методом: ладони обеих рук располагают ребром соответственно направлению сторон угла, образованными реберными дугами и грудиной.
При осмотре позвоночника обращают внимание на симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, объем и симметричность мышц спины, наличие физиологических изгибов и их выраженность (искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад – кифоза), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоз).
При осмотре верхних конечностей обращают внимание на укорочение плечевых костей. Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации в межфаланговых, пястно-фаланговых, лучезапястных суставах. При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (особенно у детей первых месяцев жизни), укорочение конечностей, Х-образное или О-образное искривление их. При осмотре стопы можно отметить удлинение и уплощение продольного свода стопы, что у ребенка старше 2 лет должно расцениваться как плоскостопие.
При осмотре суставов выявляется их форма, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой. Желательно измерение амплитуды движений (угломером) как пассивных, так и активных.
Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. При этом ладони находятся на височных областях, большие пальцы на лбу, а указательный и средний пальцы ощупывают теменные и затылочные кости, края родничков и швов. При надавливании на затылочную кость можно выявить ее патологическое размягчение (прогибание) – краниотабес. При пальпации головы определяют размеры большого родничка. Измерения производят между средними точками противостоящих краев, а не по диагонали (т.к. трудно решить, где кончается шов и начинается родничок).
Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание – имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение.
Затем переходят к пальпации грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костной части ребер в хрящевую. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хрящевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани – рахитические четки.
При пальпации конечностей можно выявить различные деформации, не видимые при осмотре. Утолщения в области эпифизов лучевых костей называют “браслетками” или “манжетками”. Пальпацию лучевой кости лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе. По тыльной поверхности в области сустава при наличии “браслеток” ощущается валикообразное вздутие. Пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев (“нити жемчуга”).
На нижних конечностях также можно пропальпировать “браслетки” – как утолщения в области эпифизов малых берцовых костей.
Пальпацию суставов целесообразно начинать нежно (в связи с возможной болезненностью), определяя при этом температуру кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, точную локализацию болевых точек. Важно определить наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом плавающего надколенника. Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положении конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на противоположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надколенника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный коленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышится в жидкости.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.