Доходы и расходы в туристической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В общем виде доход от туристической деятельности может быть представлен как сумма валовой выручки от реализации услуг без НДС, доходов от участия в деятельности других организаций, других операционных и внереализационных доходов.

Среди важнейших источников дохода следует отметить реализацию индивидуальных и групповых туров, продажу авиабилетов и билетов на другие виды транспорта, предоставление услуг гидов, переводчиков, услуг аренды автомашин, обмена валюты, оформлению виз, организацию чартерных перевозок, продажу билетов на культурные и спортивные мероприятия, продажу сувениров и т.п.

Существуют два метода группирования и включения расходов в себестоимость реализованных товаров, продукции и услуг: традиционный метод калькулирования полной себестоимости и метод “директ-костинг”.

При традиционном методе учитывается состав расходов производства и реализации услуг, которые включаются в полную себестоимость.

 В зависимости от изменения объема деятельности различные статьи расходов изменяются неодинаково, что позволяет разделять их на постоянные и переменные (метод “директ-костинг”).

К постоянным расходам относят такие расходы, стоимостное выражение которых в определенный период времени непосредственно не зависит от объема и структуры деятельности. Деятельность туристической фирмы связана с такими статьями постоянных расходов:

- заработная плата управленческого персонала, в том числе социальные отчисления;

- аренда помещений;

- оплата коммунальных услуг;

- канцелярские расходы;

- расходы на услуги связи (телефон, факс, интернет и т.п.);

- расходы на лицензирование и сертификацию;

- амортизация;

- другие управленческие расходы.

 

Величина постоянных расходов характеризует хозяйственный потенциал фирмы. При неизменном объеме деятельности фирмы на протяжении определенного периода времени величина постоянных расходов не изменяется. Но при увеличении потенциала фирмы, например, при росте объема деятельности и расширении штата сотрудников, создании новых подразделений, филиалов, постоянные расходы также увеличатся. Такой рост происходит в виде “рывков” как следствие периодического изменения рыночной ситуации.

 Переменными считаются такие расходы, величина которых в данный период времени непосредственно зависит от объема хозяйственной деятельности. К переменным расходам туристической фирмы относят:

 

- оплату услуг, которые включаются в турпродукт (услуги отеля, транспорта, визового обслуживания и др.);

- заработную плату сотрудников, чье вознаграждение зависит от объема реализации услуг (например, турагентов);

- выплату комиссионного вознаграждения турагентам-юридическим лицам;

- маркетинговые расходы.

 

Распределение расходов на постоянные и переменные необходимо для анализа и выявление путей повышения экономической эффективности деятельности туристических фирм. Так, величина и доля переменных расходов (в общей сумме расходов фирмы) возрастает при уменьшении максимальной загрузки материально-технической базы, при сокращении объема реализации услуг, что отрицательно обозначается на финансовом результате.

 

10.5. Методы ценообразования в туристических фирмах.

 

Политика цен в индустрии туризма определяется разными факторами, что обуславливает широкий выбор методов ценообразования.

Ценообразование по методу “издержки+”, который заключается в увеличении расходов на определенный процент с целью получения доходов, достаточных для создания продукта и его реализации на рынке. При кажущейся простоте этот метод не лишен недостатков: из-за высоких постоянных расходов, особенно в сфере гостиничного бизнеса, он не учитывает динамики спроса и цен на услуги, предлагаемые конкурентами. Этот метод применяется при формировании цен на услуги внутреннего туризма.

 

Метод ценообразования на основе нормативной рентабельности связан с финансовым анализом и позволяет определить, насколько эффективна инвестиционная деятельность туристической фирмы. Если метод “издержки+” основывается на расходах, то данный метод учитывает уровень прибыли от инвестирования капитала. Его преимущество заключается в том, что учитывается много факторов, которые влияют на ценообразование, в том числе и объемы продаж. Этот метод также применяется для внутреннего туризма.

 

Для выездного туризма применяют Дискриминационное ценообразование, основанный на рыночной цене турпродукта и плановой прибыли. Ориентация на целевой уровень рентабельности стимулирует экономию при сохранении высокого качества и ассортимента услуг.

 

Политика “снятия сливок” успешно действует, если на рынке происходит сжатие предложения, а спрос на туристический продукт неэластичен. Например, реализация круизных туров, таймшеров.

 

Дискриминационное ценообразование считается очень гибким инструментом, который учитывает изменение рыночного спроса, цен, в зависимости от времени, места, продукта и объема продаж.

Ценовая дискриминация по географическому признаку может быть эффективной на внутреннем рынке, если турфирма осваивает региональные сегменты. Акцент делается на разную ценовую эластичность спроса для различных групп потребителей. Дискриминационное ценообразование стоит применять при выходе турфирм на национальные рынки, когда экономическая ситуация (инфляция, высокие цены и тарифы при низком уровне сервиса) стимулирует рост выездного туризма.

 

Использование “цены проникновения” практикуют компании при выходе на новые сегменты рынка или новые рынки. При этом устанавливаются цены ниже среднерыночных, обеспечивая целевую рентабельность за счет других видов деятельности. Этот метод используют туроператоры при установлении связей с новыми туристическими центрами в расчете на формирование стабильного спроса и последующего повышения цен. Также этот метод активно используют ресторанные и торговые сети. Метод обеспечивает экономию за счет “эффекта масштаба” как в процессе создания продукта, так и в дальнейшем.

 

Манипулирование ценами используют турфирмы, которые работают в сфере сильной конкуренции на внешнем рынке (как выездной, так и въездной туризм). Установление более низких цен на услуги въездного туризма создает демпинговую ситуацию. Экономически оправданной считается разница цен, при которой совокупный объем деятельности фирмы обеспечивает целевую рентабельность.

Ценовая дискриминация по категориям потребителей используется также для разных рыночных сегментов в зависимости от платежеспособности. Например, предоставляются скидки студентам, инвалидам, молодоженам в отелях, при приобретении билетов на транспорт. Дискриминация цен с учетом фактора времени используется, когда отели и транспортные компании снижают цены перед пиковым (высоким) сезоном, чтобы привлечь потребителей и тем компенсировать расходы, связанные с обслуживанием и сохранением квалифицированного персонала.

Цены могут варьироваться в зависимости от места размещения. Так, стоимость одинаковых номеров в отеле может быть разной, зависеть от вида из окна. Например, номер в отеле с видом на море стоит дороже, чем номер с окнами, выходящими во внутренний двор отеля или проезжую часть улицы.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.