Цена как элемент рынка.                                                                     
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цены и ценообразование являются ключевыми элементами экономической системы. Цена – это сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории формирования цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

В свою очередь, ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. В основном выделяют две системы ценообразования: централизованное, которое предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения; и рыночное, основанное на взаимодействии спроса и предложения.

В самом деле, определение уровня цен – это сложный вопрос, который вызывает споры как практиков, так и теоретиков.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является Карл Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность данной концепции заключается в том, что товар имеет стоимость и цену.

Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, качеству и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится каче­ственно однородным, трудом “вообще”, лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория К. Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену.

Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена “освобождается” от стоимо­сти, для объяснения цены в ней нет необходимости.

В итоге спор между изложенными концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара – “предложение” (стоимость) или “спрос” (полезность)? Является ли полезность товара “функцией” его стоимости или, напротив, стоимость есть “функция” полезности товара?

Однако бесспорным является положение о том, что количественное определение затрат на производство и реализацию товаров (услуг) было и остается объективной потребностью в любой общественно-экономической формации. Очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи.

Фирмы, не обеспечивающие такие условия, разоряются, а их место занимают другие фирмы, которые имеют более низкие затраты на производство и реализацию товаров. Они получают более высокие доходы, обеспечивающие им условия для осуществления процесса воспроизводства.

В соответствии с Хозяйственным кодексом, цена (тариф) является формой денежного выражения стоимости продукции (работ, услуг), которую реализуют субъекты хозяйствования [1].

Цена является важным условием хозяйственного договора. Цена фиксируется в договоре в гривнах. Цены во внешнеэкономических договорах (контрактах) могут определяться в иностранной валюте по согласию сторон. Субъекты хозяйствования могут использовать в хозяйственной деятельности свободные цены, государственные фиксированные цены и регулированные цены – предельные уровни цен или предельные отклонения от государственных фиксированных цен.Свободные цены устанавливаются на все виды продукции (работ, услуг), за исключением тех, на которые установлены государственные цены.Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно по согласию сторон, а во внутрихозяйственных отношениях - также по решению субъекта хозяйствования.

Цены находятся в динамике под воздействием ряда факторов, поэтому сложно определить с большой точностью, как изменится цена в будущем. Следовательно, цены и процесс ценообразования требуют постоянного изучения.

Цена – выступает индикатором конъюнктуры рынка и регулятором спроса и предложения.

Экономическое содержание цены проявляется в следующем. Цена – это выражение стоимости товара (услуги) в денежных единицах (национальной или международной валюты) за количественную единицу товара (услуги) с указанием согласованного базиса поставки. То есть цена выступает формой стоимости товара (услуги). В свою очередь, стоимость товара является основной составляющей цены.

Однако цена и стоимость, как правило, нетождественны по конкретному товару. Под воздействием ряда объективных и субъективных факторов цена может отклоняться от стоимости как вверх, так и вниз. Дефицит товара приводит к росту цен, избыток – к их снижению. Уникальность товара обуславливает высокий уровень цен, а неактуальный товар может быть востребован по крайне низким ценам.

На свободном рынке (где вмешательство государства в процесс ценообразования не является преобладающим) окончательный уровень цен, как правило, устанавливается под воздействием спроса и предложения, но и фактор субъективизма не следует сбрасывать со счетов, так как цены на товар устанавливает человек.

Рыночная цена на товар снизится значительно ниже цены производства, если общественный спрос на данный товар окажется намного меньше его предложения и, напротив, рыночная цена значительно превысит цену производства, если спрос существенно превысит предложение. Ситуация, когда спрос равен предложению, является идеальной для общества. Однако на рынке такую ситуацию отследить и поддерживать сложно, так как интересы производителей и продавцов товаров не совпадают. А конкуренция приводит к тому, что соотношение между спросом и предложением постоянно изменяется.

Возможные соотношения между спросом и предложением определяют конъюнктуру рынка, т.е. конкретные условия реализации товаров, складывающиеся в определенный момент.

Зависимость спроса от цены объясняется с помощью теории ценовой эластичности.

Если небольшие изменения цены приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос принято называть относительно эластичным или эластичным. И наоборот, если даже значительные изменения цены не вызывают заметных колебаний спроса, то такой спрос называют неэластичным.

Степень ценовой эластичности спроса измеряется коэффициентом эластичности и рассчитывается по формулам (1.1.-1.2).

 

,   (1.1)

 

 

или ,   (1.2)

 

где D % Q – темп изменения количества реализуемого товара;

   D% P – темп изменения цены товара.

 

Коэффициент эластичности спроса в отношении конкретного товара может иметь отрицательное значение. Экономическое прочтение результата осуществляются по модулю, то есть коэффициент равный –5 свидетельствует о большей эластичности, чем –2. Таким образом, спрос эластичен, если и спрос неэластичен, если .

На рисунке 1.1. кривая спроса С2 свидетельствует о большей эластичности, чем кривая С1.

 

 

 

 


Рис. 1.1. Кривые эластичности спроса.

 

Предприниматели рассматривают на концепцию ценовой эластичности спроса с позиций ценового фактора. Они должны стремиться к такой ситуации, когда изменение цены должно приводить к увеличению выручки и прибыли. Поэтому, если спрос на товар эластичен по цене, то следует так снижать цену, чтобы потери доходов от снижения цены компенсировались ростом доходов и прибыли от увеличения объема продаж. 

Сущность и роль цены проявляется посредством социально-экономических функций, которые выполняет цена. Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция – это способ реализа­ции в действительности сущности экономической категории.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего со­держания. К функциям цены может быть отнесено только то, что ха­рактерно для каждой конкретной цены без исключения.

 

Главные функции цены:

1) учетная;

2) стимулирующая;

3) сбалансированности спроса и предложения;

4) распределительная и перераспределительная;

5) как средство рационального размещения производства.

 

1. Учетная функция цены или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете, цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения, но и размер прибыли.

Но данную функцию цены нельзя сводить только к измерению издержек или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена под воздействием рыночных факторов может значительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке, при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки.

Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать рост которых может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей.

Цена выступает экономическим инструментом, позволяющим организовать стоимостной учет хозяйственных процессов, измерение их результатов. Например, объем произведенной или реализованной товарной продукции фирмы равен сумме цен на ее изделия или услуги. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять различные по своим потребительским свойствам товары и услуги, исходя из затрат труда.

В этой функции цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

 

2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя через величину заключенной в ней прибыли. Цены могут способствовать или препятствовать увеличению (сокращению) выпуска и потребления определенных товаров.

 

С помощью цены можно стимулировать (дестимулировать):

- научно-технический прогресс;

- экономию ресурсов;

- изменение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления.

Стимулирование осуществляется путем повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к основной цене.

Важное значение имеет стимулирование научно-технического прогресса. Это выражается в разработке и внедрении новой техники, технологии, в организации производства и труда, повышении качества товаров, освоении новых изделий, что позволяет, в свою очередь, значительно повысить производительность труда, осуществлять экономию материальных ресурсов.

Стимулирование оптимальной структуры производства и потребления совершается путем применения ценовых рычагов. Рационализация структуры производственного потребления осуществляется путем формирования соответствующего уровня и соотношений цен на взаимозаменяемые виды продукции, путем установления одинакового или различного уровня цен в расчете на единицу полезного эффекта и др.

Стимулирование оптимальной структуры личного потребления населения осуществляется за счет дифференциации ставок косвенных налогов (НДС, акцизов, таможенной пошлины и др.), а также путем использования различных методов оценки сырья при калькулировании себестоимости изделий, системы договорных цен и т.д.

В настоящее время для региона задачей первостепенной важности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров, как для внутреннего, так и для внешнего рынков.

 3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:

- отраслями экономики;

- формами собственности;

- регионами страны;

- социальными группами населения.

Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты населения.

Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость (НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.

С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителем и потребителем, между отдельными категориями населения. Особенно наглядно эта функция выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены на товар выше его стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а продавец соответственно получает увеличенные доходы.

Отклонения цены товара от его стоимости носят массовый характер из-за множества торговых сделок. Это свидетельствует о закономерности отклонений цен на конкретные товары от их стоимости. Однако по всей товарной массе в результате купли-продажи цена и стоимость в своей совокупности уравновешиваются, поскольку выигрыш одних должен быть равен проигрышу других. Следовательно, равенство суммы цен всех товаров и их стоимости является такой же закономерностью, как и отклонения цен от стоимости по каждому конкретному товару в отдельности.

В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Однако, они – не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль играет финансово–кредитная система. Так, для повышения жизненного уровня определенной категории населения эффективнее всего использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (заработная плата, пенсии, пособия) или ставки налоговых платежей.

4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что посредством цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии экономики, несоответствии между предложением и спросом, равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим одновременно.

Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента товаров.

В современных условиях цена выполняет роль регулятора общественного производства: сокращается производство товаров, не пользующихся спросом, а материальные и денежные ресурсы направляются на увеличение выпуска товаров, необходимых для рынка и пользующихся спросом.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Практически это выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня цен на них. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, следовательно, объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен.

Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, представленных на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Для отечественных реалий типичен следующий парадокс: цены на многие товары непрерывно растут, а их производство сокращается. Растущий спрос обеспечивается импортом.

Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулирующая увеличение предложения при нехватке товаров и понижающая спрос при избытке товаров.

5. Цена как средство рационального размещения произ­водства. Проявляется эта функция в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов с более высокой нормой прибыли. Такой перелив капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Предприниматель решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики вложить капитал. Этому предшествуют маркетинговые исследования, т.е. изучение рыночных факторов, в том числе и цен.

В современных условиях, при значительном монополизме производителей и слабо развитой свободной конкуренции перелив капиталов из одной сферы экономики в другую крайне ограничен.

В настоящее время капиталы вкладываются преимущественно в торгово-посредническую деятельность, где их оборот и норма прибыли существенно выше, чем в других отраслях. Поэтому предприниматели использованию своих капиталов на развитие производства продукции предпочитают вложение их в этот вид деятельности. В таком случае капиталы приобретают форму торгового капитала. Для этой сферы деятельности характерна сильная конкуренция между различными концернами, объединениями, фирмами за рынки сбыта.

Все вышеназванные функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев и вступают в противоречие. Так, стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и дестимулирующую роль (при ее снижении), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, ведет к необходимости согласования спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.

Распределительная функция цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального размещения производства, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где предъявляется повышенный спрос на определенные товары и где складывается относительно высокая норма прибыли.

Учетная функция цены нередко вступает в противоречие практически со всеми остальными функциями, особенно со стимулирующей и распределительной функциями, а также с функцией сбалансирования спроса и предложения, так как под воздействием множества факторов цена довольно часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации.

Взаимосвязи между различными функциями цены бывают значительно более сложными и многообразными, что является обширным объектом исследования.

 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 294.