К ценообразующим факторам относятся объективные и субъективные обстоятельства, которые воздействуют на формирование цены и системы цен.
Все ценообразующие факторы можно подразделить на три группы:
1. Стоимостные факторы, то есть воздействующие на цену через стоимость и вызывающие отклонение цены от стоимости.
2. Общие и частные факторы.
3. Факторы внутренней и внешней среды предприятия.
Первая группа объединяет факторы по характеру их непосредственного участия в формировании цены. Факторы, воздействующие на цену через стоимость – это объективные затраты на производство и реализацию, средняя норма прибыли, сложившаяся на рынке. В свою очередь эти факторы зависят, прежде всего, от качества товара и его потребительской ценности. К факторам, вызывающим отклонение цен от стоимости следует относить: соотношение между спросом и предложением, уровень конкуренции (степень демонополизации) на конкретном рынке, а также степень государственного вмешательства в процесс формирования цен.
Группировка факторов на общие и частные, факторы макро- и микросреды позволяет акцентировать внимание на общих тенденциях ценообразования, на факторах, действующих на абстрактный товар и факторах, действующих по отношению к конкретной единице или группе товаров.
Общие факторы (действуют на любой абстрактный товар):
1. Соотношение спроса и предложения на рынке (региональном, товарном).
2. Ценовая политика государства.
3. Состояние денежной сферы, общее политическое и экономическое положение государства.
-
Частные факторы (действуют на конкретный товар или группу товаров):
1. Объемы расходов на производство и реализацию, нормы рентабельности, ставки налогов, включаемых в цену.
2. Спрос и предложение на конкретный товар.
3. Качество.
4. Ценность.
5. Уникальность.
6. Условия поставки.
7. Комплексность.
8. Условия платежа.
9. Сроки платежа.
10. Размер товарной партии.
11. Мода.
12. Ценовая политика фирмы в отношении конкретного товара и др.
Рыночная среда предприятия – это:
1. Внутренняя среда предприятия, т.е. производство, сбыт, кадры, исследования, маркетинг, контроль, учет, анализ, финансы, цены, стратегии и т.д.
2. Внешняя среда предприятия:
Микросреда предприятия: потребители, поставщики, конкуренты, контактные аудитории.
Макросреда предприятия, ее составляющие: экономическая, финансовая, политическая, технологическая, демографическая, природная, социальная, правовая сферы.
Инфляция и динамика цен.
Инфляция является следствием глубинных макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре валового внутреннего продукта и национального дохода, вызывающих дисбаланс денежного обращения, появление в обращении избыточных средств в наличной и безналичной формах. Результатом этих процессов являются обесценение национальной валюты, снижение ее покупательной способности, рост цен и др.
Рост цен является важнейшим, но не единственным показателем инфляции; ее индикаторами можно считать также эмиссию денег, рост массы денег в обращении, дефицит государственного бюджета и др. Обращение избыточных наличных и безналичных платежных средств и вызываемое им снижение покупательной способности денег порождают инфляцию цен, инфляцию спроса, инфляцию издержек, инфляцию доходов, инфляцию банковских процентов и т.д.
Исследование различных теоретических концепций инфляции позволяет сделать вывод, что инфляция – одно из наиболее сложных социально-экономических явлений.
Инфляция – это глобальное явление, типичное для большинства стран мира.
Современной инфляции присущи такие черты:
- всеобщий характер, т.е. охватывает всю экономику;
- хронический характер;
- многофакторность, т.е. возникает под воздействием как монетарных, так и немонетарных факторов.
Инфляция – это категория, обозначающая снижение покупательной способности денег. Она проявляется в обесценении денег по отношению к:
- товарам (рост цен на товары),
- золоту (повышение рыночной цены золота),
- иностранным валютам (падение курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам).
Избыток денег приводит к их обесценению и, как следствие, к росту цен. Это одно из главных проявлений инфляции. Поэтому не случайно некоторые экономисты отождествляют инфляцию с ростом потребительских цен. Они прямо утверждают, что “инфляция” – это повышение общего уровня цен” и предлагают измерять ее с помощью индекса цен на потребительские товары. Это еще раз подтверждает, что рост цен является одной из основных составляющих инфляции.
Но не любой рост цен можно отождествлять с инфляцией.
Дело в том, что, во-первых, цены могут повышаться в результате роста издержек производства и это естественный процесс, если он связан с ухудшением условий добычи природного сырья. Такой рост цен нельзя называть инфляцией. Во-вторых, рост цен может быть обусловлен повышением качества товаров, выпуском новых высокотехнологичных товаров и т.д.
Рост цен, вызываемый инфляцией, имеет совершенно иные причины и черты. Его внешними проявлениями являются:
- массовость, т.е. повышение цен практически на все товары;
- непрерывность увеличения цен;
- длительность их роста.
Практически невозможно разграничить инфляционный и неинфляционный рост цен. В этом и состоит одна из сложностей экономического анализа инфляции.
Инфляция проявляется в росте издержек производства и обращения, цен и тарифов, сокращении покупательной способности национальной валюты и ее курса по отношению к другим валютам, изменении банковского процента, прибыли, дивидендов, оплаты труда и других видов доходов, оценки основных фондов, стоимости земли и ценных бумаг и т.д.
В результате неравномерности этих изменений происходят сдвиги в составе и структуре затрат, в соотношении цен, уровне рентабельности отраслей, различных товаров и услуг, в распределении доходов. В процессе этих сдвигов изменяются объемы и структура общественных потребностей, сегментация товарных рынков, уровень и структура потребления товаров различными категориями потребителей.
Усиление инфляционных процессов, особенно во второй половине XX века, сделало необходимой теоретическую разработку проблемы. Наиболее распространенными являются кейнсианская и монетаристская теории инфляции. Сторонники кейнсианской теории считают, что основным фактором инфляции является избыточный спрос на рабочую силу, который стимулируется государственными программами. Таким образом, причина инфляции, по их мнению, – в государственном регулировании, направленном на обеспечение высокого уровня занятости населения. Такой вид инфляции получил название “инфляция спроса”.
В рамках кейнсианской теории инфляция объясняется ростом издержек производства. Эта инфляция получила название “инфляция издержек”. При этом механизм возникновения инфляции обусловлен взаимосвязью между стремлением предпринимателей к повышению цен для увеличения прибыли и требованиями работников о повышении заработной платы. В качестве сдерживающего инфляцию фактора выступает ограничение роста заработной платы достигнутым уровнем производительности труда.
Монетаристская теория инфляции связана с исследованием денежной сферы. На начальной стадии происходит увеличение объема производства в результате увеличения количества денег в обращении. Увеличение массы денег в обращении приводит к ускорению платежного оборота и инвестированию дополнительного капитала. При этом темпы повышения цен отстают от темпов роста денег в обращении.
На второй стадии развития инфляции цены начинают расти быстрее, чем количество денег в обращении. Экономические субъекты стремятся избавиться от денег. В связи с этим появляется понятие “горячие деньги”. Постепенно приближается так называемая “критическая точка инфляции”, для которой характерно снижение покупательной способности денег, находящихся в обращении. И, начиная с некоторого момента, на определенную сумму денег можно приобрести все меньше и меньше товаров, несмотря на увеличение этой суммы.
В условиях “критической точки инфляции” уменьшаются поступления в бюджет, особенно прямых налогов, так как они исчисляются с доходов и имущества. Уменьшается поступление и косвенных налогов.
В этих условиях государство осуществляет новую эмиссию денег. Следовательно, на начальной стадии развития инфляции предприниматели и население выражают определенную веру в стабильность уровня цен. На этом этапе темпы инфляции не превышают темпов роста количества денег в обращении.
На следующей стадии ситуация существенно меняется в обратную сторону. Темпы инфляции и роста цен опережают рост количества денег в обращении, а население и фирмы, убеждаясь в росте инфляции, уменьшают спрос на деньги.
Анализ инфляции в зарубежных странах, а также в экономике региона позволяет сформулировать основные ее причины:
- диспропорции в структуре производства;
- рост расходов на энергоресурсы;
- дефицит государственного бюджета;
- рост государственного долга;
- наращивание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе за счет кредитных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что первопричина инфляции лежит в сфере производства, в сфере его структурных несоответствий.
В регионеосновным инфляционным фактором является энергетическая безопасность, которая характеризуется высокой степенью энергозависимости стратегических (экспортноориентированных) отраслей, таких как химическая промышленность, цветная и черная металлургия, тяжелое машиностроение и др.
Рост энергозатрат – важнейшая причина инфляции. Финансовое обеспечение энергетических расходов предприятий и населения ложится тяжелым бременем на бюджет страны, вызывая его хронический дефицит. Чем выше удельный вес этих затрат в государственных расходах, тем сильнее их отрицательное влияние на динамику общего уровня цен.
Увеличение энергетических расходов ведет к возникновению чрезмерного спроса в отдельных секторах экономики, что стимулирует рост цен в них с последующим его распространением на другие секторы. Росту цен особенно способствуют закупки дефицитных ресурсов. При нехватке ресурсов заказчики в состоянии заплатить за них более высокую цену. Поэтому в целом цены на энергоносители имеют явную тенденцию к более высокому росту. Это связано с невозможностью перехода к другим поставщикам энергоносителей (вместо России), дороговизной альтернативных вариантов энергообеспечения.
Таким образом, рост затрат в сфере энергообеспечения ведет к уменьшению производительности труда и экономической эффективности в целом, к опережающему росту цен на используемую и выпускаемую продукцию.
Возрастание стоимости энергоресурсов усиливает недопроизводство и соответственно дефицит потребительских товаров.
Следует отметить, что попытка решить экономические проблемы путем повышения цен приводят к неконтролируемому возрастанию кризисных явлений в экономике. Одним из проявлений кризисных явлений выступает дефицит, подстегивающий рост цен. При дефиците в числе недостаточных товаров оказываются и те, которые в нормальных условиях были бы избыточными.
Другой важнейшей причиной инфляции является дефицит государственного бюджета, когда расходы государства значительно и постоянно превышают доходы. Отсюда эмиссия денег (наличных и безналичных). Чтобы покрыть бюджетный дефицит, правительство должно изыскивать дополнительные финансовые средства. Для их получения имеются такие основные источники, как эмиссия денег, продажа государственных облигаций и иностранные займы.
Серьезным инфляционным фактором в Украине, как и в других странах, являются бюджетные расходы государства, источником которых служат налоговые поступления. Поскольку эти расходы имеют тенденции к увеличению, неизбежно возрастают налоги. Снижение цен приводит к сокращению налогооблагаемой базы, что невыгодно государству.
Важной статьей расходов государства является содержание бюджетной сферы (органы государственного управления, здравоохранения, образования, науки, науки, спорта, культуры и др.). Несмотря на то, что эти расходы постоянно растут, финансовое обеспечение бюджетных сфер в регионевсе еще находится на низком уровне, а рост затрат на их содержание объективно усиливает инфляционные тенденции.
Дефицитное бюджетное финансирование порождает такой неиссякаемый источник инфляции, как государственный долг. Его стремительный рост – типичная черта практики дефицитного финансирования.
Причиной возникновения инфляции в экономике является рост цен в добывающих отраслях, что оказывает существенное влияние на издержки в большинстве отраслей. Причинами такого роста цен могут быть повышение заработной платы в добывающих отраслях, затраты на машины и оборудование и др.
Повышение цен и тарифов на сырье, топливо и транспорт сразу же ставит почти все отрасли экономики в сложное положение. После роста цен в сырьевых отраслях следует повышение цен в отраслях, использующих сырье и топливо, а затем и в остальных отраслях.
В начале своего развития инфляция в какой-то мере стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Это объясняется тем, что будучи уверенными в том, что цены и дальше будут расти, предприниматели стремятся как можно быстрее вкладывать деньги в материальные ценности и приобретают новое оборудование, сырье, материалы и т.д.
Инфляция выгодна крупным фирмам, особенно монополистам, так как ведет к росту их прибылей. Дело в том, что, во-первых, повышение заработной платы, как правило, отстает от роста цен на основные потребительские товары, что обеспечивает фирмам инфляционную сверхприбыль. Во-вторых, увеличение доли прибыли в цене может быть получено и при ценах, растущих пропорционально увеличению заработной платы. Это объясняется тем, что удельный вес заработной платы производственных рабочих в издержках производства и в цене продукции отраслей обрабатывающей промышленности составляет незначительную долю (15–20%), что и приводит к увеличению прибыли.
Таково влияние инфляции на экономику в начальный период ее развития. В том случае, если темпы инфляции и роста цен возрастают, и деньги начинают быстро обесцениваться, экономика, как правило, дезорганизуется. Обесценение бумажных денег приводит к тому, что они перестают быть универсальным покупательным средством, нарушается вся система кредита, прежде всего долгосрочного, обесцениваются денежные фонды, резко сокращается обновление основного капитала и, в конечном счете, нарушается весь процесс воспроизводства.
Но даже медленно текущая инфляция, когда деньги обесцениваются незначительно, приводит к отрицательным последствиям. Это происходит потому, что инфляционный рост прибылей монополий вызывает снижение платежеспособного спроса населения. Таким образом, инфляция подрывает основу накопления капитала.
Инфляция проходит несколько стадий, для каждой из которых характерен определенный вид инфляции и соответствующий рост цен. На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренной или ползучей. Деньги обесцениваются на 2–3% в год. Умеренную инфляцию, если денежные расходы и зарплата растут пропорционально, население воспринимает достаточно спокойно. Любые, даже случайные факторы могут вывести экономику из состояния равновесия и создать условия для развития инфляции, но уже на более высоком уровне – с темпом 5–7% в год. При этом темпы экономического роста резко снижаются, замедляется научно-технический прогресс и растет социально-экономическая напряженность.
На второй стадии инфляции повышение цен измеряется уже двузначной цифрой. Такая инфляция называется галопирующей или скачущей. В странах, переживших такую инфляцию, экономический рост практически останавливается. При очень высокой инфляции народное хозяйство входит в состояние стагфляции, т.е. происходит почти полная остановка его развития (стагнация). Одновременно предельно обостряется социально-политическая ситуация. Причем, чем выше темпы инфляции на этой стадии, тем глубже и тяжелее политические потрясения.
При галопирующей инфляции цены повышаются от 20 до 50% в год. Как правило, договора заключаются с учетом роста цен или в иностранной валюте. Деньги вкладываются в материальные ценности. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень большими темпами, быстро увеличивается разрыв между уровнем цен и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.
В условиях гиперинфляции темпы роста инфляции и цен чрезвычайно высоки, они оказывают разрушительное воздействие на объем производства и занятость. Это объясняется тем, что покупатели и продавцы, потребители и производители стремятся опередить предполагаемое повышение цен, реализуя доходы путем немедленной покупки товаров, а также вкладывая свои сбережения в инвестиционные товары, т.е. происходит так называемое “бегство от денег”.
В связи с тем, что стоимость жизни повышается, рабочие добиваются роста номинальной зарплаты, которая покрыла бы не только прошлое повышение цен, но и компенсировала бы ожидаемую инфляцию. Это, в конечном счете, приводит к увеличению издержек и как следствие – к росту цен, что порождает новые требования о повышении заработной платы, после чего наступает новый виток повышения цен. В результате возникает “инфляционная спираль зарплат и цен”.
Вместо того, чтобы вкладывать капитал в производственные ресурсы, многие фирмы, а также население приобретают непроизводительные материальные ценности: золотые изделия, бриллианты, драгоценные металлы, недвижимость и др.
При гиперинфляции цены растут резко и неравномерно, нарушаются нормальные экономические отношения. Предприниматели не знают, какую цену установить на свой товар. Покупатели перестают ориентироваться в ценах. Деньги быстро обесцениваются. Более того, они перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости, средства обращения и платежа, а также средства накопления.
Таким образом, зарождаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на все остальные отрасли народного хозяйства. Такой тип инфляции называется “инфляцией спроса”. Однако ею не исчерпывается содержание проблемы инфляции.
В регионенеразвитость рыночных структур, наличие монополизма производителей привела к непрерывному и резкому росту цен на продукцию во многих отраслях. Использование продукции одних отраслей другими в качестве сырья, материалов и т.д. приводит к росту издержек, что, в конечном счете, снижает прибыль и делает невыгодным продолжение производства при действующем уровне цен и спроса. Чтобы продолжить производство, государству необходимо расширить спрос на деньги и создать условия для роста цен путем увеличения денежной массы, т.е. повышения доходов потребителей. В этом состоит сущность механизма инфляции издержек.
Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку эта борьба связана с формированием рыночных структур и структурной перестройкой производства. Инфляция издержек имеет место и в украинской экономике. Ее причиной является опережающий рост цен на потребляемые ресурсы (прежде всего уголь, нефть, газ, нефтепродукты и т.д.) по сравнению с ценами на потребительские товары.
В конечном счете, главные факторы, вызывающие инфляцию – как инфляцию спроса, так и инфляцию издержек, – коренятся в производстве. В самом деле, при инфляции спроса изменения в уровне цен вызываются избыточным спросом. В этом случае покупатели имеют возможность покупать товаров больше, чем общество может производить, т.е. производство не в состоянии увеличить объем товаров и услуг в силу ограниченности производственных возможностей. Поэтому избыточный спрос вызывает рост цен.
Но бывают ситуации, когда уровень цен растет, хотя спрос не является избыточным. Такая инфляция возникает в результате изменений издержек и предложения товаров на рынке. Рост цен при инфляции издержек вызывается такими факторами, которые приводят к повышению затрат на единицу продукции, т.е. средних издержек при существующем объеме производства. Эти затраты определяются путем деления общих затрат на объем выпущенной продукции.
Рост издержек на единицу продукции при действующем уровне цен уменьшает прибыль, а также объем производства и предложения. Сокращение предложения ведет к росту цен.
Главными факторами инфляции издержек являются: рост заработной платы; повышение цен на производственные ресурсы.
В реальной жизни довольно сложно отличить один тип инфляции от другого. Предположим, что расходы на энергоресурсы резко возросли, в результате чего возникла инфляция спроса. Рост цен в этом случае ведет и к повышению стоимости материальных ресурсов, и повышению заработной платы, что в свою очередь вызывает увеличение издержек и, как следствие, рост цен на конечную продукцию. Несмотря на то, что имела место инфляция спроса, для многих фирм она обернулась инфляцией издержек.
Инфляция спроса и инфляция издержек имеют еще одно существенное различие. Инфляция спроса продолжается до тех пор, пока имеют место чрезмерные расходы, т.е. пока денежная масса на рынке имеет чрезмерную величину. Инфляция же издержек сама себя погашает. Это происходит следующим образом: в результате снижения предложения объем производства и занятости сокращается, что приводит к ограничению роста издержек, т.е. инфляция издержек ведет к спаду производства, что сдерживает дальнейшее повышение издержек.
Инфляция измеряется с помощью таких показателей:
- индексов цен и покупательной способности национальной валюты;
- темпов инфляции, индексов заработной платы и реальных доходов населения.
Для учета характеристики темпов инфляции и динамики цен используется агрегатный индекс цен – индекс Пааше, названный так по имени немецкого статистика Г. Пааше (1.3):
, | (1.3) |
где Jp – агрегатный индекс цен;
p0 – цена товара в базисном периоде;
p1– цена товара в отчетном периоде;
q1 – объем реализации товара в натуральном выражении в отчетном периоде.
В реальных расчетах очень сложно учесть каждый товар индивидуально. Поэтому для исчисления индексов цен используют постоянный стандартизованный набор товаров (т. н. “потребительская корзина”). Органы статистики осуществляют регистрацию цен, которые используются для расчета индексов цен. К ценам, используемым в учете и статистике, относятся текущие, средние, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей.
Инфляция имеет серьезные социально-экономические последствия:
1. Происходит дополнительное перераспределение доходов в пользу высокообеспеченных групп населения.
2. Наибольшие потери несут слои населения с фиксированными доходами.
3. Проигрывают кредиторы, выдающие кредиты на длительные сроки без изменения процентной ставки.
4. Государство, собственники переносят свои проблемы на трудовое население.
5. Хозяйственная деятельность становится все более спекулятивной.
6. Происходит обесценивание сбережений, оборотных средств и свертывание кредитов с одной стороны, и растет потребность в кредитах и дотациях - с другой.
7. Цены перестают выполнять свои функции – не поддаются должному контролю, учету и прогнозу.
Основным инструментом преодоления инфляции является рост производства, его стабилизация, невозможно без значительного роста инвестиций. Другим направлением антиинфляционной политики является последовательное ограничение роста денежной эмиссии, которое должно быть согласовано с проведением структурной перестройки экономики, а также упорядочением бюджета и мерами прямого регулирования цен.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 249.