Проверка расчетов по депонированным суммам
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей), проверяются в тесной взаимосвязи с кассовыми операциями. Правильность отражения в учете депонированных сумм устанавливается посредством проверки:

соответствия записей по кредиту субсчета 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» данным расчетно-платежной ведомости и итоговой сумме реестра депонированных сумм;

достоверности и надлежащего оформления расходных кассовых ордеров, почтовых переводов, наличия отметок о выплатах в реестре депонированных сумм, подтверждающих записи по дебету субсчета 76-5.

Затем проверяется идентичность итогов по корреспондирующим записям в регистрах по счетам 50 «Касса», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и субсчета 76-5.

Важно убедиться, что сальдо по субсчету 76-5 не включает задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также что списание депонированных сумм, не востребованных работниками по истечении трех лет, проведено в установленном порядке на основании соответствующего приказа руководителя.

7. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам, проверка организации налогового учета и правильности оформления объектов налогообложения

Основные направления проверки расчетов с бюджетом:

установление правильности определения налогооблагаемой базы;

подтверждение адекватности применения налоговых ставок;

оценка правомерности применения льгот;

исследование порядка заполнения налоговых деклараций (расчетов);

проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления налогов и сборов;

изучение состояния аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Проверку следует начинать с изучения учетной политики организации для целей налогообложения, выяснить, по каким налогам, сборам и платежам организация ведет расчеты с бюджетом. Затем, используя результаты проверки по другим вопросам и исходя из требований законодательства, проверить правильность расчета налогооблагаемой базы в налоговых декларациях, обоснованность и правомерность применения налоговых ставок и льгот.

Суммы начисленных налогов (сборов, платежей), указанные в налоговых декларациях (расчетах), сравниваются с записями в регистрах синтетического и аналитического учета по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Устанавливается наличие документального подтверждения отраженных сумм начисленных налоговых санкций и пени, подлежащих уплате в бюджет, проверяется правильность использованной при этом корреспонденции счетов.

Дебетовые обороты по счету 68 сопоставляют с соответствующими записями по кредиту счетов учета денежных средств, определяют своевременность и полноту уплаты всех налогов (сборов, платежей), наличие необходимых платежных документов и точность их отражения в учете.

После этого изучается сальдо расчетов с бюджетом в разрезе видов налогов (сборов, платежей). Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. При необходимости установить реальность числящейся задолженности перед бюджетом проводят инвентаризацию расчетов.

Следует убедиться в отсутствии просроченной задолженности, а если таковая будет выявлена — вскрыть ее причины и проанализировать меры, принимаемые для ее ликвидации.

При проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость помимо прочего изучаются ведение книги покупок (если это предусмотрено учетной политикой организации) согласно установленной форме, правильность произведенных в ней записей и их соответствие первичным документам. Важно помнить, что организация вправе вести несколько отдельных книг покупок по определенным ею суммам НДС с отражением итоговых данных в сводной книге покупок.

Цифры в сводной книге покупок сличаются с показателями налоговой декларации (расчета) по НДС. Затем проверяется правильность отражения в учетных регистрах записей по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».

В завершение проверки изучается достоверность показателей отчетности, отражающих состояние расчетов с бюджетом, анализируется величина начисленных и уплаченных налогов и сборов.

 

Тема 6. ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВЛОЖЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

Вопросы лекции:

1. Цель, задачи и источники проверки операций с основными средствами;

2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля операций с основными средствами и вложений в долгосрочные активы;

3. Проверка операций по осуществлению вложений в долгосрочные активы и их отражения на счетах бухгалтерского учета;

4. Проверка наличия и сохранности основных средств, их технического состояния, своевременности и качества проведения инвентаризации, оценки и переоценки;

5. Проверка правильности документального оформления и учета операций по движению основных средств;

6. Проверка правильности начисления амортизации по объектам основных средств;

7. Проверка операций по аренде основных средств у арендатора (арендодателя);

8. Проверка лизинговых операций

 

1. Цель, задачи и источники проверки операций с основными средствами

Целью проверки операций с основными средствами является определение законности, достоверности, целесообразности и эффективности совершенных с ними хозяйственных операций, установление соответствия применяемой методики бухгалтерского учета основных средств действующим нормативным правовым актам, регламентирующим порядок учета наличия и движения основных средств.

Ключевыезадачи проверки операций с основными средствами:

1) контроль сохранности, технического состояния и эффективного использования основных средств;

2) проверка законности совершения и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств, начислению и отражению в учете амортизации и хозяйственных операций, связанных с их ремонтом;

3) проверка правильности отнесения предметов к инвентарным объектам основных средств и их группировки в соответствии с установленной классификацией;

4) проверка адекватности оценки основных средств в бухгалтерском учете;

5) проверка соблюдения режима экономии в расходовании средств на ремонт; выявление причин отклонений фактических затрат на эти цели от утвержденных смет;

6) проверка достоверности учетных и отчетных данных об объемах и себестоимости ремонтных работ;

7) проверка оформления выбытия основных средств вследствие ветхости, стихийных бедствий, полного износа;

8) проверка правильности оценки основных средств при их реализации, передаче физическим и юридическим лицам, сдаче в аренду;

9) проверка наличия договора аренды помещений и оборудования и его соответствия требованиям действующего законодательства в части распоряжения арендным имуществом и расчета арендной платы; анализ выполнения арендных обязательств;

10) оценка состояния аналитического и синтетического учета собственных и арендованных основных средств в бухгалтерии и по материально ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств;

11) проверка соблюдения налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и арендой основных средств у юридических и физических лиц;

12) проверка результатов переоценки инвентарных объектов основных средств;

13) проверка правильности документального оформления и учета лизинговых операций;

14) определение соответствия показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета основных средств.

В процессе осуществления контроля проверяются:

наличие, состояние и условия хранения неиспользуемого оборудования, меры по его реализации или передаче другим организациям;

наличие излишних основных средств, соблюдение норм технической оснащенности и эффективности использования объектов основных средств;

выполнение планов реконструкции и технического перевооружения организаций;

наличие внутренних резервов, связанных с внедрением передового опыта и сокращением использования ручного труда;

действующий порядок учета затрат на текущий и капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах ремонтных работ;

учет капитальных вложений;

обоснованность произведенных затрат на ремонт основных средств и правильность отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Источники информации, используемые при проверке операций с основными средствами, зависят от принятых в организации учетной политики и формы бухгалтерского учета. Для выполнения поставленных задач используются следующие источники:

организационно-распорядительные и первичные документы: договоры купли-продажи основных средств; договоры на передачу, получение в аренду (лизинг) основных средств; приказ «Об учетной политике организации»; график инвентаризаций; договоры о полной индивидуальной и коллективной (бригадной) материальной ответственности; акты (накладные) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1); акты приемки-передачи групп объектов основных средств (форма ОС-1а); накладные на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма ОС-2); акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3); акты на списание основных средств (форма ОС-4); акты на списание автотранспортных средств (форма ОС-4а); акты ввода в эксплуатацию; накладные; акты инвентаризаций основных средств; счета-фактуры; инвентарные карточки учета объекта основных средств (форма ОС-6); инвентарные карточки группового учета объектов основных средств (форма ОС-6а); опись карточек учета объектов основных средств (форма ОС-10); инвентарные книги учета объектов основных средств (форма ОС-6б); акты приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма КС-Т4); акты о приемке-передаче оборудования (форма ОС-14); акты о приемке-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15); акты о выявленных дефектах в оборудовании (форма ОС-16); разработочные таблицы (форма 6 по расчету сумм амортизационных отчислений); дефектные ведомости; наряд-заказ на ремонт основных средств; расчетные ведомости по переоценке основных средств; акты экспертов и оценщиков и др.;

регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные активы», 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», 08 «Вложения в долгосрочные активы», 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих платежей», 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду» и др.;

бухгалтерская и статистическая отчетность: баланс (форма 1); отчет о прибылях и убытках (форма 2); отчет о вводе в действие объектов основных средств и использовании инвестиций в основной капитал (формы 1-ис (инвестиции), 4-ис (инвестиции) и 6-ис (инвестиции); отчет о наличии и движении основных средств и других внеоборотных активов (форма 1-ф (ос); отчет о составе средств (форма 4-ф (средства).

 

2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля операций с основными средствами и вложений в долгосрочные активы

В процессе проверки состояния бухгалтерского учета операций с основными средствами необходимо выяснить:

соблюдение установленных условий отнесения объектов к основным средствам;

осуществление классификации основных средств на соответствующие группы;

обоснованность способов начисления амортизации по вновь поступившим объектам основных средств.

Проверяющий изучает используемую в организации схему отражения на счетах бухгалтерского учета движения объектов основных средств и график документооборота по учету их движения. Наряду с этим выясняются следующие вопросы:

используются ли унифицированные формы первичных документов;

заключались ли договоры о покупке объектов основных средств за иностранную валюту;

проводилась ли переоценка данных объектов.

Проверке подвергается и аналитический учет основных средств: эффективность его ведения, периодичность сверки данных аналитического и синтетического учета.

При проверке состояния внутрихозяйственного контроля операций с основными средствами необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

определенность круга материально ответственных лиц, на которых возложено обеспечение сохранности основных средств;

наличие договоров о полной материальной ответственности, заключенных с этими лицами;

достаточность условий, обеспечивающих сохранность основных средств;

эффективность проверок полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию основных средств.

Проверяющий должен убедиться в отсутствии фактов несанкционированного перемещения отдельных объектов основных средств, а также установить, проверяется ли их использование по различным направлениям деятельности, выявляются ли работники, виновные в повреждении данных объектов. Наряду с этим изучаются состояние контроля за списанием объектов основных средств и порядок оприходования материалов и отходов, получаемых в результате списания. Выборочно по машинам и оборудованию устанавливается надежность проверки объема и качества ремонтов основных средств. Анализируются порядок регистрации сдачи основных средств в аренду и забалансовый учет таких средств.

Отдельно исследуются расчеты с бюджетом: как проверяется правильность исчисления налога на имущество и начисления амортизации для целей налогообложения.

Помимо этого исследуются вопросы, связанные с внутрихозяйственным контролем поступления основных средств:

планирование расходов на приобретение и создание основных средств, их ремонт и модернизацию;

утверждение сметы данных расходов;

разработка и действие внутренней инструкции по учету приобретения и создания основных средств, учету расходов на их ремонт и модернизацию;

наличие и соблюдение критериев отнесения расходов к текущим или капитальным;

своевременность государственной регистрации основных средств (если она требуется в соответствии с действующим законодательством).

Проверяющему необходимо также установить, назначена ли приказом руководителя организации постоянно действующая инвентаризационная комиссия для проведения проверки сохранности материальных ценностей, проводились ли инвентаризации и выборочные проверки, как оформлены их результаты, какие меры приняты к виновным лицам в случае выявления недостачи объектов основных средств.

 

3. Проверка операций по осуществлению вложений во внеоборотные активы и их отражения на счетах бухгалтерского учета

При проверке вложений в долгосрочные активы следует обратить внимание на правильность:

документального оформления операций по осуществлению вложений в долгосрочные активы;

определения и отражения инвентарной стоимости объектов основных средств, нематериальных активов и объектов природопользования;

учета затрат на строительство и приобретение объектов основных средств, нематериальных активов, земельных участков и объектов природопользования;

отражения соответствующих показателей при заполнении бухгалтерской и статистической отчетности.

Начинать проверку целесообразно с определения характера осуществляемых организацией вложений в долгосрочные активы, после чего изучить документальное оформление соответствующих операций:

договоры на приобретение оборудования, его транспортировку и монтаж, на приобретение нематериальных активов и объектов природопользования, на строительные работы (с подрядными организациями), сопутствующие сметы, титульные списки на капитальное строительство;

акты о приемке выполненных работ, счета-фактуры, накладные и другие документы, подтверждающие факты осуществления расходов, связанных с вложениями в долгосрочные активы;

платежные документы (выписки банка, платежные поручения, расчетно-платежные ведомости), свидетельствующие об оплате расходов;

документы о государственной регистрации построенных объектов.

На основании полученной информации проверяющий определяет, как формировалась первоначальная стоимость объектов основных средств и нематериальных активов. Дело в том, что у отдельных субъектов хозяйствования первоначальная стоимость объектов значительно занижена, поскольку они не присоединяют к указанной в договоре (счете) поставщика стоимости дополнительные расходы, понесенные организацией в связи с доставкой, погрузкой, разгрузкой и монтажом оборудования. Как правило, эти расходы они впоследствии относят на себестоимость выпускаемой готовой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), искажая тем самым финансовые показатели своей деятельности и уменьшая начисляемые и уплачиваемые суммы налогов. Встречаются также случаи неправильного учета процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств: их начисляют после ввода основных средств в эксплуатацию, вместо того чтобы в соответствии с учетной политикой организации учитывать в составе операционных расходов либо вложений в долгосрочные активы, в конце отчетного года включая в стоимость объектов основных средств (за исключением процентов по просроченным кредитам и займам).

Проверка организации синтетического и аналитического учета по отдельным видам вложений в долгосрочные активы предполагает изучение регистров по счету 08 «Вложения в долгосрочные активы» и всем используемым субсчетам на предмет полноты отражения совершенных хозяйственных операций, соответствия сумм операций первичным документам, правильности корреспонденции счетов. Проводится сравнение с показателями регистров по счетам, корреспондирующим со счетом 08.

Проверив достоверность сальдо по счету 08, переходят к изучению показателей отчетности, обращая внимание на правильность переноса сведений из Главной книги и других учетных регистров.

 

 

4. Проверка наличия и сохранности основных средств, их технического состояния, своевременности и качества проведения инвентаризации, оценки и переоценки

Проверку основных средств начинают с обследования их фактического наличия, технического состояния и использования. В осмотре объектов и изучении производственно-технической документации (технические паспорта, инструкции) обязательно участвуют специалисты служб, компетентных в проверяемых вопросах.

При обследовании оборудования выясняются его фактическая производительность, комплектность, общетехническое состояние, а также использование в соответствии с установленными параметрами. При этом выявляется оборудование, требующее капитального, среднего и текущего ремонтов, а также подлежащее списанию вследствие непригодности для дальнейшей эксплуатации. На оборудование последней группы составляется отдельная ведомость. Проверяющий должен фиксировать случаи досрочного выхода оборудования из строя, простоев из-за аварий и других нестандартных ситуаций. Целесообразно рассчитать размер неиспользованного резерва производства, определив стоимость неизготовленной продукции, сумму недополученной прибыли и размер брака. Выявляется излишнее, ненужное или неустановленное оборудование, возможные факты его порчи по причине необеспечения надлежащих условий хранения.

При обследовании зданий и сооружений обращают внимание на их техническое и противопожарное состояние, наличие нормальных условий труда для работающего персонала, обеспечение сохранности материальных ценностей.

Наряду с обследованием проводится инвентаризация основных средств, которой предшествует проверка наличия и состояния технических паспортов и документации, подтверждающей право собственности на основные средства, сданные или принятые в аренду или на хранение. Изучается инвентарная опись карточек основных средств на дату проведения проверки.

Инвентаризация осуществляется с учетом территориального размещения объектов основных средств. Все они осматриваются инвентаризационной комиссией и включаются в инвентаризационную опись основных средств (ф. № инв.-1), где указываются их полное наименование, краткая характеристика, год выпуска, назначение, инвентарный и заводской номера, номер по паспорту, количество и стоимость — фактические и по данным бухгалтерского учета. Если оборудование и прочие механизмы являются некомплектными, в описи делается соответствующая запись.

Инвентаризация может выявить незаконно построенные, неоприходованные объекты основных средств, фактически эксплуатируемые, но уже списанные по данным бухгалтерского учета с баланса организации. В процессе проверки следует установить, не используются ли такие объекты (особенно предметы культурно-бытового назначения) в личных целях отдельными работниками, не изготавливается ли на них неучтенная продукция.

При проведении проверки основных средств определяют достаточность принятых мер по обеспечению их сохранности. Изучаются приказ руководителя организации о назначении материально ответственных лиц и заключенные с ними договоры о материальной ответственности. Важно, чтобы должности этих лиц соответствовали Перечню должностей и работ, занимаемых и выполняемых работниками, с которыми организация может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

В процессе проверки важно удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости различных объектов основных средств:

по объектам, изготовленным в самой организации либо приобретенным за плату у других субъектов хозяйствования, она рассчитывается исходя из фактических данных о затратах по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке. Выявленная в момент ввода объекта в эксплуатацию стоимость остается неизменной в течение всего срока его нахождения в организации (за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке долгосрочных инвестиций, реконструкции и модернизации объектов);

по объектам, внесенным учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, — путем экспертизы достоверности оценки имущества;

по объектам, полученным от других субъектов хозяйствования безвозмездно, — одним из следующих способов:

суммированием стоимости активов, подтвержденной данными бухгалтерского учета передающей стороны, и фактически произведенных затрат, связанных с их получением, в том числе осуществляемых другими лицами по договору с ними;

на основании заключения об их оценке, проведенной юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим оценочную деятельность;

на основании документов, подтверждающих стоимость аналогичных активов, сходных с подлежащими оценке по ключевым экономическим, техническим, технологическим и иным характеристикам с учетом их индивидуальных особенностей;

по объектам, безвозмездно полученным от физических лиц, — исходя из рыночной стоимости, а в случае невозможности ее оценки — по соглашению сторон;

по объектам, бывшим в эксплуатации и приобретенным за плату, — по покупной стоимости с добавлением расходов, связанных с доставкой и установкой, а также сумм амортизации по этим объектам, указанных в документах на куплю-продажу.

Проверяя правильность проведения переоценки основных средств, нужно убедиться, что она была проведена по всем основным средствам, числящимся на балансе организации, как действующим, так и находящимся в запасе (резерве, на складе), консервации, сданным в аренду или временное пользование независимо от технического состояния (степени износа) объектов.

Необходимо установить наличие: приказа руководителя организации о создании комиссии для проведения переоценки в составе главного бухгалтера и других специалистов; ведомости переоценки основных средств по состоянию на 1 января, которая формируется на базе инвентаризационных описей, инвентарных карточек учета основных средств, технических паспортов и другой технической документации и в которой расчеты по переоценке должны производиться отдельно по каждому объекту.

 

5. Проверка правильности документального оформления и учета операций по движению основных средств

Важным этапом проверки является изучение операций по движению основных средств с точки зрения законности, целесообразности и правильности их отражения в учете. Объем контрольных процедур определяется проверяющим самостоятельно исходя из субъективной классификации операций с основными средствами на типичные и нетипичные, а также из повторяемости операций, целей создания и функционирования организаций, сложностей налогообложения.

Изучение правильности документального оформления и учета операций по движению основных средств следует начинать с ознакомления с учетной политикой организации на проверяемый финансовый год. Устанавливается лимит (предельная стоимость) отнесения объектов к основным средствам, принятый организацией в рамках действующего законодательства.

Далее проверяющему необходимо выяснить:

назначена ли в организации постоянно действующая комиссия по приему и списанию объектов основных средств;

правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1);

указана ли стоимость объекта в договоре аренды (при получении основных средств в долгосрочную аренду с правом выкупа).

Поступление основных средств должно оформляться актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (форма № ОС-1) с приложением к нему технической документации на каждый объект. В процессе проверки устанавливаются полнота и правильность составления актов этой формы: заполнение всех реквизитов, наличие заключения комиссии и подписей (с расшифровкой) председателя и членов приемочной комиссии, а также приемщика и сдатчика объекта основных средств. Оформленный акт должен быть утвержден руководителем организации.

Если хозяйствующий субъект приобретал основные средства за плату, следует проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета. Методом прослеживания устанавливают: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, расчетных документах организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства; используется ли в учете счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств (от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС). Особое внимание обращается на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции должны оформляться письменным договором купли-продажи, в котором обязательно указываются паспортные данные продавца.

Проверяющий также определяет правильность оценки и отражения в бухгалтерском учете основных средств, вносимых в уставный фонд, их фактическое поступление в качестве вкладов учредителей. Для этого используются записи в учетных регистрах по счетам 01 «Основные средства» и 80 «Уставный капитал», а также устав организации и учредительный договор.

Документальной проверке подлежат операции по выбытию основных средств, причинами которого могут быть:

ликвидация объекта в силу его ветхости, износа либо по форс-мажорным обстоятельствам;

ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

передача основных средств другим организациям.

Данные операции целесообразно проверить сплошным способом, изучая первичные документы (акты списания, акты приемки-передачи, накладные, счета-фактуры и др.) и регистры аналитического и синтетического учета (инвентарные карточки, ведомости, машинограммы и др.). При проверке выбытия основных средств выясняется, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. Анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, следует выявить причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образовавшихся запасных частей, материалов и др.

При проверке операций выбытия основных средств данные актов на списание сличают с показателями учетных регистров по счету 01.

Далее проверяется документальное оформление и учет операций по ремонту основных средств. Прежде всего изучается содержание плана ремонтных работ, смет, расцененных описей работ и калькуляций. Особое внимание уделяется реальности смет (иногда их составляют после завершения ремонта объекта и сметную стоимость приравнивают к фактическим затратам). Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра и утверждаться руководителем организации. Сопоставляя фактические даты приема отремонтированных объектов (по актам формы № ОС-2) со сроками их выполнения, проверяющий устанавливает своевременность выполнения плана ремонтных работ по каждому объекту. При выявлении фактов несоблюдения графика ремонта необходимо выяснить причины и последствия (потери в выполнении объема выпуска продукции, удорожание ее себестоимости и снижение прибыли).

 

6. Проверка правильности начисления амортизации по объектам основных средств

В ходе проверки необходимо установить, по всем ли объектам основных средств рассчитывались амортизационные отчисления. Для этого общая стоимость основных средств, указанных в расчете, сравнивается с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге и с данными баланса на соответствующую дату с учетом движения основных средств. Однако важно иметь в виду, что амортизация не начисляется по некоторым видам основных средств (продуктивному скоту, библиотечным фондам и др.). Проверяющему следует уточнить расчет амортизации основных средств с учетом их движения (поступления и выбытия) в течение года. Размер амортизационных отчислений за отчетный месяц можно определить расчетным путем: к сумме амортизации, начисленной в предыдущем месяце, прибавить сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычесть сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации основных средств, по которым амортизация начислена в полном объеме. Начисление амортизации без учета движения искажает показатели издержек производства и остаточной стоимости основных средств.

Необходимо убедиться в адекватности выбранного способа и метода начисления амортизационных отчислений, правильном установлении срока полезного использования объектов (задействованных в предпринимательской деятельности) или нормативного срока их службы (по не задействованным в предпринимательской деятельности объектам), а также годовых (месячных) норм (сумм) амортизации. Проверка производится выборочным сравнением норм, указанных в инвентарных карточках, с нормами, зафиксированными в нормативных документах. Затем оценивается обоснованность принятого организацией коэффициента ускорения (при использовании метода уменьшаемого остатка).

Важным моментом проверки является установление правильности выбора организацией источника списания амортизационных отчислений.

 

7. Проверка операций по аренде основных средств у арендатора (арендодателя)

Проверку операций по аренде основных средств целесообразно начинать с изучения договора аренды с точки зрения его соответствия требованиям действующего законодательства. Правовые нормы арендных отношений регламентированы Гражданским кодексом Республики Беларусь, определяющим как общие вопросы, так и особенности отдельных видов договоров аренды.

Проверяющему необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, а также сроки аренды;

порядок, условия и сроки внесения арендной платы;

распределение обязанностей сторон по вопросам восстановления и ремонта арендованного имущества;

условия договора в отношении состояния имущества, возвращаемого арендатором после прекращения действия договора;

возможность сдачи арендованного имущества в субаренду.

Важным моментом проверки рассматриваемых операций является изучение документального оформления приема (передачи) объектов аренды. Сдаче в аренду основных средств (включая помещения) обязательно предшествует инвентаризация, результаты которой отражаются в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) или передаточном акте (на помещения). К актам могут прилагаться копия инвентарной карточки на объект основных средств, план передаваемых в аренду помещений, другие документы.

Далее изучается организация учета объектов основных средств, полученных по договору аренды. Объекты должны числиться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными арендодателем, и учитываться за балансом на счете 001 «Арендованные основные средства». Проверяющий оценивает обоснованность записей в регистре бухгалтерского учета по этому забалансовому счету, изучает инвентарные карточки объектов в бухгалтерии арендатора. Основные средства должны учитываться у арендатора в оценке, указанной в договорах на аренду.

Проверке подлежат документальное подтверждение осуществления капитальных вложений в арендованные основные средства и правильность их отражения в учете в зависимости от того, являются произведенные улучшения отделимыми или неотделимыми от объекта.

После этого изучаются правильность начисления, своевременность и полнота перечисления арендных платежей.

При сдаче объектов основных средств в текущую аренду проверяющий, изучая приказ об учетной политике, устанавливает принятый в бухгалтерском учете организации порядок признания доходов от аренды: в качестве доходов по обычным видам деятельности или операционных доходов. От этого зависит порядок отражения полученных арендных платежей, амортизации и расходов по обслуживанию (ремонту) объектов основных средств.

Большое значение имеет проверка начисления амортизационных отчислений по арендованным объектам основных средств.

 

8. Проверка лизинговых операций

Проверяющий должен убедиться в правильности составления договоров по лизингу имущества, изучить порядок платежей, отражение операций по начислению и перечислению этих платежей.

В целом методика проверки лизинговых операций аналогична методике проверки операций по аренде основных средств, однако имеются некоторые особенности.

У лизингодателя следует изучить:

правильность формирования первоначальной стоимости объекта лизинга;

отражение операций принятия объекта к учету;

порядок начисления амортизации;

операции по отражению лизинговых платежей;

документальное оформление и учет операций по выкупу объекта лизинга лизингополучателем.

Для проверки затрат, связанных с приобретением (в том числе доставкой, установкой, монтажом) объектов лизинга и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию лизингополучателем (до момента передачи), необходимо изучить соответствующие первичные документы (накладные, акты о приеме-передаче выполненных работ (оказанных услуг) и т.д.), а также сделанные на их основе записи в учетных регистрах по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Приобретение объектов лизинга» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Проверяющему следует убедиться в правильности учета лизинговых платежей, который обусловлен нахождением объекта лизинга на балансе лизингодателя или лизингополучателя. В обоих случаях проверяются записи по дебету и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов».

Далее изучаются своевременность и полнота признания доходом (выручкой) суммы лизингового платежа в соответствии с учетной политикой, а также правильность отражения на счетах бухгалтерского учета.

При проверке операций по выкупу лизингополучателем объекта лизинга важно помнить, что порядок их учета зависит от того, на балансе какой из сторон находится объект лизинга.

В процессе осуществления контроля лизинговых операций у лизингополучателя следует изучить документальное подтверждение и отражение в учете расходов по доставке, монтажу и установке объекта лизинга, если по условиям договора такие расходы несет лизингополучатель.

Если по истечении срока договора объект лизинга возвращается лизингодателю, проверяющий должен изучить записи в учетных регистрах лизингополучателя по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредиту счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др.

При проверке отражения в учете лизинговых платежей нужно учитывать, что начисление причитающегося лизингодателю текущего платежа должно отражаться по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». В случае досрочной уплаты лизинговых платежей до истечения срока договора лизинга начисленные платежи подлежат списанию в соответствии с установленной договором периодичностью в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44 с кредита счета 76.

Следующий этап проверки — установление правильности оприходования объекта лизинга в собственность лизингополучателя.

В завершение проверки проводится анализ эффективности использования основных средств, полученных по договору лизинга. Обобщив результаты своей работы, проверяющий обосновывает предложения по устранению недостатков, вскрытых при исследовании лизинговых операций.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 317.