План лекции:
1. Цель, задачи и источники проверки учредительных документов и формирования уставного фонда.
2. Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда
1. Цель, задачи и источники проверки учредительных документов и формирования уставного фонда
Цель проверки учредительных документов и формирования уставного фонда состоит в изучении юридических оснований на право функционирования экономического субъекта, определении соответствия его деятельности положениям учредительных документов, а методики учета уставного фонда — нормативным актам.
Необходимо выделить следующие основные задачи проверки:
1) определение юридических оснований на право функционирования субъекта хозяйствования.
Для этого необходимо проверить:
- наличие оригиналов учредительных документов с внесенными в них изменениями и дополнениями;
- своевременность и правильность государственной регистрации учредительных документов;
наличия филиалов, представительств, других обособленных подразделений и положений о них;
соответствие содержания учредительных документов (в том числе размера объявленного уставного фонда) требованиям действующего законодательства Республики Беларусь;
законность фактически осуществляемых видов деятельности;
2) оценка полноты и своевременности формирования уставного фонда;
3) установление действительности факта внесения вкладов в уставный фонд и правильности денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в качестве вклада в уставный фонд (в оплату акций);
4) проверка правильности отражения в учете операций по формированию уставного фонда;
5) изучение обоснованности изменений величины уставного фонда;
6) установление соответствия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учетным данным в части,:
величины и структуры уставного фонда;
задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный фонд;
наличия собственных акций, выкупленных у акционеров;
задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов;
7) проверка юридических оснований для вхождения в уставный фонд других субъектов хозяйствования, их участия в фонде и выбытия из него.
Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:
- устав проверяемой организации;
- учредительный договор (при наличии — зарегистрированные изменения к нему);
- свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции;
- свидетельство о формировании уставного фонда (для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими свою деятельность более двух лет со дня государственной регистрации);
- документы, связанные с приватизацией и акционированием (при наличии);
- договор на банковское обслуживание;
- документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных организаций;
- акты экспертизы, подтверждающие достоверность оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;
- проспект эмиссии, отчет о результатах его выполнения;
- приказы, распоряжения, внутренние положения и реестр акционеров (для акционерных обществ);
-переписка с учредителями и акционерами;
- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
- журналы регистрации выдачи доверенностей другим лицам (помимо руководителя) проверяемой организации и наделения их полномочиями при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях;
документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный фонд в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме в качестве взноса в уставный фонд, и т.д.);
регистры синтетического и аналитического учета уставного фонда по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал» и др.;
Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;
отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1) —стр. 410 «Уставный капитал», а также строки, по которым отражаются остатки имущества, имущественных прав, денежных средств, ценных бумаг, внесенных в качестве вклада в уставный фонд; отчет об изменении капитала (форма 3); показатели других форм отчетности в зависимости от формы вкладов в уставный фонд и др.
2. Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда
Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда основывается на одновременном использовании юридического и бухгалтерского подходов и предусматривает проведение, как правовой экспертизы учредительных документов, так и определение правильности отражении на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по формированию уставного фонда.
Проверка осуществляется сплошным способом с использованием приемов как документального, так и фактического контроля. Выбор контрольных процедур зависит от задач, стоящих перед проверяющими.
При определении юридических оснований на право функционирования субъекта хозяйствования проверяют наличие следующих учредительных документов:
устава (для юридических лиц в форме ОАО, ЗАО, производственного кооператива, унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для юридического лица, созданного одним учредителем);
учредительного договора и устава (для ООО и ОДО);
учредительного договора (для полного или коммандитного товарищества).
Правильность оформления учредительных документов и соответствие их содержания нормам законодательства проверяются в процессе государственной регистрации организаций, поэтому у проверяющего нет необходимости повторять данную процедуру. Однако следует удостовериться в наличии штампа о государственной регистрации на уставе (учредительном договоре), а также на изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица. Если в учредительные документы вносились изменения, то у юридического лица необходимо проверить наличие свидетельств о государственной регистрации и перерегистрации, о постановке на учет в налоговом органе и в органах статистики.
Проверяющий должен удостовериться в том, что после смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации были выполнены требования законодательства о внесении изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) и о представлении его в двухмесячный срок для государственной регистрации. Если произошла смена местонахождения организации, то проверке подлежит факт уведомления об этом регистрирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения.
Далее проверяющему необходимо установить соблюдение требования законодательства о минимальной размере уставного фонда.
Важной контрольной процедурой является проверка соотношения величины уставного фонда (УФ) и чистых активов (ЧА) организации. Если по окончании финансового года (начиная со второго с момента государственной регистрации) стоимость чистых активов окажется менее уставного фонда, то организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. В случае, когда стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, такая коммерческая организация подлежит ликвидации в установленном порядке.
Проверка законности фактически осуществляемых видов деятельности заключается в том, чтобы удостовериться в наличии лицензий по видам деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. Обязательно следует изучить сроки действия лицензий, так как право организации осуществлять такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и утрачивается по его истечении. Деятельность, осуществляемая без соответствующей лицензии, признается незаконной.
Оценка полноты и своевременности формирования уставного фонда проводится на основании изучения учетных регистров по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал». Кредитовое сальдо по счету 75 «Расчеты с учредителями» показывает остаток невнесенных вкладов учредителей в уставный фонд.
Следует также проверить, имеется ли у коммерческой организации с иностранными инвестициями, с даты государственной регистрации которой прошло более двух лет, аудиторское заключение, подтверждающее факт формирования уставного фонда в установленном объеме, и было ли оно представлено в зарегистрировавший ее орган в сроки, установленные действующим законодательством Республики Беларусь. Если данное требование выполнено должным образом, то у организации должно быть в наличии выданное регистрирующим органом свидетельство о формировании уставного фонда.
После изучения полноты и своевременности формирования уставного фонда проверяющий определяет реальность внесения вкладов в уставный фонд: все ли учредители своевременно и в полном объеме осуществили вклады, имеется ли в наличии имущество, внесенное в качестве неденежного вклада. Результаты проверки отражаются в рабочем документе в виде таблицы. Параллельно определяется правильность денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в качестве вклада в уставный фонд (в оплату акций).
Проверяющему необходимо учитывать требование законодательства о том, что не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами.
Факты невнесения или неполного внесения взносов в уставный фонд организации могут служить основанием для признания организации неучрежденной и подлежащей ликвидации.
Проверка правильности отражения в учете операций по формированию уставного фонда проводится на основании изучения записей по счету 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».
Особое внимание следует обратить на проверку правильности отражения в учете внесения вкладов в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, так как в учредительных документах он должен быть объявлен в долларах США.
Необходимо проверить каждую учетную запись по изменению величины уставного фонда и изучить ее обоснованность. Следует убедиться в том, что в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности содержится объяснение причин изменения уставного фонда, и установить соответствие показателей бухгалтерской отчетности учетным данным в части:
величины и структуры уставного фонда;
задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный фонд;
наличия собственных акций, выкупленных у акционеров;
задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов.
По результатам проверки составляются соответствующие рабочие документы.
Результаты проверки данных учетных регистров по счету 80, Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, бухгалтерской отчетности отражаются в специальной таблице.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 290.