Тема 3. ПРОВЕРКА УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО ФОНДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План лекции:

1. Цель, задачи и источники проверки учредительных документов и формирования уставного фонда.

 2. Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда

 

1. Цель, задачи и источники проверки учредительных документов и формирования уставного фонда

Цель проверки учредительных документов и формирования уставного фонда состоит в изучении юридических оснований на право функционирования экономического субъекта, определении соответствия его деятельности положениям учредительных документов, а методики учета уставного фонда — нормативным актам.

Необходимо выделить следующие основные задачи проверки:

1) определение юридических оснований на право функционирования субъекта хозяйствования.

Для этого необходимо проверить:

- наличие оригиналов учредительных документов с внесенными в них изменениями и дополнениями;

- своевременность и правильность государственной регистрации учредительных документов;

наличия филиалов, представительств, других обособленных подразделений и положений о них;

соответствие содержания учредительных документов (в том числе размера объявленного уставного фонда) требованиям действующего законодательства Республики Беларусь;

законность фактически осуществляемых видов деятельности;

2) оценка полноты и своевременности формирования уставного фонда;

3) установление действительности факта внесения вкладов в уставный фонд и правильности денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в качестве вклада в уставный фонд (в оплату акций);

4) проверка правильности отражения в учете операций по формированию уставного фонда;

5) изучение обоснованности изменений величины уставного фонда;

6) установление соответствия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности учетным данным в части,:

величины и структуры уставного фонда;

задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный фонд;

наличия собственных акций, выкупленных у акционеров;

задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов;

7) проверка юридических оснований для вхождения в уставный фонд других субъектов хозяйствования, их участия в фонде и выбытия из него.

Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:

- устав проверяемой организации;

- учредительный договор (при наличии — зарегистрированные изменения к нему);

- свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции;

- свидетельство о формировании уставного фонда (для коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими свою деятельность более двух лет со дня государственной регистрации);

- документы, связанные с приватизацией и акционированием (при наличии);

- договор на банковское обслуживание;

- документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных организаций;

- акты экспертизы, подтверждающие достоверность оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица;

- проспект эмиссии, отчет о результатах его выполнения;

- приказы, распоряжения, внутренние положения и реестр акционеров (для акционерных обществ);

-переписка с учредителями и акционерами;

- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;

- журналы регистрации выдачи доверенностей другим лицам (помимо руководителя) проверяемой организации и наделения их полномочиями при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях;

документы, подтверждающие внесение долей учредителей в уставный фонд в денежной, натуральной, нематериальной форме или в виде ценных бумаг (выписки банка, приходные кассовые ордера, акты оприходования имущества, представленного в натуральной форме в качестве взноса в уставный фонд, и т.д.);

регистры синтетического и аналитического учета уставного фонда по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал» и др.;

Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость;

отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1) —стр. 410 «Уставный капитал», а также строки, по которым отражаются остатки имущества, имущественных прав, денежных средств, ценных бумаг, внесенных в качестве вклада в уставный фонд; отчет об изменении капитала (форма 3); показатели других форм отчетности в зависимости от формы вкладов в уставный фонд и др.

 

2. Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда

Методика проверки учредительных документов и формирования уставного фонда основывается на одновременном использовании юридического и бухгалтерского подходов и предусматривает проведение, как правовой экспертизы учредительных документов, так и определение правильности отражении на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций по формированию уставного фонда.

Проверка осуществляется сплошным способом с использованием приемов как документального, так и фактического контроля. Выбор контрольных процедур зависит от задач, стоящих перед проверяющими.

При определении юридических оснований на право функционирования субъекта хозяйствования проверяют наличие следующих учредительных документов:

устава (для юридических лиц в форме ОАО, ЗАО, производственного кооператива, унитарного предприятия, крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для юридического лица, созданного одним учредителем);

учредительного договора и устава (для ООО и ОДО);

учредительного договора (для полного или коммандитного товарищества).

Правильность оформления учредительных документов и соответствие их содержания нормам законодательства проверяются в процессе государственной регистрации организаций, поэтому у проверяющего нет необходимости повторять данную процедуру. Однако следует удостовериться в наличии штампа о государственной регистрации на уставе (учредительном договоре), а также на изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица. Если в учредительные документы вносились изменения, то у юридического лица необходимо проверить наличие свидетельств о государственной регистрации и перерегистрации, о постановке на учет в налоговом органе и в органах статистики.

Проверяющий должен удостовериться в том, что после смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации были выполнены требования законодательства о внесении изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор) и о представлении его в двухмесячный срок для государственной регистрации. Если произошла смена местонахождения организации, то проверке подлежит факт уведомления об этом регистрирующего органа в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения.

Далее проверяющему необходимо установить соблюдение требования законодательства о минимальной размере уставного фонда.

Важной контрольной процедурой является проверка соотношения величины уставного фонда (УФ) и чистых активов (ЧА) организации. Если по окончании финансового года (начиная со второго с момента государственной регистрации) стоимость чистых активов окажется менее уставного фонда, то организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. В случае, когда стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, такая коммерческая организация подлежит ликвидации в установленном порядке.

Проверка законности фактически осуществляемых видов деятельности заключается в том, чтобы удостовериться в наличии лицензий по видам деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством. Обязательно следует изучить сроки действия лицензий, так как право организации осуществлять такие виды деятельности возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и утрачивается по его истечении. Деятельность, осуществляемая без соответствующей лицензии, признается незаконной.

Оценка полноты и своевременности формирования уставного фонда проводится на основании изучения учетных регистров по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал». Кредитовое сальдо по счету 75 «Расчеты с учредителями» показывает остаток невнесенных вкладов учредителей в уставный фонд.

Следует также проверить, имеется ли у коммерческой организации с иностранными инвестициями, с даты государственной регистрации которой прошло более двух лет, аудиторское заключение, подтверждающее факт формирования уставного фонда в установленном объеме, и было ли оно представлено в зарегистрировавший ее орган в сроки, установленные действующим законодательством Республики Беларусь. Если данное требование выполнено должным образом, то у организации должно быть в наличии выданное регистрирующим органом свидетельство о формировании уставного фонда.

После изучения полноты и своевременности формирования уставного фонда проверяющий определяет реальность внесения вкладов в уставный фонд: все ли учредители своевременно и в полном объеме осуществили вклады, имеется ли в наличии имущество, внесенное в качестве неденежного вклада. Результаты проверки отражаются в рабочем документе в виде таблицы. Параллельно определяется правильность денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в качестве вклада в уставный фонд (в оплату акций).

Проверяющему необходимо учитывать требование законодательства о том, что не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу, за исключением случаев, установленных законодательными актами.

Факты невнесения или неполного внесения взносов в уставный фонд организации могут служить основанием для признания организации неучрежденной и подлежащей ликвидации.

Проверка правильности отражения в учете операций по формированию уставного фонда проводится на основании изучения записей по счету 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал».

Особое внимание следует обратить на проверку правильности отражения в учете внесения вкладов в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями, так как в учредительных документах он должен быть объявлен в долларах США.

Необходимо проверить каждую учетную запись по изменению величины уставного фонда и изучить ее обоснованность. Следует убедиться в том, что в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности содержится объяснение причин изменения уставного фонда, и установить соответствие показателей бухгалтерской отчетности учетным данным в части:

величины и структуры уставного фонда;

задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный фонд;

наличия собственных акций, выкупленных у акционеров;

задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов.

По результатам проверки составляются соответствующие рабочие документы.

Результаты проверки данных учетных регистров по счету 80, Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, бухгалтерской отчетности отражаются в специальной таблице.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 265.