Значение и задачи контроля в торговле и общественном питании в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «розничная торговля» определено в таких нормативно-правовых актах, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Налоговый кодекс Республики Беларусь, Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности, а также в Законе Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З «О торговле» (далее - Закон). Согласно этим актам, розничная торговля – это вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Законом также определены и понятия оптовая торговля и общественное питание.

Под оптовой торговлей понимается вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Под общественным питанием понимается предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания.

В Республике Беларусь наряду с Министерством торговли Республики Беларусь, Белкоопсоюзом этим видом деятельности занимаются также фирменные магазины и фирменные секции различных отраслей национальной экономики республики, а также организации с частной формой собственности.

 В последнее время в республике появился новый вид розничной торговли – торговля с использованием сети Интернет. При осуществлении торговли с использованием сети Интернет информационные сети, системы и ресурсы используются в порядке, определенном законодательными актами Республики Беларусь.

Вышеотмеченным Законом также определено, что государственное регулирование торговли и общественного питания осуществляется посредством проведения контроля (статья 4).

Статьей 29 Закона установлено, что контроль … осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерством торговли Республики Беларусь, областными, городскими (включая Минский городской), районными исполнительными комитетами, а контроль за соблюдением требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров (статья 12 Закона), а также требований, направленных на защиту конкуренции в области торговли и общественного питания (статьи 26 – 28 Закона) – также Департаментом ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь в порядке и в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

В организациях торговли и общественного питания осуществляется продвижение огромной массы товаров, поэтому контроль за их сохранностью, снижением и предупреждением потерь при хранении и продвижении товаров от поставщиков до покупателей имеет большое значение.

С переходом торговых организаций на новые условия хозяйствования значительно повысилась ответственность их коллективов за конечные финансовые результаты. Эффективная работа торговых организаций невозможна без осуществления повседневного контроля выполнения прогнозных показателей, сохранности товарно-материальных ценностей, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Важнейшими задачами контроля в торговле являются проверка и анализ экономики торговых организаций, разработка мероприятий и предложений, направленных на улучшение их работы. Проверяющие совместно с другими специалистами различных служб проверяемых торговых организаций должны исследовать выполнение плана товарооборота, состояние товарных запасов, взаимоотношения с поставщиками, целесообразность и эффективность хозяйственных операций.

 

2. Порядок проверки соблюдения установленных правил продажи товаров.

И в розничной, и в оптовой торговле есть ряд особенностей, на которые проверяющему следует обратить внимание при проверке. К ним относятся:

- соблюдение установленных правил продажи товаров;

- соблюдение установленных правил наличных расчетов с покупателем.

Отношения между продавцами – организациями розничной торговли и покупателями – гражданами, приобретающими товары для личных, семейных и домашних нужд, регламентированы действующим законодательством, которым защищены права потребителей в республике. С учетом законодательства, Правительством республики установлен ряд норм и правил торговли, исполнение которых организациями розничной торговли является обязательным.

Проверяющий должен убедиться в том, что торговая организация, ставшая объектом проверки, соблюдает перечисленные нормы и правила. В частности, согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, продавец обязан:

- иметь книгу отзывов и предложений;

- иметь в торговом зале измерительное оборудование, в том числе и такое, которое покупатель может использовать для проверки правильности цены, меры, веса приобретенного товара, и подвергать это оборудование метрологической поверке;

- доводить до сведения покупателей установленную информацию (наименование организации, адрес, режим работы), расположенную на вывеске организации;

- доводить до сведения покупателей информацию о товарах, их свойствах, их изготовителях и т.д.;

- выполнять иные требования, установленные Правилами.

За несоблюдение установленных правил продажи товаров на торговую организацию может быть наложен административный штраф в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Кроме того, в соответствии со статьей 30 Закона Республики Беларусь «О торговле» при установлении в ходе проверки субъекта торговли, субъекта общественного питания случаев продажи товаров, не соответствующих установленным нормативным правовым актам Республики Беларусь, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, требованиям к качеству и безопасности товаров, продажи товаров без предусмотренных законодательством республики сопроводительных документов и (или) документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы, либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами республики, контролирующие органы вправе в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, вынести в отношении проверяемых субъекта торговли, субъекта общественного питания требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи таких товаров. 

 

 

3. Порядок проверки соблюдения установленных правил расчетов с покупателями.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. №924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращении кассового оборудования» (в ред. от 20 апреля 2016 г. №319/12) установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели с 1 июля 2012 г. при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные денежные средства с применением автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов со встроенным кассовым оборудованием для обеспечения регистрации и некорректируемого учета принятых наличных денежных средств и печати платежного документа либо со средством контроля налоговых органов, с 1 октября 2017 г. – со встроенным кассовым оборудованием с установленным средством контроля налоговых органов либо со средством контроля налоговых органов.

В ходе проверки необходимо установить, включена ли используемая торговой организацией модель автоматического электронного аппарата в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь. После этого устанавливается соблюдение требований вышеуказанного постановления в части:

1. Наличия договора на техническое обслуживание и ремонт КСА, специальной компьютерной системы;

2. Регистрации КСА, специальной компьютерной системы в налоговом органе. Порядок регистрации приведен в Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. №44 (в ред. от 21 июля 2015 г. №18).

Получив необходимую информацию, необходимо проверить использование КСА и специальных компьютерных систем торговой организацией в соответствии с существующими требованиями.  При проверке необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Имеется ли в наличии книга кассира-операциониста и правильность ее ведения;

2. Правильность и обоснованность заполнения документов, подтверждающих выдачу кассиру, иному уполномоченному лицу перед началом рабочего дня (смены) наличных денежных средств авансом для расходных операций в размере и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;

3. Предоставляются ли ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет отчеты о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием КСА, специальных компьютерных систем и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы при продаже товаров.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 264.