Хмельницкий В.А.
Практический аудит в торговле и общественном питании
Конспект лекций
для студентов специальности
1-25 01 08 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
специализации 1-25 01 08 – 03 10 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и общественном питании»
МИНСК 2016
Тема 1. Введение в дисциплину «Практический аудит в торговле и общественном питании»
Вопросы лекции:
1. Значение и задачи контроля в торговле и общественном питании в современных условиях.
2. Порядок проверки соблюдения установленных правил продажи товаров.
3. Порядок проверки соблюдения установленных правил расчетов с покупателями.
Тема 2. Проверка организации бухгалтерского учета и учетной политики.
Вопросы лекции:
1. Цель, задачи и источники проверки организации бухгалтерского учета.
2. Методика проверки организации бухгалтерского учета.
3. Цель, задачи и источники проверки учетной политики.
4. Методика проверки учетной политики.
5. Оценка последствий при изменении учетной политики.
6. Проверка состава и правильности заполнения форм бухгалтерской отчетности.
Цель, задачи и источники информации проверки организации бухгалтерского учета.
Цель проверки организации бухгалтерского учета – установить соответствие организации бухгалтерского учета требованиям, установленным действующими в республике нормативными актами и инструктивными материалами, а также особенностям деятельности субъекта хозяйствования.
Для достижения поставленной цели в процессе проверки должны быть решены задачи по установлению соответствия организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета, системы документации и документооборота условиям организации и управления субъекта хозяйствования;
- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером;
- возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера;
Источниками информации для проверки являются:
- Положение о бухгалтерии (бухгалтерской службе) организации;
- должностные обязанности (инструкции) сотрудников бухгалтерии;
- график документооборота;
- описание технологического процесса компьютерной обработки учетной информации;
- результаты проводимых проверяющими устных опросов и анкетирования сотрудников бухгалтерии и др.
Цель, задачи и источники проверки учетной политики
Цель проверки учетной политики — установление соответствия применяемых в организации способов ведения бухгалтерского учета в проверяемом периоде нормативным правовым документам и инструктивным материалам Республики Беларусь.
Задачи изучения учетной политики:
— оценка учетной политики с точки зрения ее соответствия законодательству, регламентирующему порядок ведения бухгалтерского учета в Республике Беларусь, налоговому законодательству;
— оценка соответствия рабочего плана счетов и используемых форм первичной документации действующему законодательству;
— определение рациональности системы документооборота;
Источником информации при проверке является приказ об учетной политике организации на проверяемый год и приложения к нему:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- применяемые организацией формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета;
- график документооборота.
Наличие перечисленных документов (даже правильно и своевременно оформленных) не является доказательством использования учетной политики в качестве инструмента управления организацией. Зачастую учетная политика является формальной, безликой и не отражает индивидуальность и специфику хозяйственных операций торговой организации или организации общественного питания.
ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ В БАНКАХ
Вопросы лекции:
3.1. Цель, задачи и источники проверки операций с денежными средствами
3.2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе
3.4. Методика проверки движения денежных средств и денежных документов в кассе
3.5. Особенности проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте
3.6. Методика проверки движения денежных средств на счетах в банках
3.1. Цель, задачи и источники проверки операций с денежными средствами
Цель проверки операций с денежными средствами — установление законности, достоверности и целесообразности их осуществления, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Основными задачами проверки являются:
1) оценка системы внутрихозяйственного контроля операций с денежными средствами;
2) проверка соблюдения кассовой дисциплины, установленного порядка оформления и учета кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами;
3) определение законности, достоверности и целесообразности совершенных операций по счетам в банках, своевременности и правильности их документального оформления и отражения в учете;
4) проверка соответствия действующему законодательству совершенных операций по покупке и продаже иностранной валюты, расчетов курсовых разниц по этим операциям и их отражения в учете;
5) оценка достоверности соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:
организационно-распорядительные и первичные документы: должностная инструкция кассира и приказ о его назначении; договор с кассиром о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) ответственности установленной формы; приходные и расходные кассовые ордера; журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; заявления на взнос наличной иностранной валюты; журнал (книга) регистрации депонентов; авансовые отчеты; выписки банка по счетам с приложенными к ним документами; перечень лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке; договоры на банковское обслуживание; журнал регистрации платежных поручений; инкассовые поручения; чековые книжки; реестры чеков и др.;
регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга или оборотно-сальдовая ведомость; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.; журнал кассира-операциониста; кассовая книга; отчеты кассира и др.;
бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о движении денежных средств (форма 4); примечания к балансу; отчет об обороте кассы (форма 4-торг (касса); отчет о поступлении и расходовании валютных средств (форма 12-валюта).
3.2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля денежных средств
Изучение и оценка системы внутрихозяйственного контроля денежных средств в общем случае включают следующие направления:
проверку наличия соответствующих организационно-распорядительных документов;
изучение состояния и порядка использования контрольно-кассовой техники с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям;
проверку обеспечения необходимых условий хранения денежных средств в кассе и в процессе их доставки из филиала банка;
установление соблюдения сроков проведения внезапных инвентаризаций кассы;
проверка своевременности обработки и отражения в учете выписок банка;
установление обеспечения сохранности кассовых и банковских документов и защиты соответствующих программных средств от несанкционированного доступа.
Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля денежных средств целесообразно начинать с изучения штатного расписания организации, приказов об увольнении и назначении кассира и бухгалтера, ведущего учет операций с денежными средствами. Это необходимо для того, чтобы выявить лиц, занимавших указанные должности в проверяемом периоде. При этом следует учитывать, что в организации, где штатным расписанием не предусмотрена должность кассира, его обязанности могут быть возложены на другого штатного работника (с его согласия). С ним обязательно должен заключаться договор о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности. Важно определить, какие должностные лица организации имеют право первой и второй подписи банковских документов.
Затем проверяется наличие должностных инструкций кассира и бухгалтера, а также приказа о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии; уточняется, предусмотрена ли передача обязанностей по ведению кассовых операций в случае вынужденной замены (отпуска, болезни и т.д.) кассира; изучаются имеющиеся договоры о банковском обслуживании и формируется список банковских счетов организации по их видам.
Значимым моментом является проверка исправности кассовых суммирующих аппаратов (КСА), с помощью которых осуществляется прием наличных денежных средств от покупателей. При этом обращается внимание на наличие пломбы, свидетельствующей об отсутствии фактов самовольного вскрытия данных аппаратов, а также голографической наклейки, удостоверяющей регистрацию в налоговой инспекции. Следует определить, включена ли КСА организации в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Особое внимание проверяющий должен уделить изучению условий сохранности денежных средств и денежных документов в кассе: изолировано ли помещение кассы; хранятся ли денежные средства и ценные бумаги в несгораемом сейфе или металлическом ящике, опечатываются ли они; у кого находятся дубликаты ключей от сейфа; как обеспечивается сохранность денежных средств, полученных в банке; имеется ли сигнализация на случай пожара или проникновения в помещение кассы посторонних лиц и т.д.
Далее проверяющий устанавливает, проводится ли комиссией внезапная инвентаризация денежных средств, хранящихся в кассе с полным полистным (поштучным) пересчетом наличных денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, находящихся в кассе. Следует обратить внимание на правильность составления актов инвентаризации, обоснованность решения руководителя о регулировании выявленных излишков (недостач).
3.3. Порядок проведения инвентаризации денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе
Как правило, проверка кассовых операций начинается с проведения внезапной инвентаризации. Кассир предоставляет для проверки последний кассовый отчет, документы по операциям последнего дня, расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.
Инвентаризация должна проводиться в соответствии с Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств. Если в организации работает несколько кассиров или лиц, у которых могут находиться денежные средства либо другие ценности, проверяющий должен потребовать, чтобы к началу проверки названные лица отчитались о движении этих средств перед главным кассиром. В необходимых случаях инвентаризация проводится одновременно у всех материально ответственных лиц, имеющих в подотчете денежные средства и другие ценности. Если такая возможность отсутствует, то место хранения ценностей опечатывается и проверка проводится последовательно.
Кассиру положено до начала инвентаризации денежных средств в кассе составить кассовый отчет и вывести остаток денег по кассовой книге на день проверки. Необходимо проверить правильность кассового отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. Остаток денег в кассе проверяется арифметически приемом балансовой увязки движения денежных средств с учетом остатка по балансу на первое число месяца, а также общих сумм приходных и расходных операций. При проверке кассового отчета и приложенных к нему приходных и расходных документов сопоставляются номера последних приходных и расходных ордеров с записями в журнале регистрации для полноты учета последних кассовых операций. Проверенный и завизированный проверяющим отчет передается в бухгалтерию для отражения его данных на счетах и в регистрах бухгалтерского учета. На основании последнего отчета определяется остаток денежной наличности в кассе на момент инвентаризации.
В случаях, когда кассир до начала проверки делает заявление о том, что в кассе находятся денежные средства, документы и ценности, не принадлежащие данной организации, или, наоборот, они по какой-то причине полностью или частично находятся вне кассы, это заявление необходимо немедленно проверить, имея в виду, что хранение в кассе денежных средств и ценностей, не принадлежащих организации, запрещается.
Одновременно с кассира берется расписка о том, что все приходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации кассы не осталось неоприходованных и не списанных в расход денежных средств.
Каждый предъявленный кассиром документ, хранящийся в кассе, следует проверить по форме и по существу отраженных в нем операций, уделяя особое внимание наличию на расходных документах подписей руководителя и главного бухгалтера, а также подписи лиц в получении денег. Наряду с этим изучается соблюдение в приходных и расходных кассовых ордерах последовательности номеров, указанных в последнем отчете кассира. Нарушение последовательности — сигнал о возможном изъятии отдельных документов с целью их сокрытия или злоупотребления.
Если в кассе имеются незакрытые платежные ведомости, по которым начата выплата заработной платы, то уже выплаченные по ним суммы включаются в акт инвентаризации и приравниваются к наличным денежным средствам. Фактически выплаченные суммы показываются в акте инвентаризации кассы отдельной строкой с отражением номера и суммы по каждому документу. Недооформленные кассовые документы и черновые расписки не принимаются во внимание, и наличие таких фактов отражается в акте инвентаризации кассы как нарушение кассовой дисциплины.
Изучив кассовый отчет и приложенные к нему документы, проверяющий визирует их и предлагает кассиру предъявить находящиеся в сейфе наличные денежные средства, денежные документы и бланки строгой отчетности. Денежные средства кассир, а следом за ним один из членов инвентаризационной комиссии пересчитывают по каждой купюре в отдельности. Денежные купюры в банковских упаковках также пересчитываются. При наличии множества купюр проверяющий составляет опись с указанием их достоинства, количества и суммы. Опись подписывается членами комиссии. В случае возникновения у проверяющего и членов комиссии разногласий о фактическом наличии денег процедура повторяется.
Одновременно с проверкой наличных денег пересчитываются остатки ценных бумаг, денежных документов и других ценностей, хранящихся в кассе. В описи указываются их наименования, номера и другие отличительные признаки, количество и суммы. Почтовые марки и марки госпошлины принимаются по номинальной стоимости. По лимитированным чековым книжкам целесообразно составить отдельную опись, указав дату получения из учреждения банка, сумму установленного лимита, номера использованных и оставшихся чеков и их сумму. Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, для акций — именные и на предъявителя, привилигированные и обыкновенные) с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Особое внимание при проверке операций с денежными документами обращается на путевки в санатории и дома отдыха, приобретенные за счет соответствующего фонда. Сохранность их проверяется по данным аналитического учета.
Остатки бланков строгой отчетности (бланки трудовых книжек, квитанционные книжки и т.п.) сопоставляются с данными забалансового счета 006 «Бланки строгой отчетности».
При инвентаризации кассы необходимо убедиться, что кассовая книга правильно оформлена и соблюден порядок ее ведения. Устанавливается наличие приказа руководителя организации, в котором определен круг лиц, имеющих право подписывать кассовые документы, а также есть ли у кассира образцы подписей этих лиц.
Проверяющему следует тщательно осмотреть все отделения и ячейки сейфа (металлического ящика) и все помещения кассы, чтобы не допустить неполного предъявления кассиром денежных средств и ценностей для пересчета. Целесообразно обратить внимание на наличие у кассира подписанных руководителем или главным бухгалтером незаполненных приходных и расходных кассовых ордеров или чеков в чековых книжках.
Кроме того, осуществляя внезапную инвентаризацию кассы, проверяющий сопоставляет номер корешка в чековой книжке от последнего получения суммы в учреждении банка или от квитанции на взнос наличными в учреждение банка с их последними номерами в отчете кассира. При ненадлежащей постановке контроля недобросовестный кассир может предъявить денежные средства, полученные в учреждении банка в день проверки, и тем самым скрыть недостачу, так как выписки из счетов банка, как правило, приходят в организацию на следующий день после совершения операций.
При наличии изолированного помещения кассы доступ в него на время инвентаризации перекрывается для всех, кроме кассира и членов комиссии, но, ни один человек не вправе покидать помещение кассы в процессе проверки.
Составленные акт инвентаризации наличных денежных средств и инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности подписывают проверяющий, члены инвентаризационной комиссии и кассир. Последний при этом должен дать расписку в принятии на ответственное хранение всех указанных в акте сумм денежных средств, а также документов и других ценностей. Акт инвентаризации наличных денежных средств составляется обычно в трех экземплярах: один прилагается к материалам проверки, второй передается в бухгалтерию, а третий остается у кассира.
Изучив фактическое наличие денежных средств и ценностей, хранящихся в кассе, а также обследовав кассовое хозяйство, проверяющий сосредоточивается на кассовых операциях, применяя, как правило, сплошной способ проверки. Он обращает внимание на порядок ведения учета денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе, соблюдение кассовой дисциплины, достоверность и законность операций с наличными денежными средствами в национальной и иностранной валюте. Прежде всего следует определить, применяются ли в организации для оформления кассовых операций унифицированные формы первичной учетной документации и заполнены ли все ее обязательные реквизиты. Анализ сведений, содержащихся в учетных регистрах по счету 50 «Касса», позволяет установить объем и характер кассовых операций по поступлению денежных средств и их расходованию за проверяемый период.
Затем изучаются сохранность чеков и корешков к ним в чековых книжках; правильность определения остатков денег в кассе, переноса их на следующий день по кассовой книге и подсчета в ней итоговых сумм по приходу и расходу за отчетный период; полнота отражения в кассовой книге и отчетах кассира всех операций с денежным средствами, их взаимное соответствие; использование полученных из банка наличных денег по целевому назначению; своевременность и полнота возврата в банк неиспользованных денежных средств; использование кассовой выручки на текущие нужды в пределах установленных норм.
Одной из задач проверки является определение правильности оформления документов, по которым производились операции, связанные с получением и выдачей наличных денежных средств. Все кассовые приходные и расходные ордера, другие документы должны быть заполнены четко, ясно, без помарок (никакие подчистки и исправления в этих документах не допускаются), а приложения, являющиеся основанием для приема или выдачи денег, — погашены штампами «Получено» или «Оплачено», датированы и подписаны кассиром. Факты отсутствия штампов погашения необходимо отразить в рабочем документе, так как это создает условия для повторного использования документов. На платежных ведомостях должны стоять разрешительные подписи на выплату денег получателям с указанием срока выплаты, а также подписи лиц, получивших денежные средства, или отметка «Депонировано», если деньги не получены. Проверяющему следует убедиться в том, что кассовые приходные и расходные ордера имеют раздельную нумерацию и были выписаны в бухгалтерии в момент совершения операции.
Наряду с этим изучаются наличие и подлинность подписей должностных лиц и получателей денег на кассовых ордерах и других денежных документах, законность произведенных из кассы выплат денежных средств. Выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером, а также случаи подписи ими и выдачи кассиру незаполненных чеков для самостоятельного заполнения при получении денег в банке.
Необходимо проверить достоверность приходных и расходных кассовых ордеров. Следует установить, кто производит регистрацию выписанных кассовых ордеров в организации. Если регистрация осуществляется посредством технических средств, необходимо установить, имеется ли в выходной форме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в белорусских рублях», составляемой за соответствующий день, информация для учета движения наличных денег по целевому назначению. Проверяющий должен ознакомиться с документооборотом по кассовым операциям, с системой кодов, содержанием входной, промежуточной и выходной информации, порядком бухгалтерской обработки кассовых документов.
В каждой чековой книжке (в том числе неиспользованной) подсчитываются листы и проверяется, нет ли дефектов в переплете и креплении отдельных листов. Исследованию подвергаются вклеенные в чековую книжку испорченные чеки, изучается последовательность их номеров. Это позволяет выявить злоупотребления — замену корешка или испорченного чека новым из другой чековой книжки.
Проверка подсчета в кассовой книге итоговых сумм оборотов кассовых операций по каждой странице и за день, а также правильности переноса их на другую страницу обусловлена распространенными случаями ошибочного или умышленного искажения в оборотах и переносах сумм с одной страницы на другую. Наряду с этим изучается соответствие записей в кассовой книге данным отчета кассира и документов, на основании которых производились записи. Сверка приложенных к кассовым ордерам оправдательных документов с отчетом и кассовой книгой позволяет обнаружить возможные противоречия между ними по приходным и расходным операциям. Полноту отражения в кассовой книге и кассовом отчете документов по приходу и расходу наличных денег проверяющий устанавливает, сопоставляя приходные и расходные кассовые ордера и приложенные к ним оправдательные документы с данными кассовой книги и отчета кассира. Это позволяет выявить факты неполного оприходования наличных денег, полученных по чекам в учреждении банка и от работников организации за оказанные услуги, а также факты неполного списания их в расход.
После проверки правильности ведения кассовой книги определяют реальность и достоверность записей об остатках денег в книге и в отчетах кассира на начало и конец изучаемого периода. Остатки денежных средств на отдельные даты устанавливают, используя данные учетных регистров по счету 50 «Касса», Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, балансов.
После этого производится исследование документов, приложенных к кассовым ордерам, по существу отраженных в них операций. По всем сомнительным операциям делаются рабочие записи, чтобы более детально их проверить в период изучения соответствующих разделов финансово-хозяйственной деятельности организации. Проверка документов по существу отраженных в них операций предполагает установление адекватности хозяйственных операций действующему законодательству, правилам выполнения этих операций, утвержденным нормативам и прогнозным показателям, а также определение их хозяйственной целесообразности.
В ходе исследования кассовых операций проверяются полнота и своевременность оприходования денежных средств в кассу, полученных со счетов организации в банке. Сопоставляются суммы, отраженные на корешках чеков или в квитанциях на взнос наличными, в кассовых приходных и расходных ордерах, отчетах кассира, выписках банка, учетном регистре по счету 50 «Касса». Все операции с наличными денежными средствами учреждение банка отражает в выписках под специальным шифром (кодом). С учетом этого необходимо обращать внимание на наличие исправлений, подчисток, случаи обведения шифров операций с наличными денежными средствами чернилами, шариковой ручкой или на принтере (копировальном аппарате). Одновременно сверяются номера чеков, указанные на корешках и в выписках учреждения банка. Наряду с этим можно сличить остатки денег в кассе на первое число месяца с показателями баланса, а также обороты по приходу и расходу счета 50 «Касса» Главной книги с данными о месячных оборотах по дебету и кредиту этого счета. Исходная информация для определения месячных оборотов содержится на корешках чеков (дебет) и в квитанциях на взнос наличными (кредит). Результаты проверки соответствия данных обслуживающего банка записям в кассовой книге оформляются специальной таблицей.
Особого внимания проверяющего заслуживают операции по выплате заработной платы. Источниками для проверки обоснованности списания денежных средств в расход по кассе служат расчетно-платежные ведомости, документы по промежуточным расчетам в случаях увольнения или ухода в отпуск, выплатам внеплановых авансов и т.д.
При исследовании расчетно-платежных ведомостей проверяющему следует убедиться в наличии и достоверности подписей в получении денег, правильности подсчета итогов сумм выданной и депонированной заработной платы. Достоверность подписей можно установить их сличением с подписями на аналогичных документах, либо в ведомостях прошлых месяцев, либо на документах отдела кадров. В отдельных случаях производится опрос получателей денежных средств.
По ходу проверки кассовых операций, связанных с выплатой заработной платы, целесообразно делать рабочие пометки, чтобы вернуться к возникшим вопросам и основательно изучить их при проверке организации труда и заработной платы.
Сверка расчетно-платежных документов с данными отдела кадров показывает обоснованность включения в ведомости отдельных работников. Выборочным способом по табелям учета рабочего времени устанавливаются лица, работающие в организации и внесенные в расчетно-платежные ведомости на основании приказов о зачислении на работу и увольнении. В платежных ведомостях также проверяются итоги в графе «К выдаче на руки». Ошибки и злоупотребления могут допускаться путем увеличения итога без изменения сумм, отраженных построчно, и с их изменением, т.е. когда искусственно увеличивается сумма одному из получателей денежных средств.
Проверяя документы на выдачу наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе, важно изучить возможные отметки в расходном кассовом ордере, наименование и другие реквизиты документа, удостоверяющего личность получателя (номер, кем и когда выдан). При необходимости проверяющий принимает меры по установлению места жительства получателей денежных средств и выясняет у них возникшие вопросы.
В процессе исследования кассовых операций по выплате заработной платы временным работникам и совместителям обращается внимание на достоверность документов, подтверждающих количество отработанного времени, правильность оформления трудовых соглашений, реальность факта выполнения работ, обоснованность применяемых расценок. Уточняется объективная возможность выполнения работ данным лицом с учетом его квалификации и места нахождения в период, когда данные работы производились. Проверяющий должен установить, не получают ли штатные работники денежные средства по расходным кассовым ордерам за выполнение разовых работ, которые непосредственно входят в круг их должностных обязанностей.
Особого внимания требуют операции по депонированным суммам заработной платы и прочей кредиторской задолженности. Следует проверить наличие штампа или записи «Депонировано» в платежной ведомости против фамилий лиц, не получивших заработную плату, убедиться, что реестр депонированных сумм составлен и все суммы в него записаны. Проверяются также правильность ведения книги депонированной заработной платы и своевременность отражения в ней соответствующих сумм.
Для выявления случаев повторных выплат заработной платы и выплат депонентской задолженности подставным лицам целесообразно провести встречную проверку: сопоставить платежные ведомости, по которым была депонирована сумма, с книгой учета депонентских сумм, расходными кассовыми ордерами на выдачу депонентской задолженности, а также с дебетовыми записями в лицевых счетах работников проверяемой организации. Аналогичные действия производятся, если к расходному кассовому ордеру приложены квитанции, подтверждающие перечисление депонентской задолженности почтовыми переводами, либо есть подозрения, что почтовый перевод выписан подставному лицу, а перечисленная сумма отражена в книге учета депонентских сумм как погашение задолженности. В таких случаях для проверки достоверности перечисленной получателю суммы делаются письменные запросы или организуется посещение лиц, за которыми числилась депонентская задолженность, или осуществляется встречная проверка в отделениях связи по корешкам почтовых переводов.
Отдельно изучается правильность использования и соблюдения порядка выдачи наличных денег под отчет. Объектом внимания проверяющего является срок, на который выдаются подотчетные суммы: иногда он может свидетельствовать о незаконном авансировании работников организации.
Проверка документов на взнос в кассу подотчетным лицом сумм неизрасходованных авансов производится во взаимной связи с операциями, характеризующими сумму утвержденного авансового отчета. Сопоставлением данных авансовых отчетов подотчетных лиц с данными приходных кассовых ордеров, кассовой книги и отчета кассира проверяется правильность и реальность поступивших в кассу денежных средств.
В завершение проверки кассовых операций необходимо изучить корреспонденцию счетов по каждой кассовой операции, полноту отражения сумм на соответствующих счетах, правильность подсчета итогов построчно и в каждой графе соответствующих регистров бухгалтерского учета по счету 50 «Касса», взаимосвязь с корреспондирующими счетами, отраженными в других регистрах.
Каждая итоговая сумма учетного регистра сопоставляется с итогами по приходу и расходу денег соответствующего кассового отчета, затем проверяется правильность разноски операций из отчета кассира в учетные регистры по корреспондирующим счетам. В случае обнаружения нарушений кассовой и расчетно-платежной дисциплины проверяющий составляет накопительную ведомость.
3.5. Особенности проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте
Основными направлениями проверки операций с наличными денежными средствами в иностранной валюте являются:
определение полноты и своевременности оприходования валюты в кассу организации и ее сдачи в банк;
изучение правильности оформления кассовых документов на поступление и выдачу валюты;
проверка соблюдения установленного порядка отражения операций с наличной иностранной валютой в кассовой книге;
определение правильности расчета и отражения в учете курсовых разниц;
установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.
Допустимые направления использования наличной иностранной валюты резидентами и нерезидентами Республики Беларусь установлены Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей. В процессе проверки изучается обоснованность каждой выдачи валюты из кассы, а также правильность ее документального оформления. При этом следует иметь в виду, что выдача наличной иностранной валюты из касс юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей может производиться на основании следующих документов:
расходного кассового ордера формы КО-2в;
платежной ведомости с последующим проставлением на ней реквизитов расходного кассового ордера либо приложением расходного кассового ордера на общую сумму выплаченной наличной иностранной валюты по платежной ведомости (ведомостям) без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. На общую сумму выданной наличной иностранной валюты по нескольким платежным ведомостям допускается составление одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости.
Выдача наличной иностранной валюты под отчет на расходы, связанные со служебными командировками работников организации (подразделения) или индивидуального предпринимателя, производится в порядке и размерах, установленных законодательством.
В процессе изучения приходных и расходных кассовых ордеров проверяющий должен убедиться, что все реквизиты правильно заполнены (вручную или с помощью технических средств), а исправления отсутствуют. Если к расходному кассовому ордеру прилагается документ (заявление, счет и др.) с разрешительной надписью руководителя, то подпись последнего на ордере не требуется.
Регистрация приходных и расходных ордеров форм КО-1в и КО-2в осуществляется организацией в отдельном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в иностранной валюте (форма 1 или 1а) либо с использованием программно-технических средств. Выбор формы ведения журнала определяется руководителем, главным бухгалтером юридического лица, подразделения, индивидуальным предпринимателем. Выходная форма «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров» составляется за соответствующий день и содержит данные учета движения наличной иностранной валюты по целевому назначению.
Все поступления и выдачи наличной иностранной валюты должны учитываться в кассовой книге по форме КО-4в в разрезе видов иностранных валют. В процессе проверки, помимо прочего, следует обратить внимание на правильность исчисления и переноса на следующий день остатков (в иностранных валютах), подсчета итога оборотов валют за день, внесения достоверных курсов иностранных валют и расчета эквивалента в белорусских рублях оборота валют за день.
Заключительным этапом проверки является установление полноты и достоверности учета и отчетности по операциям с наличной валютой.
Курсы иностранных валют по отношению к рублю могут в течение месяца неоднократно меняться, что обусловливает необходимость переоценки остатков иностранных валют в кассе. Она должна проводиться на дату совершения приходной или расходной операции, а также на дату составления бухгалтерской отчетности (т.е. в последний день месяца независимо от того, имело ли место движение средств в течение месяца).
В процессе проверки следует внимательно изучить достоверность используемых курсов иностранных валют, правильность определения курсовых разниц и составления соответствующих бухгалтерских проводок.
3.6. Методика проверки движения денежных средств на счетах в банках
Проверка операций по счетам в банках начинается с изучения информации о счетах организации в национальной и иностранной валюте по договорам о банковском обслуживании. Устанавливаются количество и номера счетов, открытых в банках, наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем изучаются юридические основы взаимоотношений организации и банка, соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь.
В ходе исследования операций по счетам в банках осуществляются следующие контрольные процедуры:
проверка соответствия произведенных операций нормативным документам и законодательным актам, действующим на территории Республики Беларусь;
проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и приложенных к выпискам документов, подтверждающих операции;
арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;
проверка правильности составления бухгалтерских проводок и их отражения в учетных регистрах;
проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета по счетам 51 «Расчетныe счетa», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», Главной книге или оборотно-сальдовой ведомости, по статьям баланса (форма 1) и отчета о движении денежных средств (форма 4).
Проверяющий определяет наличие, достоверность и правильность оформления банковских выписок и документов к ним, точность переноса остатков, законность совершенных операций с денежными средствами на банковских счетах, проводит арифметическую проверку итогов.
Для подтверждения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. При выявлении расхождений в рабочем документе необходимо показать суммы отклонений и установить их причины.
В процессе проверки отслеживаются случаи бездокументального списания средств, отсутствия отметки банка на первичных документах, а также расхождения сумм в выписках банка с данными, указанными в соответствующих первичных документах, что может свидетельствовать об их подлоге.
Если появляются сомнения в достоверности остатка денежных средств на счете, отраженного в бухгалтерском регистре, проверяющий должен направить в банк, где открыт счет, запрос о подтверждении остатка на определенную дату.
Особое внимание необходимо уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств, для осуществления которых нужны решение суда, или прямое указание закона, или договор клиента с банком.
При проверке операций по счетам в банках также изучаются:
порядок ведения учетных регистров по счетам 51 «Расчетныe счетa», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и степень автоматизации учетных работ;
наличие регистров синтетического учета по каждому расчетному счету и сводных регистров;
своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на счетах; наличие записей в учетных регистрах по каждой выписке банка;
тождественность записей в учетных регистрах и выписках банка.
Подобные контрольные процедуры проводятся по каждому открытому счету. Далее остановимся на особенностях проверки различных видов счетов.
Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетныe счетa» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей регистров бухгалтерского учета по счетам учета кредитов.
Особое внимание следует уделить проверке полноты оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка. Для этого проводят встречную проверку записей в учетном регистре по кредиту счета 50 «Касса». Важно убедиться, что к выписке банка приложена квитанция к приходному кассовому ордеру.
Затем изучается законность списания денежных средств с расчетного счета. Перечисление денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам следует анализировать в ходе проверки расчетных операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» с точки зрения реальности и обоснованности их использования.
Детальной проверке должны подвергаться записи по кредиту счета 51 «Расчетныe счетa» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат: 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и т.д. Подобная корреспонденция счетов недопустима, так как за ней может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы или неоказанные услуги.
Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения проверяющий фиксирует в рабочей документации.
Направления проверки движения денежных средств на валютных счетах зависят от того, какой именно контролирующий субъект ее проводит.
Основными направлениями государственного валютного контроля являются:
определение соответствия валютных операций валютному законодательству;
обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, недопущение финансирования террористической и иной экстремистской деятельности;
проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.
Вопросы, изучаемые в процессе аудита операций на валютных счетах, определяет его главная цель — подтверждение достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В этой связи задача аудитора — установить:
законность открытия валютных счетов;
правильность и законность операций по покупке и продаже валюты, полноту их отражения в учете;
своевременность представления в банк реестра распределения иностранной валюты, платежных поручений на продажу части валютной выручки и на перечисление оставшейся части иностранной валюты с транзитного счета на счет юридического лица или индивидуального предпринимателя, к которому открыт транзитный счет;
целевое использование валютных средств;
правильность расчета и отражения в учете курсовых разниц.
В процессе проверки контролеру следует убедиться в наличии договоров банковских счетов, а также договора с банком на покупку-продажу иностранной валюты на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Затем необходимо определить наличие всех выписок банка (по всем валютным счетам) и приложенных к ним первичных документов, проверить правильность и полноту их оформления, точность расчета суммы иностранной валюты, подвергнутой обязательной продаже.
После этого отдельно проверяется каждая операция по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Изучаются заявки на покупку иностранной валюты (в них должна быть указана цель приобретения, проставлены отметки банка об обоснованности покупки иностранной валюты и принятии заявки к исполнению) и документы, подтверждающие основание для покупки.
Обязательно изучается вопрос целевого использования иностранной валюты в течение законодательно установленного срока. При несовпадении фактической цели использования приобретенной иностранной валюты и цели, указанной в заявке на ее покупку, следует убедиться в наличии уведомления об изменении целевого использования приобретенной иностранной валюты с отметкой банка о его принятии, а также приказа о направлении работника в служебную командировку за границу либо разрешения Национального банка.
Проверяющий должен установить, ведется ли аналитический учет по каждому открытому счету, производятся ли записи как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на день осуществления операции.
В случае обнаружения неправильной корреспонденции счетов или неверного отражения суммы операции проверяющий составляет соответствующий рабочий документ.
В процессе проверки движения денежных средств на специальных счетах в банках исследуются соответствующие операции в белорусских рублях и иностранных валютах, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами, а также в аккредитивах, чековых книжках и иных платежных документах (кроме векселей) на текущих, особых и иных специальных счетах. Кроме того, изучается движение средств целевого финансирования в той части, которая подлежит обособленному хранению.
Основные направления проверки следующие:
изучение обоснованности и правильности применения аккредитивной формы расчетов, ее отражения в учете;
определение правильности документального оформления и учета операций с использованием чековых книжек при осуществлении безналичных расчетов за товары и услуги;
проверка операций по движению денежных средств (как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах), вложенных в банковские вклады на основе депозитного договора, заключенного между организацией и банком, и проверка их отражения в учете;
исследование полноты и правильности документального оформления и учета операций по движению средств целевого финансирования, подлежащих обособленному хранению;
определение законности и правильности открытия текущих счетов филиалам и представительствам, не выделенным на самостоятельный баланс, отражения операций по этим счетам в учете;
проверка операций с использованием корпоративных банковских карт для осуществления расчетов за товары и услуги и их отражения в учете;
изучение адекватности данных синтетического и аналитического учета, достоверности соответствующих показателей отчетности.
Источниками проверки отражения исследуемых операций в учете являются учетные регистры по счету 55 «Специальные счета в банках» в разрезе используемых субсчетов. Проверяющему следует убедиться, что наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывается обособленно.
Тема 5. ПРОВЕРКА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Вопросы лекции:
1. Цель, задачи и источники проверки расчетных операций;
2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций;
3. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками;
4. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками;
5. Проверка расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям;
6. Проверка расчетов с разными дебиторами и кредиторами;
7. Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам, проверка организации налогового учета и правильности оформления объектов налогообложения
1. Цель, задачи и источники проверки расчетных операций
Целью проверки расчетных операций является установление их законности, достоверности и целесообразности, а также своевременности, полноты и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Основнымизадачами проверки являются:
1) установление соответствия произведенных операций законодательным актам и нормативным правовым документам, действующим на территории Республики Беларусь;
2) оценка правильности документального оформления операций по расчетам с контрагентами;
3) подтверждение реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
4) проверка полноты и своевременности погашения дебиторской и взыскания кредиторской задолженности;
5) оценка правильности ведения аналитического учета по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а также проверка соответствия показателей аналитического и синтетического учета данным Главной книги и баланса;
6) подтверждение правильности отражения расчетных операций на счетах бухгалтерского учета, в том числе по неотфактурованным поставкам, векселям выданным, коммерческим кредитам и претензиям;
7) оценка соответствия учета НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, принятым работам и услугам действующему законодательству;
8) изучение правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов;
9) анализ обоснованности претензий, предъявленных поставщикам и покупателям по поводу нарушения договорных обязательств;
10) изучение соответствия учета курсовых и суммовых разниц действующему порядку;
11) проверка правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности либо нереальной к взысканию за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам;
12) разработка мероприятий по устранению причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности.
Для выполнения поставленных программой задач используются следующие источники информации:
организационно-распорядительные и первичные документы: приказ «Об учетной политике»; утвержденный руководителем график документооборота; договоры с юридическими лицами; выписки банка по расчетному и ссудному счетам; приложения к выпискам банка; кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; авансовые отчеты подотчетных лиц с приложенными к ним документами; журнал регистрации доверенностей на получение товарно-материальных ценностей; доверенности покупателей; прейскуранты цен; накладные; векселя; книга покупок; акты инвентаризации расчетов и др.;
регистры синтетического и аналитического учета: Главная книга; учетные регистры (машинограммы) по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и др.;
бухгалтерская (финансовая) и статистическая отчетность: бухгалтерский баланс (форма 1); отчет о прибылях и убытках (форма 2); приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5); пояснительная записка к отчету; налоговые расчеты и декларации; отчет о состоянии расчетов (формы 6-ф, 12-ф (расчеты); отчет об использовании денежных средств (форма 1-ф); отчет о задолженности по заработной плате (формы 1 (задолженность), 1-т (задолженность); отчет о просроченной задолженности по заработной плате (форма 12-т (задолженность) и др.
2. Проверка состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля расчетных операций
В процессе проверки состояния бухгалтерского учета внешних расчетных операций необходимо определить:
установленную в организации степень детализации аналитического учета (по видам расчетов, по поставщикам, по времени возникновения и т.д.);
ведется ли параллельный учет задолженности, выраженной в иностранной валюте и в белорусских рублях;
соблюдение требования об отражении в балансе остатков по счетам расчетов в развернутом виде;
соответствие данных Главной книги по счетам расчетов показателям отчетности и регистров синтетического и аналитического учета;
создается ли резерв по сомнительным долгам;
отражены ли в учете (при их наличии) штрафы, пени и неустойки, признанные должниками или подлежащие взысканию по решению суда.
Для оценки состояния внутрихозяйственного контроля расчетных операций проверяющему следует получить информацию по следующим основным вопросам:
порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов, а также используемые способы урегулирования выявленных расхождений;
наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
формы, сроки и исполнители контроля за платежами и состоянием расчетов.
Прежде всего изучаются показатели бухгалтерского баланса и соответствующих учетных регистров для определения состояния, величины и структуры дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе расчетов:
с поставщиками и подрядчиками (счет 60);
покупателями и заказчиками (счет 62);
подотчетными лицами и персоналом по прочим операциям (счет 73);
разными дебиторами и кредиторами (счет 76);
бюджетом и органами социальной защиты населения (счета 68 и 69).
Проверяющий устанавливает, как отслеживается наступление конечных сроков платежей, какие меры принимаются по взысканию просроченной задолженности и насколько они эффективны. Выявляются случаи списания дебиторской и кредиторской задолженности после истечения сроков исковой давности; изучаются причины несовершения платежей, чтобы исключить подозрения в тайном сговоре.
Выяснив эти вопросы, проверяющий более подготовленно подойдет к основным контрольным процедурам по данному разделу учета, а также определению объемов выборки и способов отбора элементов в проверяемую совокупность.
3. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками
Проверка операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками проводится по следующим направлениям:
определение наличия и правильности оформления договоров;
подтверждение сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
оценка достоверности соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Форма расчетов, сроки и порядок оплаты определяются договором между плательщиком и получателем средств. В процессе проверки необходимо убедиться в соответствии заключенных с поставщиками и подрядчиками договоров требованиям, установленным Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также в наличии упомянутых в договорах приложений. Подобная процедура проводится и по отношению ко всем дополнениям к договорам, принятым сторонами.
После изучения договоров с поставщиками (подрядчиками) и определения используемых организацией форм платежей проверяющий переходит к сбору доказательств, подтверждающих сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Прежде всего анализируются материалы инвентаризации по каждому виду расчетов. В случае их отсутствия или сомнения в достоверности данных возникают основания, чтобы потребовать проведения сплошной или выборочной инвентаризации расчетов на отчетную дату.
Затем изучаются полнота и своевременность отражения в учете кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками. При проверке документальной обоснованности каждой учетной записи и правильности оформления первичных документов особое внимание обращается на выделение во всех документах ставки и суммы НДС (случаи самостоятельного определения бухгалтером проверяемой организации суммы НДС расчетным путем не допускаются).
Далее необходимо убедиться в реальности отраженной задолженности перед подрядчиками и отсутствии завышения себестоимости продукции или вложений во внеоборотные активы. Достоверность объемов выполненных работ может подтвердить контрольный обмер. По сомнительным документам целесообразно провести встречную проверку, опросить материально ответственных лиц и других работников организации, потребовать письменные объяснения. При обнаружении подлога документов материалы проверки в установленном порядке передаются органам суда и следствия.
Неподтвержденные суммы задолженности, а также суммы с истекшими сроками исковой давности (выявленные при анализе задолженности по срокам возникновения) относятся к нереальной задолженности. Обязанность проверяющего — установить ее причины и виновных лиц (аудитор определяет также ее влияние на достоверность показателей отчетности с точки зрения существенности).
В процессе проверки наличия первичных документов могут обнаруживаться неотфактурованные товарно-материальные ценности. В этом случае проверяющий должен убедиться, что оприходование было проведено по ценам и на условиях, предусмотренных договором, и что истребование документов производилось организацией в сжатые сроки.
Если на момент составления налоговых отчетов недостающие документы от поставщиков еще не поступили, то входящий НДС по таким поставкам не должен приниматься к вычету. Иногда в полученных подтверждающих документах обнаруживаются расхождения по ценам и номенклатуре. Тогда необходимо проверить правильность сделанных корректировок на счетах бухгалтерского учета.
И наконец, исследуются своевременность и полнота оплаты материальных ценностей (товаров, работ, услуг), правильность отражения данных операций в учете. При том изучается наличие всех необходимых платежных документов (квитанций к приходному кассовому ордеру, выписок банка, платежных поручений, платежных требований, актов зачета взаимных требований и т.д.), их подлинность и правильность оформления, достоверность отражения в учетных регистрах по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Проверяется также соответствие взаимосвязанных записей в регистрах по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
В случаях поставок на условиях коммерческого кредита большое значение имеет точный учет процентов по этим обязательствам.
При исследовании учетных регистров, порядка ведения аналитического учета могут выявляться нетипичные бухгалтерские проводки, которые следует тщательно изучить сплошным способом.
Если проверяемая организация осуществляет импорт товаров (работ, услуг), производя расчеты с поставщиками (подрядчиками) в иностранной валюте, либо расчеты производятся в белорусских рублях, а в договоре сумма указана в иностранной валюте, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке следует убедиться в правильности их расчета, своевременности переоценки задолженности в иностранной валюте и в соблюдении всех требований действующего законодательства при отражении данных операций в учете.
В завершение проводится сличение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих состояние расчетов в организации, с данными регистров синтетического и аналитического учета по соответствующим счетам. При изучении показателей отчетности важно убедиться, что сальдо счетов расчетов отражено в балансе развернуто.
Промежуточные результаты проверки заносятся в рабочую документацию. На основании выявленных фактов однородных нарушений проверяющий составляет накопительные ведомости.
4. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками
Направления, приемы и контрольные процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками аналогичны тем, которые используются для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается отражение расчетов с покупателями и заказчиками на счете 62. Проверяющему следует убедиться, что построение аналитического учета обеспечивает получение следующих данных:
о покупателях и заказчиках, срок оплаты расчетных документов которых не наступил;
покупателях и заказчиках, не оплативших в срок расчетные документы;
авансах полученных;
векселях, по которым срок поступления денежных средств не наступил;
векселях, дисконтированных (учтенных) в банках;
векселях, по которым денежные средства не поступили в срок.
К учету расчетов с покупателями и заказчиками непосредственное отношение имеет субсчет 76-3 «Расчеты по претензиям», на котором отражаются штрафы, пени, неустойки, взыскиваемые за несоблюдение договорных обязательств. Необходимо заметить, что обязательное условие для отражения сумм финансовых санкций в бухгалтерском учете — их признание плательщиками или факт присуждения этих санкций судом (суммы предъявленных претензий, не признанных плательщиками, на учет не принимаются).
Важным моментом является определение наличия просроченной дебиторской задолженности и ее причин, а также выяснение мер, принимаемых ко взысканию.
Если учетной политикой организации предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то проверяющему необходимо изучить правомерность их формирования и обоснованность использования.
Резервы по сомнительным долгам могут создаваться только на основании результатов проведенной инвентаризации расчетов (в конце квартала или отчетного года). При этом сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок (а если он не установлен — в течение нормально необходимого для этого времени) и не обеспечена соответствующими гарантиями. Величина резерва должна определяться отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга в полной или частичной сумме. Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительному долгу, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года.
В процессе проверки также определяется правильность корреспонденции счетов. На сумму создаваемых резервов должны быть сделаны записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, дебетуется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». На суммы, поступившие в порядке взыскания ранее списанной в убыток задолженности, дебетуются счета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Проверяющему необходимо обратить внимание на правильность ведения забалансового счета 007 «Списанная безнадежная к получению дебиторская задолженность».
При проверке достоверности отражения остатков дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе следует учитывать, что при наличии у организации на конец квартала или года резервов по сомнительным долгам показатели статей бухгалтерского баланса, отражающих состояние дебиторской задолженности, приводятся с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.
5. Проверка расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям
Проверка расчетов с подотчетными лицами проводится с целью установления реальности и обоснованности выдачи денежных средств должностным лицам организации под отчет и расходования ими денежных средств на хозяйственные нужды и командировочные расходы. Контролер должен знать, что не разрешается выдача под отчет денежных средств лицам, не работающим в данной организации, а также штатным работникам, имеющим задолженность по подотчетным суммам, полученным ранее. Необходимо проверить наличие приказа руководителя организации, которым определен круг лиц, имеющих право на получение под отчет денежных средств на операционные и хозяйственные расходы, а в каждом конкретном случае — приказа на выдачу авансов на командировочные расходы.
Источники проверки:
расходные кассовые ордера;
отчеты кассира;
авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами;
учетные регистры по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и счету 50 «Касса».
Устанавливая наличие задолженности у подотчетного лица по ранее выданным в подотчет суммам, проверяющий исследует записи в регистре аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», в котором указывается задолженность за подотчетным лицом по состоянию на первое число каждого месяца, если им не представлен авансовый отчет или представлен, но не на всю полученную в подотчет сумму денежных средств. В регистре кроме суммы аванса указывается дата ее возникновения, которая должна быть подтверждена расходным кассовым ордером и записью в кассовой книге. Авансовые отчеты проверяются с точки зрения правильности оформления, арифметических подсчетов, законности и целесообразности расходования каждой суммы, возможности искажения полученного под отчет размера аванса.
Законность и целесообразность расходования подотчетных сумм на операционные и хозяйственные расходы проверяются сопоставлением сумм авансового отчета по видам расходов (приобретение материальных ценностей, оплата работ и услуг) с записями в документах, подтверждающими фактическое поступление ценностей на склад или получение услуг. Документы, приложенные к авансовому отчету, сличаются с материалами складского учета для выявления возможных злоупотреблений в виде повторной оплаты ценностей в безналичном порядке. Известно, что недобросовестные работники могут повторно использовать оправдательные документы или, выписав несколько экземпляров, прикладывать их к авансовым отчетам разных подотчетных лиц. Такие факты обнаруживаются благодаря составлению накопительных ведомостей и проведению встречных проверок.
Если подотчетное лицо использовало полученные денежные средства для расчетов с физическими лицами за выполненные работы и оказанные услуги, то проверяющий обращает внимание на качество оформленных документов, основной из которых — акт выполненных работ (оказанных услуг). По дефектным ведомостям, сметно-финансовым расчетам устанавливается, предусматривалось ли выполнение работ и в каком объеме, по каким расценкам они оплачены, не могли ли эти работы быть выполнены ранее хозяйственным или подрядным способом и оплачены безналичным путем. Одновременно проверяется реальность указанных в платежных ведомостях адресов и номеров паспортов лиц, получивших денежные средства.
При проверке командировочных расходов прежде всего устанавливается наличие приказа о командировании работника и уточняются указанные в нем сроки и цели командировки. Затем подвергаются проверке оформление командировочных удостоверений и их регистрация в специальном журнале. Особенно внимательно исследуются записи по итогам командировки: отметки о прибытии и убытии с позиций соблюдения сроков командировки, правильность заполнения авансового отчета, обоснованность применения норм суточных и оплаты проживания. Если организация принимала решение об оплате суточных сверх установленных норм, то необходимо установить, на какой счет отнесена разница.
Нужную информацию о реальности, достоверности и целевой эффективности командировочных расходов дает проверка наличия письменно сформулированных заданий по командировке, а также отчетов об их исполнении с резолюцией руководителя организации об утверждении. Следует помнить, что авансовый отчет представляется в течение трех дней по возвращении из командировки (исключая день прибытия).
Необходимо также проверить, как поставлен контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью возврата неиспользованных подотчетных сумм. В этих целях исследуются данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Одновременно устанавливаются виновные лица, не принявшие должных мер к взысканию этих сумм.
На заключительном этапе проверки расчетов с подотчетными лицами изучается состояние бухгалтерского учета использования подотчетных сумм. Проверяющий обращает внимание на то, все ли авансовые отчеты подписаны бухгалтером и утверждены руководителем, вносятся ли бухгалтером необходимые исправления при отсутствии оправдательных документов, выявлении арифметических ошибок или неправильно оформленных документов. Тщательной проверке подлежат правильность корреспонденции счетов, проставленная бухгалтером против каждой суммы расхода в авансовом отчете, точность переноса данных в учетные регистры.
Записи в учетном регистре по счету 71 проверяются по данным авансовых отчетов и кассовых документов. Суммы, выданные в подотчет и отраженные в регистре, сверяются по каждому подотчетному лицу с расходными кассовыми ордерами, отчетами кассира, авансовыми отчетами, учетным регистром по счету 50. Операции по возвращенным и удержанным из подотчетных сумм средствам можно сопоставить с данными приходных кассовых ордеров, отчетами кассира, учетным регистром по счету 50, если денежные средства внесены в кассу, а если произведено удержание из заработной платы — то с данными расчетно-платежной ведомости. Расходы, относимые с кредита счета 71 в дебет счетов 26 «Общехозяйственные затраты», 25 «Общепроизводственные затраты», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию» и других сверяются с показателями учетных регистров по этим счетам в разрезе статей затрат.
Расчеты с персоналом по прочим операциям включают расчеты по предоставленным займам и расчеты по возмещению материального ущерба. В процессе проверки изучаются:
правомерность и надлежащее документальное оформление предоставления займов работникам организации;
своевременность и полнота поступающих от работника-заемщика платежей;
реальность оценки материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также других видов ущерба;
правомерность определения лиц, виновных в причиненном материальном ущербе;
своевременность и полнота возмещения материального ущерба виновными лицами;
правильность ведения синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по прочим операциям и достоверность соответствующих показателей отчетности.
В процессе проверки следует обратить внимание на обязательное наличие договоров займа, заключенных между организацией и работником. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.. Если в договоре не указано иное, то неденежный заем предполагается беспроцентным, а денежный — процентным.
Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и порядке, которые предусмотрены договором займа. В случае отсутствия в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
Договором займа может быть предусмотрено его возвращение как в полном объеме, так и по частям (в рассрочку). Если в ходе проверки вскрыты случаи нарушения заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, то следует определить, выдвигал ли заимодавец требование досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами (данное право закреплено в ч. II ст. 764 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В процессе проверки расчетов по возмещению материального ущерба в первую очередь устанавливается обоснованность его размера. Затем изучается правильность его документального оформления, т.е. инспектируются соответствующие организационно-распорядительные и первичные документы (инвентаризационные и сличительные ведомости, приказы (распоряжения) руководителя о списании недостачи на виновное лицо, решения судебных органов). После этого проверяющий определяет своевременность возмещения виновными лицами материального ущерба, одновременно проверяя наличие первичных документов, свидетельствующих об этом.
Завершается проверка расчетов с персоналом по возмещению материального ущерба изучением правильности, полноты и своевременности внесения записей в регистры синтетического и аналитического учета.
Хмельницкий В.А.
Практический аудит в торговле и общественном питании
Конспект лекций
для студентов специальности
1-25 01 08 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
специализации 1-25 01 08 – 03 10 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в торговле и общественном питании»
МИНСК 2016
Тема 1. Введение в дисциплину «Практический аудит в торговле и общественном питании»
Вопросы лекции:
1. Значение и задачи контроля в торговле и общественном питании в современных условиях.
2. Порядок проверки соблюдения установленных правил продажи товаров.
3. Порядок проверки соблюдения установленных правил расчетов с покупателями.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 332.