Понятие и сущность методов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методы обучения входят в категориальный аппарат педагогики высшей школы как один из важных структурных элементов. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер эмоционально-интеллектуального взаимодействия субъектов обучения. Кроме того, метод обучения изменяется с изменением целей и содержания образования.

В настоящее время нет единой точки зрения на классификацию методов обучения. В связи с этим авторы в основу подразделения методов обучения на группы кладут разные признаки. Существует ряд классификаций (табл. 1).

Таблица 1

Классификации методов обучения

Авторы классификации Признак классификации Методы обучения
Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант и др. По источнику информации Словесные, наглядные, практические
М.А. Данилов, Б.П. Есипов По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения Методы сообщения новых знаний; методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин По способу усвоения в соответствии с характером учебно-познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский
Ю.К. Бабанский Комбинирование разных признаков Методы организации и учебно-ознавательной деятельности; методы стимулирования учения; методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельностью
М.И. Махмутов Сочетание способов деятельности преподавателя и обучающихся Методы преподавания: (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий); Методы учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый)
И.Ф. Харламов Опора на задачи, этапы и функции обучения. Методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности обучающихся (рассказ, объяснение, лекция, иллюстрация, демонстрация); Методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником); Методы самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником, лабораторные работы); Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (упражнения, лабораторные занятия); Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучаемых (повседневное наблюдение за работой обучаемых, индивидуальный, фронтальный, уплотненный опросы, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль).
Р.С. Пионова По дидактическим целям Теоретико-информационные методы обучения: -устное логически целостное изложение учебного материала; -диалогически построенное устное изложение (беседа, рассказ, объяснение, дискуссия, бригадный метод, консультирование, аудиовидеодемонстра-ция, демонстрация).  Практико-операционные методы обучения – упражнения, алгоритм, «делай так, как я», решение задач, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или деловая).  Поисково-творческие методы обучения – наблюдение, опыт, эксперимент, сократовская беседа, лабиринт, «мозговая атака», «аквариум», «думай, слушай, предлагай», бригадный метод, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных). Методы самостоятельной работы обучаемых – чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт, эксперимент.  Контрольно-оценочные методы – предварительный экзамен, устное выступление, ответ с места (во время лекции), контрольная работа, опыт, упражнения, устный опрос, тестирование, программированный контроль и др.

 

В педагогической практике методы обучения могут применяться в различной комбинации при решении различных педагогических задач. Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения:

- цели и задач содержания учебной информации конкретного занятия;

- время, отведенное на изучение той или иной учебной информации, входящей в структуру учебной дисциплины;

- уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);

 - возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;

  - материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;

- уровень компетентности педагога определяемый предшествующим опытом; знанием типичных ситуаций процесса профессионального обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов; способностями к применению инновационных методов и средств, в том числе средств информатизации образования; умением избрать оптимальный вариант сочетания методов; личностными качествами и др.;

- функции, выполняемые методом обучения;

 - специфика внешних условий (географические, производственные окружение и пр.).

Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).

Метод является одним из важнейших инструментов учебно-воспитательного процесса, способствующим повышению его продуктивности при условии, если он правильно выбран, т. е. соответствует цели, задачам, содержанию, формам организации обучения. При этом методы более продуктивны, если существует педагогическое взаимодействие между преподавателем и обучаемыми. Каждый преподаватель свободен в выборе методов обучения.

Педагогической практикой установлено правило воспроизводимости методов обучения. Сущность его состоит в том, что в сходных дидактических условиях применение одних и тех же методов обучения дает один и тот же педагогический эффект.

В последнее время в образовательных организациях высшего образования широкое распространение получили методы активного обучения, интенсивного обучения, интерактивного обучения. Более того, требования ФГОС ВО закрепляют определенный объем времени, которое должно занимать обучение с помощью интерактивных методов и форм.

В педагогической литературе встречается следующее определение методам активного обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Термин «интерактивное обучение» поднимается двояко. Во-первых, как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета, а также интерактивных средств. Во-вторых, как обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог. Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. В этом случае интерактивное обучение одновременно решает три задачи:

· учебно-познавательную (предельно конкретную);

· коммуникационно-развивающую (связанную с общим эмоционально-

· интеллектуальным фоном процесса познания);

· социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за

· пределами учебного времени и пространства).

 

    2.7. Ожидаемые результаты обучения

    По окончании изучения темы студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения:

В области знания:

    1. Описывает основные характеристики  «Педагогики высшей школы» как науки.

2. Выделяет компоненты целостного педагогического процесса и их взаимосвязи.

3. Воспроизводит основной понятийный аппарат дидактики высшей школы.

4. Характеризует основные показатели целостного процесса обучения.

4.Выделяет различные уровни целей образования.  

5. Систематизирует основные классификации методов обучения.

       В области понимания

    1. Объясняет, почему цели обучения являются системообразующим элементом дидактической системы.

    2. Иллюстрирует конкретными фактами проявление закономерности о 

социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения

    3. Раскрывает роль преподавателя в управлении процессом обучения.

    4. Проводит различие между понятиями «цели обучения» и результаты обучения».

    5. Характеризует организационно-содержательную структуру деятельности педагога.

    В области применения

    Интеллектуальные навыки

1. Проводит различие между трактовкой понятия «содержание обучения» при традиционном и компетентностном подходах. 

2. Анализирует основные элементы целостного педагогического процесса и их взаимосвязи

3. Соотносит виды учебной деятельности и их роль для формирования компетенции (й).

4. Объясняет, как отдельные принципы обучения влияют на формирование содержания высшего образования.

5. Обосновывает выбор форм и методов обучения при планировании учебного занятия или его фрагмента.

6. Прогнозирует, как должно измениться соотношение различных форм деятельности педагога и студента в связи с введением компетентностного подхода в обучении.

7. Оценивает возможности и ограничения отдельных методов обучения для конкретного этапа обучения

       Практические навыки

1. Разрабатывает алгоритм подготовки преподавателя к учебному занятию.

2. Обосновывает выбор методов обучения при планировании учебного занятия.

3. Представляет план учебного занятия.

 

2.8. Контрольные вопросы и задания по теме.

 

1. Охарактеризуйте педагогику высшей школы как самостоятельную отрасль педагогического знания.

2. В чем заключается особенность педагогического процесса в высшей школе?

3. Раскройте специфику дидактики высшей школы как отрасли педагогического знания и содержание ее основного понятийного аппарата.

4. Проанализируйте основные элементы целостного педагогического процесса и их взаимосвязи.

5. Охарактеризуйте процесса обучения как двусторонний процесс.

6. Как закономерности и принципы обучения определяют процесс обучения. Приведите пример (ы).

7. В каких документах находит отражение  содержание высшего образования?

8. Дайте определение понятия метода обучения. Представьте графически метод обучения как систему.

9. Какие условия определяют выбор методов обучения? Перечислите их, приведите примеры.

10. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.

11. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный?

12. Раскройте принципиальные различия между традиционными и активными (интерактивными) методами обучения, их место, роль и удельный вес в высшем образовании.

 

    Творческие задания

1.Объясните, почему нельзя противопоставлять преподавание и учение? Какую роль играет каждый из этих видов деятельности в современном процессе обучения?

2. Разработайте план-конспект учебного занятия. Выберите тему и форму проведения занятия; определите цель своей педагогической деятельности; выберите методы обучения, которые являются наиболее приемлемыми и соответствуют цели; опишите деятельность преподавателя при использовании метода; опишите деятельность студента в рамках реализации метода.

 

    Рекомендуемая тематика исследований

1. Представить аннотацию на статью по проблеме реализации современных методов и форм обучения в условиях реализации ФГОС ВО.

Список рекомендуемой литературы

1. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для преподавателей, студентов и аспирантов / М. Т. Громкова. – Москва : ЮНИТИ, 2013. – 446 с.

2. Компетентностно-ориентированные задания в системе высшего образования [Электронный ресурс] / Шехонин А. А. [и др.]. – Санкт-Петербург : НИУ ИТМО, 2014. – 98 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/483/80483/files/itmo1571.pdf  (дата обращения :20.12.2014).

3. Митин А. Н. Основы педагогической психологии высшей школы : учеб. пособие / А. Н. Митин ; М-во образования и науки РФ, Урал. гос. юрид. акад. – Москва : Проспект ; Екатеринбург : Урал. гос. юрид. акад., 2010. – 189 с.

4. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / сост. Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова. – Саранск, 2010. – 80 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/764/73764 (дата обращения :20.12.2014).

5. Педагогика высшей школы [Электронный ресурс] : учеб. пособие для аспирантов / авт.-сост. И. И. Черкасова, Т. А. Яркова. – Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. – 171 с. – Режим доступа: http://old.tgspa.ru/info/study/pedagog/odo/pedagogika_high_school.pdf (дата обращения: 20.12. 2014).

6. Попков В. А. Теория и практика высшего профессионального образования : учеб. пособие / В. А. Попков, А. В. Коржуев. – Москва : Акад. проект, 2004. – 432 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – Москва : Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с.

8. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности : учеб. пособие / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 400 с.

9. Cодержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО [Электронный ресурс] : учеб.-метод. указания. Ч. 1 / сост.: А. И. Попов, Н. П. Пучков. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. – 32 с. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/227/80227 (дата обращения :20.12.2014).

10. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы : учеб. пособие для вузов / Ю. В. Сорокопуд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. – 541 c.

11.  Фролов И. Н. Методология применения современных технических средств обучения [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Фролов И. Н., Егоров А. И. – Москва : Академия естествознания, 2008. – Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/42 (дата обращения: 20.12.2014).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 259.