Понятие, уголовно-правовая и криминологическая характеристика тер роризма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

   Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685, при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу, Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы гражданина, материальные и духовные ценности общества.

   Термин «терроризм» является производным от латинского «terror» - страх, ужас. Первые упоминания термина «террор» как метода политического воздействия на органы власти и управления, приходятся на период Великой французской революции. Этот насильственный метод использовался радикальными революционерами для репрессивного воздействия на своих политических противников. С тех пор его стали достаточно часто практиковать как власть, так и ее оппоненты.

  В Федеральном законе РФ от 27.07.2006 г. № 153-ФЗ «О противодействии терроризму» дано следующее определение: «Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».

    В истории можно встретить и случаи террора со стороны государства направленные на своих граждан, политические движения, неугодных отдельных личностей, социальных групп. Сегодня же более часто встречается явление терроризма, в основном осуществляемое различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов.

   Терроризмом может считаться любая насильственная деятельность, осуществляемая одним человеком или группой людей с целью устрашения общественной массы, воздействия на государственные структуры и достижения ими поставленных условий, результаты выполнения которых могут оказать влияние на изменение политической, культурно-массовой, экономической ситуаций.

     Во всех случаях налицо три участника конфликта: тот, кто совершает террористическую акцию; непосредственная жертва; и тот, кого хотят запугать в ходе акции, т.е. объект воздействия. Такое наличие трех сторон в конфликте отличает террористическую акцию не только от уголовного преступления, но и от политического убийства.

   Выделяют следующие виды терроризма:

1) социально-революционный, или идеологический; 2) национальный, этнический; 3) религиозный; 4) террор, поддерживаемый государством; 5) уголовный террор.

    Причины терроризма кроются в кризисных явлениях в экономике, неспособности общества регулировать сложные социально-политические процессы, быстрой смене систем человеческих и политических идеалов и ценностей, в подключении к активной политической деятельности широких масс населения, лишенных политического опыта.

    Факторами, способствующими росту терроризма, являются:

- усиление политического противоборства в стране; межнациональные конфликты; экстремизм; сепаратизм; интеграция организованной преступности.

    Формы и методы современных террористических акций весьма разнообразны. Если в прошлом они сводились в основном к убийству, ранению

или запугиванию государственных и общественных деятелей, то в настоящее время это принимает такие формы, как: угон самолета; захват заложников;  повреждение и взрывы путей сообщения и других средств передвижения;  взрывы публичных и общественных учреждений, жилых домов; ограбление складов с оружием; оккупация посольств; нападение на штаб-квартиры общественных организаций.

    В последнее время особую тревогу вызывает возможность использования террористами химического, биологического и термоядерного оружия.

   Обязательным условием терроризма является резонанс террористической акции в обществе. Огласка является основным оружием, иначе незамеченный или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл. Огласка террористического акта необходима для изменения общественного настроения. Теракты воздействуют на массовую психологию. Тем самым террористические организации демонстрируют свою силу, уверенность и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. В большинстве случаев террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца. Подобные заявления внушают людям страх. У людей теряется уверенность в собственной безопасности, когда существует возможность в любой момент стать жертвой террориста. А человек, тем более общество, охваченное паникой, прежде всего, винит в этом правительство и соответствующие государственные структуры, которые оказались не способны защитить собственных граждан в собственной стране, защитить самих себя - а значит должны быть заменены. Терроризм выигрывает в любом случае - и в случае удачного исхода, и в случае провала - в обоих случаях об этом акте долго говорят, его помнят и нестабильность еще долго присутствует в умах людей, волнует общество и может стать толчком для достаточно серьезных действий внутриполитического масштаба.

    Таким образом, террористический акт:

1. Призван демонстрировать обществу бессилие власти. 2. Создает прецеденты активного неповиновения и сопротивления власти. 3. Такое явление как теракт в большинстве случаев трактуется как признак имеющегося кризиса в обществе, что может подтолкнуть общество и власть пойти на уступки политическим силам, использующим тактику терроризма. 4. Практически всегда ударяет по экономике, ухудшает ее имидж, снижает инвестиционную привлекательность страны, поток международных туристов, нарушает психологическое равновесие в настроениях общества и пр.

    31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683 была утверждена новая редакция Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия – базовый документ стратегического планирования. Она определяет национальные интересы, цели, задачи России в области внутренней и внешней политики, формулирует стратегические национальные приоритеты государства на современном этапе и меры по обеспечению национальной безопасности нашей страны.

    В новой редакции Стратегии отмечается несколько важных особенностей угроз национальной безопасности России на современном этапе.

Первая особенность таких угроз – их комплексный, взаимосвязанный характер. Вторая особенность новых угроз состоит в том, что процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности.

    В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., говорится, что «основными тенденциями современного терроризма являются:

а) увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц;

б) расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;

в) усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма;

г) повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;

д) усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;

е) повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;

ж) стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения;

з) попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;

и) разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших»  
В новой редакции Стратегии национальной безопасности прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом

    Предупреждение терроризма, его профилактика требуют применения всего спектра мер, которые имеются в распоряжении современного государства. Однако прежде всего необходимо уменьшить последствия реально существующих противоречий в важнейших сферах общественной жизни: политике, экономике, социальной сфере, в межнациональных и межконфессиональных отношениях. Обострение этих противоречий нередко приводит к росту общественной напряженности, возникновению конфликтов, в том числе вооруженных, которые являются питательной почвой для активизации радикальных взглядов отдельных граждан и даже значительных групп населения, готовых решать возникшие проблемы с помощью насилия и террора.

    В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009 г., намечен комплексный, системный подход к деятельности в сфере предупреждения терроризма во всех сферах общественной жизни нашей страны.

    В политической сфере главное – нормализация общественно-политической ситуации путем ликвидации социальных конфликтов, учета в политике интересов различных социальных групп, развертывания международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

    Большой блок проблем, требующих скорейшего решения, имеется в экономической сфере. Необходимы уменьшение имущественного и социального расслоения общества, выравнивание уровней экономического развития регионов, усиление социальной защиты населения, недопущение его маргинализации.

    В правовой сфере, как подчеркивается в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, требуется добиться неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов. Важными задачами являются также борьба с финансированием терроризма, незаконной миграцией, активное разъяснение сущности экстремизма и терроризма, их социальной опасности, привлечение граждан к противодействию радикализму и терроризму.

    Правовая база противодействия терроризму:

    В 1998 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Это закон впервые в истории России создал правовые и организационные основы борьбы с терроризмом; урегулировал вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом; в законе дано легальное определение важных понятий: «террористическая организация», «террористическая деятельность», «международный терроризм» и др.

7 августа 2001 г. принят Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

21 ноября 2002 г. президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом»», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 г. вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению, это решают органы, проводящие предварительное следствие.

6 марта 2006 г. принят новый закон «О противодействии терроризму». В соответствии с законом в качестве главной ответственной за борьбу с терроризмом структуры была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура – Национальный антитеррористический комитет (НАК).

30 декабря 2008 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе, в частности, установлен новый порядок рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных в трех статьях УК РФ: ст. 205 («Террористический акт»), ст. 206 («Захват заложника»), ст. 208 («Организация незаконного вооруженного формирования»). До принятия названного нормативного акта эти дела рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей. Внесенные названным законом изменения процедуру упростили: теперь подобные дела теперь рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

5 октября 2009 г. Президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. В ней сформулированы основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

14 июня 2012 г. подписан Указ Президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».

2 ноября 2013 г. Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Были введены новые наказания за терроризм. Установлена ответственность за последствия террористических актов родственников и близких террористов. Эта ответственность касается возмещения вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта. Такая ответственность возникает «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Для проверки наличия подобных оснований в законе предусмотрен определенный механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов.

5 мая 2014 г. Президент РФ подписал пакет законов, направленных на борьбу с терроризмом. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие «террористического акта». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание было увеличено до 15–20 лет лишения свободы. Для предотвращения финансирования терроризма была введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был утвержден так называемый «закон о блогерах», который регламентировал обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности в Сети, а также разрешал органам правопорядка получать их для оперативной деятельности без разрешения суда.

25 ноября 2014 г. Президентом РФ был подписан закон, направленный на усиление мер противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. В частности, за их изготовление было установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штрафа до 500 тыс. руб.

31 декабря 2014 г. Президент РФ подписал закон, запретивший руководителям общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять другие юридические лица или входить в их органы в течение 10 лет.

    В современном мире созданию правовой базы противодействия терроризму уделяют внимание во многих странах. Специальные антитеррористические правовые акты уже приняты в ряде государств:

– в Британии: закон «О предупреждении терроризма» (1974, 1976 гг.);

– в Германии: закон «О борьбе с терроризмом» (1986 г.);

– во Франции: закон «О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность» (1986 г.);

– в США: закон «О борьбе с терроризмом и применении смертной казни» (1996 г.).

    Принят и ряд международных документов: Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г., Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. и ряд других.

    Российский и зарубежный опыт антитеррористической деятельности показал, что борьба с терроризмом не может быть эффективной, если реагировать только на совершенные преступления. Надо активно формировать условия, при которых к минимуму должны быть сведены как сама возможность совершения террористического акта, так и его последствия. В профилактике терроризма и ликвидации его последствий должны быть задействованы все органы власти и местного самоуправления; очень важно формировать такие социально-экономические условия жизни, которые препятствовали бы созданию среды, обеспечивающей террористические организации людскими ресурсами.

     В УК РФ предусмотрено несколько статей, касающихся проявлений терроризма (ст. 205, 205.1 – 205.5; 206, 208, 209, 211, 220, 221,277, 278, 279, 360, 361).

Согласно ст. 24 ФЗ «О противодействии терроризму», организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 280, 282.1 - 282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации. Террористической организацией, деятельность которой подлежит запрещению (а при наличии организационно-правовой формы - ликвидации), также признается террористическое сообщество в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьей 205.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нем.

Действующим законодательством установлена следующая проце­дура признания организации террористической. Федеральная служба безопасности РФ на основе имеющейся информации о деятельности террористических группировок, а также материалов, предоставленных МИД, МВД, СВР и ГРУ ГШ ВС РФ, готовит предложения в Генераль­ную прокуратуру РФ о запрете деятельности тех из них, которые пред­ставляют угрозу безопасности России. Генеральная прокуратура РФ на основании обращения ФСБ РФ готовит исковое заявление и направ­ляет его в Верховный Суд РФ. Заявление принимается к рассмотрению Судебной коллегией по гражданским делам, затем назначается судеб­ное заседание, на котором происходит рассмотрение предоставленных доказательств. В том случае, если суд признает доказательства доста­точными, он принимает решение о признании организации террорис­тической и запрещает ее деятельность на территории РФ.


История терроризма в России

    В 1850-х в эмиграции начал формироваться круг теоретиков революционного насилия - Бакунин, Лавров, Ткачев, Степняк-Кравчинский. Осмысливая опыт Великой французской революции, европейских революций 1848, Парижской коммуны, опыт конспиративной организации «Молодая Италия», вдохновляясь подвигами Гарибальди, теоретики будущей революции нащупывают эффективные организационные и тактические формы насильственного изменения общественного строя в России.

  За словами последовали действия. Член группы Ишутина Д. Каракозов в 1866г. совершает неудавшееся покушение на царя Александра II. В 1877 в Париже на жизнь царя покушается польский эмигрант А. Березовский. В 1879 в России возникла террористическая организация «Народная воля». В этом году народовольцы вынесли «смертный приговор» Александру II. Было сделано восемь покушений. Последнее - 1 марта 1881 завершилось убийством царя. За этим последовал ультиматум наследнику с требованиями глубоких политических преобразований. Однако «народные массы» не оправдали надежд террористов: вместо долгожданной революции начались еврейские погромы. Вскоре организация была разгромлена.

   Отличительной особенностью дореволюционного российского терроризма было благожелательное отношение к террористам образованного общества, как к любой инновации в любой исторический период. Крестьянство в силу своей необразованности было далеко от этой темы или относилось к бомбистам негативно. Люди, которые по моральным или политическим причинам отрицали методы террора, находились в меньшинстве. В силу негативных оценок российской государственной деятельности, в террористах видели подвижников идеи, жертвующих своей жизнью во имя высоких целей.

  Самым ярким проявлением этих общественных настроений был оправдательный вердикт суда присяжных по делу Веры Засулич, совершившей покушение на жизнь петербургского градоначальника Ф. Трепова. Речь защиты завершалась словами «Да, она может выйти отсюда осужденной, но не выйдет опозоренной…». Достаточно значительная часть образованного общества восхищалась террористами.

     Терроризм оказался в России весьма живучим; каждое из «последовательных поколений» русских революционеров обращалось вновь к этому оружию. Целью террористической борьбы считали завоевание фактической свободы мысли, слова и безопасности личности от насилия - необходимых условий для «широкой проповеди социалистических идей».

     Эпоха контрреформ Александра III не являлась благоприятной для развития революционного терроризма. В начале царствования Николая II произошла консолидация революционных сил самых разных ориентаций. В конце 1901 создается Боевая организация партии эсеров (распавшаяся в начале 1907).

    Первое политическое убийство в ХХ в. было совершено в России. Исключенный из университета студент Петр Карпович, 4 февраля 1901 убил консервативного министра образования Н. Боголепова. В апреле 1902 был убит министр внутренних дел Сипягин. В июле 1904 был убит его преемник - фон Плеве. В феврале 1905 был убит московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. Это были наиболее громкие акты.

   Помимо эсеров, тактику терроризма использовали другие политические организации: анархисты, националисты, социал-демократы. Но в большинстве своем все-таки эсеры были той организацией, которая делала ставку исключительно на террористическую тактику.

    Мощнейшим всплеском для терроризма послужила первая русская революция (1905-1907). С октября 1905 и до конца 1907 было убито и получили увечия различной степени 4500 государственных чиновников, убито 2180 и ранено 2530 частных лиц. С января 1908 по май 1910 зафиксировано 19 957 терактов и грабежей.

    В 1910-х российское общество стабилизируется. Последнее крупное дело в истории дореволюционного терроризма - убийство премьер-министра Петра Столыпина в здании Киевской оперы, на глазах царя и 92 агентов охраны.

    Февральская, а затем Октябрьская революции 1917г. знаменовали собой новый этап в истории российского терроризма. Среди терактов эпохи Гражданской войны значимыми были убийство посла Германии графа Мирбаха (1918), убийство видных коммунистов Урицкого (1918) и Загорского (1919). В 1918 было осуществлено покушение на Ленина. В 1918-1919 - несколько взрывов в общественных местах.

  После окончания Гражданской войны активисты эмиграции пытались осуществлять теракты против советских представителей за рубежом. Например, убийство советского дипкурьера Теодора Нетте в Латвии (1926) и полпреда Петра Войкова в Польше (1927).

    После войны возникают два локальных очага терроризма на территории Прибалтики и Западной Украины. Партизанские движения, имевшие место в Прибалтике и Западной Украине, осуществляли теракты как против представителей органов советской власти, так и против советских активистов из местных жителей. К началу 1950-х все антисоветские движения, практикующие террористические методы были ликвидированы. Терроризм и его понятие исчезает из жизни советского общества на долгое время. Хотя, не исключено, что имеющие место быть случаи теракта просто не получали огласку.

Редкие единичные теракты становятся достоянием общественности лишь с конца 1960-х. В 1969 армейский лейтенант пытался, стреляя из пистолета по открытой автомашине, убить Леонида Брежнева. Позднее террорист был признан душевнобольным. В 1977 трое армянских сепаратистов совершили взрыв самодельной бомбы в московском метро. В 1970-х было предпринято несколько попыток угона самолета в Израиль. Несколько терактов произошло во времена Перестройки.

    1991 год считается началом современной истории. Теракты начинаются во второй половине 1990-х. Их началу способствовали ослабление государственных институтов, экономический кризис, формирование черного рынка оружия и взрывчатых веществ, рост криминального насилия (т.н. «разборок», заказных убийств), неконтролируемые потоки миграции, война в Чечне и другие факторы. Терроризм вернулся в словарь русского человека. И вернулся еще более страшным, чем уходил. Если во времена революции он был направлен лишь на власть, на смену политического строя, то теперь он принял черты бандитизма.

    Отдельные теракты совершаются небольшими группировками радикально-коммунистической направленности. Такие как взрыв памятника Николаю II под Москвой (1998), ночной взрыв у приемной ФСБ в Москве (1999), минирование памятника Петру I в Москве. Все эти акции прошли без человеческих жертв.

    Неизмеримо серьезнее была серия террористических актов, связанных с войной в Чечне. Эти акты носили массу оттенков - от политического до религиозно-националистического. Все они сопровождались жертвами и радикальными требованиями. Теракты представляли собой взрывы домов, взрывы на улицах и рынках, захват общественных зданий и взятие заложников.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 253.