Закономерности и принципы обучения как основной ориентир в деятельности преподавателя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактические закономерности – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между условиями и результатами обучения. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

Закономерности, обусловленные внешними связями:

· цель, задачи, содержание и методы обучения обусловлены социально - экономическими потребностями общества;

· задачи, содержание и методы обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых    протекает этот процесс;

· результаты обучения зависят от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром др.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

· взаимосвязь воспитания, образования и развития;

· единство преподавания и учения, образования и самообразования;

· определяющая роль деятельности и общения в процессе обучения;

· взаимосвязь задач, содержания, форм и методов обучения;

· зависимость продуктивности педагогического процесса от степени взаимосвязи его структурных компонентов, от профессиональной направленности их содержания, а также от уровня руководства самим процессом;

· решающая роль преподавателя, его психолого-педагогической компетентности, общей культуры, глубины знания учебных дисциплин в продуктивности педагогического процесса;

· подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого студента;

· зависимость результативности педагогического процесса от согласованности действий, взаимопонимания всех субъектов этого процесса и др[7].

Объективные закономерности, типичные для учебно-воспитательного процесса вуза, отражаются в принципах обучения. Принципы обучения – это исходные положения, на которые опираются при определении:

а) содержания образования;

б) методов обучения;

в) организационных форм.

Каждый принцип приобретает смысл дидактического «вектора» для педагогического мышления преподавателя. Принципы обучения по своему содержанию и практической реализации постоянно меняются, что обусловлено социальным заказом и уровнем изученности закономерностей познавательной деятельности. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.

Принципы обучения - это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В настоящее время сложилась следующая система принципов обучения:

· научности;

· систематичности и последовательности;

· связи теории с практикой при ведущей роли теории;

· наглядности и образности обучения;

· сознательности, активности и ответственности студентов;

· совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и

студентов;

· соединения самостоятельной работы студентов с учебно- познавательной деятельностью в аудитории;

· профессиональной направленности обучения;

· гуманизации;

· гуманитаризации;

· региональности.

    В настоящее время традиционная система принципов высшего образования дополняется такими, как: принцип контекстного обучения, принцип проблемной интеграции и инновационной направленности профессиональной подготовки, принцип опережающего характера профессионального образования, принцип открытости образования, принцип соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности, принцип сетевого взаимодействия и др.

Дидактические принципы, прежде всего, направленности, научности обучения, систематичности и последовательности должны составлять основу организации процесса обучения в вузе, в противном случае все методические разработки и инновации становятся неадекватными их сущности.

Принципы обучения в высшей школе составляют систему научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретических предпосылок в практику преподавания определяет профессиональное мастерство, искусство педагогов высшей школы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 285.