Дидактические закономерности – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между условиями и результатами обучения. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.
Закономерности, обусловленные внешними связями:
· цель, задачи, содержание и методы обучения обусловлены социально - экономическими потребностями общества;
· задачи, содержание и методы обучения зависят не только от потребностей, но и от возможностей общества, от условий, в которых протекает этот процесс;
· результаты обучения зависят от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром др.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
· взаимосвязь воспитания, образования и развития;
· единство преподавания и учения, образования и самообразования;
· определяющая роль деятельности и общения в процессе обучения;
· взаимосвязь задач, содержания, форм и методов обучения;
· зависимость продуктивности педагогического процесса от степени взаимосвязи его структурных компонентов, от профессиональной направленности их содержания, а также от уровня руководства самим процессом;
· решающая роль преподавателя, его психолого-педагогической компетентности, общей культуры, глубины знания учебных дисциплин в продуктивности педагогического процесса;
· подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого студента;
· зависимость результативности педагогического процесса от согласованности действий, взаимопонимания всех субъектов этого процесса и др[7].
Объективные закономерности, типичные для учебно-воспитательного процесса вуза, отражаются в принципах обучения. Принципы обучения – это исходные положения, на которые опираются при определении:
а) содержания образования;
б) методов обучения;
в) организационных форм.
Каждый принцип приобретает смысл дидактического «вектора» для педагогического мышления преподавателя. Принципы обучения по своему содержанию и практической реализации постоянно меняются, что обусловлено социальным заказом и уровнем изученности закономерностей познавательной деятельности. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.
Принципы обучения - это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В настоящее время сложилась следующая система принципов обучения:
· научности;
· систематичности и последовательности;
· связи теории с практикой при ведущей роли теории;
· наглядности и образности обучения;
· сознательности, активности и ответственности студентов;
· совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и
студентов;
· соединения самостоятельной работы студентов с учебно- познавательной деятельностью в аудитории;
· профессиональной направленности обучения;
· гуманизации;
· гуманитаризации;
· региональности.
В настоящее время традиционная система принципов высшего образования дополняется такими, как: принцип контекстного обучения, принцип проблемной интеграции и инновационной направленности профессиональной подготовки, принцип опережающего характера профессионального образования, принцип открытости образования, принцип соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности; обеспечение их конкурентоспособности, принцип сетевого взаимодействия и др.
Дидактические принципы, прежде всего, направленности, научности обучения, систематичности и последовательности должны составлять основу организации процесса обучения в вузе, в противном случае все методические разработки и инновации становятся неадекватными их сущности.
Принципы обучения в высшей школе составляют систему научных установок, а не набор готовых рецептов. Преобразование теоретических предпосылок в практику преподавания определяет профессиональное мастерство, искусство педагогов высшей школы.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 326.