Процесс обучения как целостная дидактическая система
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс обучения - это организованный процесс взаимодействия педагога с обучающимися, направленный на достижение образовательных целей. Применительно к системе высшего образования процесс обучения призван выполнять следующие функции:

а) образовательную - вооружение студентов системой фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний, а также профессиональных и общеинтеллектуальных умений, развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций;

б) воспитательную - развитие и формирование профессионально значимых личностных качеств, профессиональной направленности, профессиональной культуры, навыков социального взаимодействия обучающихся;

в) развивающую - развитие интеллектуальных способностей, профессионального мышления и творческих способностей;

г) профессиональную - формирование компетенций и их составляющих (знаний, умений, навыков), готовящих к выполнению видов деятельности и решению профессиональных задач по изучаемой специальности или направлению подготовки.

Основными чертами целостного процесса обучения являются:

· системность;

· целенаправленность;

· динамичность;

· неопределенность результата.

· двусторонний характер;

· совместная деятельность педагогов и обучающихся;

· руководство со стороны педагога, заключающееся в организации деятельности обучающихся, их стимулировании и мотивации;

· планомерная организация и управление;

· развитие творческих способностей;

· соответствие закономерностям возраста;

· обучение, развитие и воспитание обучающихся.

Основными элементами процесса обучения как дидактической системы являются цели, содержание, методы, средства, формы, результаты образования.

Цели обучения – это центральная педагогическая категория, системообразующий элемент дидактической системы. Цели связывают воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, организационные формы, контроль) и в значительной степени определяют общий результат и эффективность педагогических действий.

Цели - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которые стремится достичь данное общество, государство с помощью сложившейся системы образования. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели обучения могут конкретизироваться образовательными организациями, участниками образовательного процесса и работодателями. Они могут описываться как конкретные результаты обучения и как система знаний, умений, навыков, компетенций и личностных качеств, которыми должен овладеть обучающийся по окончании освоения конкретной образовательной программы или ее этапа.

В педагогической образовательной системе можно выделить несколько уровней целей:

· цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

· цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

· цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретной образовательной организации;

· цели образования, реализуемые через конкретную учебную дисциплину (модуль);

· цели отдельных разделов и тем учебных дисциплин (модулей);

· цели отдельных видов учебной деятельности;

· цели отдельных учебных занятий.

Цели разных уровней, конкретизируя уровень усвоения учебного материала, выступают своего рода методологическими ориентирами учебного процесса. Следует указать разницу в понимании категорий «цели обучения» и «результаты обучения». Цели обучения формулирует общество, государство, образовательная организация, педагог. Результаты обучения показывает (демонстрирует) обучающийся. Цели обучения, соотнесенные с результатами обучения, которые должны продемонстрировать обучающиеся, характеризуют изменения, которые происходят в знаниях, умениях, компетенциях, личностных качествах студентов, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии личности в целом и определяют содержание обучения. С позиций компетентностного подхода в качестве целей-результатов образовательного процесса выступают принципиально новые образовательные конструкты – компетенции. Отличия компетенций от других продуктов-результатов  образовательного процесса состоят в том, что они: являются интегрированным результатом, позволяют решать целый класс задач в отличие от функциональной  грамотности; существуют в форме деятельности, а не просто в виде знаний о  способах деятельности.

Содержание высшего образования обусловлено ​​целями и потребностями общества и представляет собой специально отобранную систему элементов социального опыта. Содержание высшего образования претерпевает целый ряд изменений, связанных с введением компетентностного подхода. Целью данного подхода является овладение системой компетенций, формирующих структуру соответствующей профессиональной деятельности. С точки зрения компетентностного подхода, содержание образования представляет собой совокупность общекультурных, профессиональных и специальных компетенций и их составляющих: знаний, умений и навыков, опыта учебно-производственной и научно-исследовательской деятельности, способов решения профессиональных задач, профессиональных ценностей и норм, которыми будущий специалист должен овладеть в процессе освоения образовательной программы определенного уровня и объема. Освоение обучающимися выделенных элементов социального опыта готовит его к профессиональной деятельности в определенной сфере, конкретной профессии или специальности.

Носителями содержания образования являются:

· федеральный государственный образовательный стандарт;

· учебный план;

· образовательная программа;

· учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем;

· учебники, в том числе электронные, монографии, научные статьи и др., сеть Интернет и др.

При формировании содержания высшего образования руководствуются как общедидактическими принципами (научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности и др.), так и принципами, связанными с профессиональным образованием:

· соответствие содержания обучения целям подготовки специалиста;

· фундаментальности и практико-ориентированности обучения;

· ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

· соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусств

· оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса;

· связи обучения с самообразованием;

·  развития навыков самостоятельной работы обучающихся;

· соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, предъявляемым конкретной сферой профессиональной деятельности для обеспечения их конкурентоспособности.

    Методы обучения – представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студентов по решению задач обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем).

Средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод. Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса и продуктивного взаимодействия со студентами. К средствам обучения можно отнести:

· учебники, учебно-методические пособия, программы, рабочие тетради, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.,

· оборудование в различных кабинетах,

· технические средства обучения – компьютеры, телевизоры, видеопроекторы, электронные доски и т.д.

Формы обучения. В освоении обучающимся содержания обучения важная роль принадлежит формам организации обучения или видам учебных занятий, в качестве которых выступают устойчивые способы организации педагогического процесса. Формы организации учебного процесса предполагают определенное количество и состав студентов. Учебная деятельность образовательной организации высшего образования реализуется в массовых формах (лекция), групповых (семинарское, практическое занятие), индивидуальных формах (консультация, индивидуальные занятия). При этом преподаватель выполняет разные функции: организатор учебного процесса, источник знаний, консультант, контролер, диагност, эксперт и др..

Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения определяет выбор дидактических методов.

В современной высшей школе используются следующие формы учебной деятельности, которые условно можно подразделить на 4 группы:

1) формы теоретической учебной деятельности: лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической учебной деятельности: лабораторно-практические работы, практикумы, учебная, производственная, преддипломная практики;

3) комбинированные формы учебной деятельности: педагогическая и производственная практика;

4) контрольные формы учебной деятельности: коллоквиум, зачет, экзамен.

В процессе обучения участвуют два типа субъектов – преподаватели и студенты. Эффективный процесс обучения предполагает установление субъект-субъектных отношений педагога и обучаемых. Студент выступает объектом преподавания и субъектом учения. Объектом его деятельности является содержание образования (осмысление и освоение). Педагог выступает субъектом преподавания. Его деятельность также направлена на содержание образования (отбор, дидактическое оформление, предъявление, контроль освоения). Процесс обучения – это не просто механическое слияние преподавания и учения, а качественно новое, целостное явление. Продуктивность этого процесса в значительной мере зависит от степени взаимодействия преподавателя и студентов.

В организационно-содержательную структуру деятельности педагога входят следующие этапы:

Планировани е. Преподаватель проектирует учебный процесс по дисциплине/курсу/модулю/практике. На данном этапе он формулирует цель и задачи курса (…), планируемые результаты обучения, соотнесенные с закрепленными за курсом (…) компетенциями (ей). В соответствии с запланированными целями-результатами обучения разрабатывает рабочую программу и ее составляющие: тематический план, методическое обеспечение лекций, семинаров, практических занятий, СРС, фонды оценочных средств.  

Организация обучения. Определив цель, задачи, результаты обучения; разработав соответствующее им содержанием, вид и форму обучения, выбрав методы, средства и оборудование (если оно необходимо), запланировав средства текущего/рубежного контроля успеваемости, преподаватель приступает к осуществлению учебного процесса.

Стимулирование студентов. Для повышения продуктивности учебно-воспитательного процесса применяются различные методы и средства стимулирования студентов к познавательной деятельности: глубина и новизна содержания учебного материала, яркость его изложения, методическое разнообразие, проблемность, инновации и т.д. Проявляя гибкость и заинтересованность в работе, преподаватель в каждом конкретном случае выбирает такие методы стимулирования, которые способствуют корректировке хода обучения и решению выдвинутых задач.

Контроль в процессе обучения. Различные формы контроля – текущий/рубежный контроль, промежуточная аттестация – позволяют преподавателю судить о эффективности своей работы и результатах учебной деятельности студентов. Особенно важен текущий контроль во время проведения лекций, семинарских и практических занятий. На лекциях преподаватель может задавать вопросы отдельным студентам, создавать проблемные ситуации, вводить микродискуссии и т.д., проверяя и  одновременно активизируя аудиторию.

Анализ результатов. Этот этап учебно-воспитательного процесса многими преподавателями недооценивается. А между тем, анализируя итоги данного процесса или его части, педагог устанавливает - решены ли намеченные задачи, достигнуты ли запланированные результаты обучения. Анализ дает возможность при необходимости внести коррективы в процесс обучения. Рекомендуется, особенно на этапе профессионального становления, подвергать аналитическому разбору каждую лекцию, семинарское и практическое занятия, а также коллоквиумы, рефераты, контрольные работы, курсовые работы, УИРС, результаты зачетов и экзаменов.

Одним из основных видов человеческого труда является учение. По своей социальной функции учение это – овладение результатами общественно-исторического развития человечества. Учение есть целенаправленный, регламентированный учебными планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, освоения компетенций, развития и становления личности, ее сущностных сил и качеств.

Учеба в вузе – специфический вид трудовой деятельности. Эта специфика состоит в том, что:

- учебная деятельность студентов не носит производственного характера, относится к духовной сфере труда;

- учебная деятельность студентов осуществляется в двух формах: теоретической и практической, которые взаимосвязаны общей целью и направлены на формирование общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций;

- осваиваемые в процессе учебной деятельности базовые компетенции, готовят обучающихся к профессиональной деятельности;

- учение, с одной стороны, протекает под руководством преподавателей, с другой стороны его успех предопределяется уровнем организации самостоятельной работы студентов;

Каждый преподаватель должен хорошо представлять структуру, формы и методы учебной деятельности студентов. Рассмотрим основные ее формы.

Слушание, осознание, усвоение – учебная деятельность, посредством которой усваивается информация на лекциях, семинарских, практических и других занятиях. Для того чтобы усвоение информации было более продуктивным, преподавателю необходимо «чувствовать» аудиторию, так некоторые студенты испытывают затруднения при восприятии осмыслении устной речи: не умеют выделить главное,  не успевают конспектировать и т.п. Педагогическими приемами в данной ситуации могут стать изменение темпа, тембра и громкости речи, повтор и уточнение, комментирование и др.  

Чтение, восприятие, переработка, усвоение письменной информации. Для освоения этих видов учебной деятельности, возможно, предусмотреть, в том числе, в курсах «Введение в специальность» обучение студентов навыкам рационального чтения (Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О.Загашев, С.И. Заир-Бек), стратегии чтения (Н.Н. Сметанникова), Технология скорочтения (М.А. Зиганов) и др.) и навыкам конспектирования, реферирования, аннотирования текстов.

    Выполнение упражнений, решение задач. Основная цель – формирование умений, навыков, компетенции (или ее части)  при изучении конкретных дисциплин. Задачи и упражнения уместны по всем дисциплинам. Они необходимы для развития интеллектуальных, практических, оценочных навыков. При выполнении упражнений студенты должны понять смысл задания, затем выбрать оптимальный путь своих действий, и, наконец, объяснить и доказать его правильность или правомерность.

В настоящее время обязательной формой обучения в вузе стали учебные исследования – УИРС. К ним относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, проекты. Данный вид учебной деятельности направлен на развитие самостоятельности и познавательной активности, способствует развитию умений ведения исследовательской, экспериментальной деятельности, формированию аналитического мышления. Формами исследовательской деятельности являются: написание реферата, обзор научных статей, курсовая работа, бакалаврская, дипломная работа, магистерская диссертация и др.

    Каждая из рассмотренных форм учебной деятельности студентов неоднозначна по степени самостоятельности, трудоемкости, креативности, рефлексии обучающихся. С точки зрения компетентностного подхода современный образовательный процесс должен заключаться не просто в передаче обучающимся предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу их использования, а в демонстрации применения этого знания для решения актуальных профессиональных и квазипрофессиональных проблем, а также создания условий для самостоятельного решения студентами таких проблем в процессе обучения. Таким образом, соотношение различных форм деятельности педагога и учебной деятельности студентов должно отражать значимость этих видов деятельности для формирования компетенций.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 380.