Составной и важнейшей частью педагогики высшей школы является дидактика высшей школы - отрасль научно-педагогического знания о закономерностях процесса обучения в высшей школе.
Основные дидактические исследования в современном отечественном образовании направлены на выявление новых закономерностей процесса обучения; научно-методическое обеспечение перехода к уровневой подготовке кадров; реализацию компетентностного подхода в учебном процессе; информатизацию учебного процесса и др.
Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: обучающийся - учебный материал, педагог - обучающийся, обучающийся -другие обучающиеся .
Дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика высшей школы призвана решать следующие задачи:
· обоснование целей высшего образования;
· обоснование содержания высшего образования на каждом уровне;
· определение оптимального содержания, методов, форм, технологий обучения для каждого уровня высшего образования.
Дидактика высшей школы опирается на ведущие положения общей дидактики:
- обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности и применения знаний, развитию способностей и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
- преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний, формирование компетенций;
- учение - процесс деятельности обучающегося по освоению знаний, умений, навыков, компетенций; опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которых возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией;
- образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры;
- знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека;
- умения - овладение способами применения знаний на практике;
- навыки - умения, доведенные до автоматизма;
- компетенция - (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной области;
- цель - в дидактике это образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения;
- содержание обучения - это специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Иными словами – это тот конечный результат, к которому стремится образовательная организация, тот уровень и те результаты обучения, которые выражаются в категориях знания, умения и навыки (способы деятельности и мышления), ценностные отношения, компетенции, личностные качества, которыми обучающиеся овладевают в процессе обучения;
- познавательная активность - характеристика деятельности обучающихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности обучающегося процесс обучения не может состоятся. Необходимо отметить, что и педагог должен активно воздействовать на обучающихся, мотивировать их.
Дидактика, в связи с интенсивными интеграционными процессами оперирует понятиями из других отраслей знания "система", "элемент", "структура", "функция", "организация", "формализация" и др. В дидактических исследованиях часто можно встретить такие понятия из психологии, как "восприятие", "усвоение", "мышление", "запоминание" и др. Из кибернетики в оборот дидактики вошли понятия "обратная связь", "динамическая система" и др.
Понятийный аппарат дидактики выступает как упорядоченная система и выстраивается вокруг главных категорий "преподавание" и "учение", выступающих в своем единстве.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 261.