Педагогика высшей школы её задачи и специфика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогика высшей школы - отрасль (раздел) общей (профессиональной) педагогики, изучающая основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса в образовательной организации высшего образования, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента, требования к личности преподавателя и студента и др.) эффективного осуществления профессиональной подготовки будущего специалиста.

Будучи наукой, она имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий. Объект педагогики высшей школы – педагогические системы, а также системы управления функционирующие в образовательных организациях высшего образования. К таким системам можно отнести академическую группу, курс, факультет, образовательную организацию, общественные организации и формирования, студентов, преподавателей, отделы и управления министерства образования и др. Предмет педагогики высшей школы – процесс обучения и воспитания обучающихся в условиях образовательной организации высшего образования, выявление закономерностей этого процесса.

Задачи педагогики высшей школы:

1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.

2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

5. Выявление закономерностей обучения в системе высшего образования.

6. Обоснование образовательных стандартов и содержания уровнего обучения в системе высшего образования.

7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.

8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами.

Кроме этого можно выделить задачи педагогики вышей школы в практической области:

1. Формирование у будущих преподавателей знаний, умений, первоначального опыта учебной, научной и методической деятельности.

2. Установление связи обучения, профессиональной подготовленности и формирования у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи.

Педагогика высшей школы имеет свою специфику. Ее характерные черты:

Первая. Педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, методологическую основу, задачи и проблемы, обладает своеобразием в трактовке основных педагогических понятий; это свидетельствует о том, что мы имеем дело с самостоятельной педагогической наукой.

Вторая. Вопросы подготовки студентов к выполнению закрепленных образовательной программой видов профессиональной деятельности и решению профессиональных задач пронизывают деятельность профессорско-преподавательского состава, всех структурных подразделений вуза. Они определяют проблематику и сущность научных педагогических исследований.

Третья. Подготовка выпускников в системе высшего образования в современных условиях происходит по многоуровневой системе. Исследования в области педагогики высшей школы призваны внести свой вклад в совершенствование и разработку теоретических основ содержания, проектирование образовательных стандартов и программной документации для каждого уровня высшего образования.

Четвертая. Существенная особенность педагогики высшей школы состоит в том, что она исследует проблемы воспитания студентов – молодежи среднего юношеского возраста, который имеет определенные отличия от других возрастных.

    Пятая. К специфике педагогики высшей школы следует отнести исследование своеобразия воспитательно-образовательного процесса в вузе: его организационных форм (лекций, семинарских и практических занятий), НИРС (научно-исследовательской работы студентов), учебных и производственной практик, методов и технологий обучения и вовлечения в социально-активную деятельность.

Шестая. Одной из особенностей вуза является характер взаимоотношений преподавателей и студентов. В основе их лежит принцип демократического взаимодействия. Демократическое взаимодействие преподавателей и студентов проявляется во всех формах учебной и внеучебной деятельности, но наиболее отчетливо – в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе. Изучение и анализ вопросов построения отношений преподавателей и студентов также является одной из важных задач педагогики высшей школы.

Педагогический процесс протекает в различных образовательных системах – больших, средних, малых – в качестве которых выступают: образовательная организация, факультет, курс, академическая группа.

Через педагогический процесс система образования выполняет две роли:

· созидательную роль – профессиональное образование будущего специалиста;

· адаптирующую роль – формирование у студентов определенной системы ценностей, культуры, гражданской позиции.

Целостному педагогическому процессу присущи следующие характеристики:

· целенаправленность – целевая ориентация на формирование профессиональных и личностных качеств, которые будут способствовать продуктивной профессиональной деятельности;

· двусторонний характер – деятельность и взаимодействие двух основных субъектов – преподавателей и студентов;

· творческий характер, так как этот процесс требует креативности как от преподавателя так и от студентов в обновлении содержания, форм, методов воспитательно-образовательной деятельности педагога и познавательной деятельности студентов;

· динамизм – педагогический процесс есть явление развивающееся, ему присущи движение, изменение содержания, действий субъектов этого процесса и самих субъектов;

· целостность - интегрирующая характеристика педагогического процесса, предполагающая, что все его компоненты находятся в согласованной связи и подчинены единой цели.

На продуктивность педагогического процесса определенное влияние оказывают внешние условия: общественные, культурные, социокультурная среда вуза, природно-географические, а также внутренние условия: учебно-методическая – материальная база вуза, психологический микроклимат, эстетические, спортивные, гигиенические условия, уровень профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава. Внешние и внутренние условия работы образовательной организации определяющим образом влияют на ход, направленность, содержание, результат педагогического процесса.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.