Глобальные экологические проблемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенностью развития современного общества является процесс глобализации.

Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человечества процессов. Современное челове­чество представляет собой единую систему экономических, политических, социальных и культурных взаимодействий.

Осно­вой глобализации и универсализации общества является информатизация, выражающая современный уровень тех­нического развития. Развитие информационных технологий трансформирует способы социальной ком­муникации, способствуя их расширению и ускорению. Это приводит к интеграции человечества в единую экономическую, политическую и социокультурную целостность. Глобализация - современный этап развития, называемыйтех нотронная эпоха.

Современная философия говорит о необходимости выработки нового стиля мышления, который соответствовалбы характеру протекающих в обществе процессов. Человечество пока не способно в полной мере отвечать на те вызовы, которые порождены его собственной деятельностью.

Негативной стороной процесса глобализации является появление целого ряда проблем, которые получили название глобальных проблем современности. Глобальные проблемы выросли из локальных региональных проблем прошлого. Преодоление глобальных проблем требует от человечества совместных усилий, отдельные государства или регионы не могут самостоятельно с ними справиться.

Наиболее острыми проблемами являются:

1. экологическая и вытекающие из нее демографическая и медико - биологическая проблемы;

2. политическая - как угроза мировой войны с применением оружия массового поражения;

3. проблема разрыва между экономически развитыми и политически стабильными и беднейшими странами с массовой нищетой и нестабильностью внутриполитической жизни;

4. проблема религиозных и этнических конфликтов, угроза терроризма как следствие противостояния богатого Севера и бедного Юга.

Суть экологической проблемы в противоречии между экономической деятельностью человечества и устойчивостью среды его обитания. Важная черта нашего времени — ускоряющийся техничес­кий прогресс, который становится неконтролируемым. Следствием технического про­гресса является рост искусственной среды - техносферы и разрушение естественной среды обитания человека — биосферы. Обострение экологической проблемы грозит физическим вымиранием человеческому виду.

Взаимосвязь, взаимовлияние и взаимопорождение — важнейшая черта современных глобальных проблем. Главной причиной экологического кризиса называется технический прогресс, порождающий неограниченное потребление. Сокращение темпов технического роста ведет к обострению другихглобальных проблем, в частности демографической. Быстрый рост населения при ограниченных природных ресурсах создает основу этого вызова.

Впервые на проблемы, связанные с ростом народонасе­ления, обратил внимание английский экономист и священник XIX в. Т. Мальтус. Рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, а рост производства— в арифметической. Следствием этого становится нехватка ресурсов. По мнению Т. Мальтуса, данный процесс фатально неизбежен, ничто не в силах его предотвратить.

Критики мальтузианства утверждают,  что «линейность» концепции Мальтуса не позволяет делать точные прогнозы. Российский исследователь И. Бестужев-Лада утверждает, что даже в популяциях животных при чрезмерной скученности срабатывают механизмы, возвращающие популяцию к оптимальным масштабам. В человеческом сообществе это происходит еще энергичнее, поскольку подкрепляются сознательным целенаправленным поведением людей.

Обострение демографической проблемы усугубляет разрыв между богатым Севером и бедным Югом. Рост благосостояния в развитых странах происходит на фоне тотальной бедности в странах «третьего мира». Попытка решить проблему противостояния богатого Севера и бедного Юга путем простого увеличения потребленияприводит к еще большему обострению экологических проблем.

Демографическое давление со стороны бедного Юга и контраст между уровнями потребления в странах «золотого миллиарда» и странах «третьего мира» неизбежно порождают рост напряжения, которое облекается в форму политических, религиозных и этнических конфликтов. В беднейших странах распространяется влияние экстремизма, одним из следствий которого является терроризм — серь­езнейшая проблема сегодняшнего дня.

Обострение глобальных проблем вынуждает человечество искать новые способы взаимодействия и развития. Современные философы и футурологи говорят о необходимо сти изменения путей развития цивилизации. Во всех прогнозах главный враг человечества — он сам. Преодоление глобальных проблем связано с трансформацией ценнос тных установок, поиском новых мировоззренческих ориен­тиров для всего человечества. В современной философии этот поиск выражается в появлении концепций «планетарного сознания» и «ноосферного понимания».Именно от человека, его сознания и воли зависит будущее.

Выходом из технологического тупика является переориентация потребления: замена массового производства и потребления вещей индивидуальным производством и потреблением информации. Информация — основной фактор и условие развития человечества и просто его выживания. По мнению американского футуролога О. Тоффлера, информационное общество будет основано на всеобщих информационных связях, высокоэффективных экологичных технологиях, тесном контакте производителя и потребителя. Эта возможность станет реальной,когда человечество научится экономно расходовать природные ресурсы.

Еще одной проблемой, стоящей перед современным человечеством, является проблема формирования целостного космоса духовной культуры.Между различ­ными сферами современной культуры отсутствует элементарное взаимодействие, что служит благодатной почвой для возрождения разного рода древних верований и чревато архаизацией индивидуального сознания. Отсутствие гармоничного космоса культуры превращает человека либо в одномерный автомат, либо в неуправляемое животное. Нахождение согласованности между рациональным и внерациональным, научным и художественным, философским и мистическим способами постижения действительностипреодоление разломов в универсуме духовной культуры становятся одной из важнейших задач современного человечества.

 

Размышления о будущем

Любые размышления о будущем, даже если они весьма правдоподобны, остаются на уровне прогнозов и не отражают всех возможных вариантов развития. Дальнейшее движение может пойти по неожиданному пути, будущее человечества содержит возможности как для небывалого взлета, так и для серьезного упадка. Один из создателей синергетики И. Пригожин считает, что современное человечество находится в точке бифуркации, когда меняется соотношение порядка и хаоса и наступает ситуация непредсказуемости. Новое сетевое общество может походить как на большой иерархически организован­ный муравейник, так и на общество свободных людей.

По мнению И. Пригожина, с ростом народонаселения повышается вероятность нелинейных микрофлуктуаций, связанных с индивидуальной свободой выбора. С другой стороны, поскольку люди все более объединены информационными сетями, может проявиться и обратный эффект: императивы объединенного коллектива подавят индивидуальную свободу.И поэтому вариант «большого муравейника» нельзя исключать. При этом И. Пригожин все же полагает, что «глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и к повышению роли отдельного индивида в историческом процессе. Точно так же, как в точке бифуркации поведение одной частицы может сильно изменить конфигурацию системы на макроскопическом уровне, творческая личность, а не безликие восставшие массы будет все сильнее влиять на исторические события на новом этапе эволюции общества».

Нестабильный, постоянно изменяющийся мир не дает оснований для точных предвидений. Некоторые тенденции этого движения можно уловить. Этим занимается футурология. Футурология в качестве самостоятельной дисциплины сформировалась в середине XX в.

Футурология позиционирует себя как науку, она одновременно является и искусством. Будущее не является линейным продолжением настоящего и тем более экстраполяцией прошлого. Достоверность любого прогноза невелика. Кроме того, человечество вряд ли захотело бы получить точный прогноз. Осознавая этот факт, чело­век не столько исчисляет будущее, сколько придумывает его. Футурологические концепцииостаются более или менее реалистиче­ской фантазией как о желаемом, так и о мрачном, ужасном, неприемлемом будущем.

Концепции будущего строятся на базе определенных ценностей, мировоззренческих ориентиров, поэтому любое футурологическое размышление есть род философствования. Богатая история философии оказывается необходимым подспорьем такой рефлексии и базой для преодоления современных проблем.

 

Беляева Марина Ивановна

Философия

Курс лекций

 

 

Подписано в печать . 2015.

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал.

Усл. печ. л. 6,3 Тираж 100 экз. Заказ № 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 207.