Тема 18. Природа человека и смысл его существования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1. Природа человека.

2. Смысл его существования

Природа человека

Учение об антропосоциогенезе связано с именем Ч. Дарвина – природное происхождение человека в процессе эволюции, где основными механизмами являются наследственность и естественный отбор.

Ф.Энгельсом была рассмотрена трудовая гипотеза происхождения человека с мышлением и речью и себе подобных, способных к трудовой деятельности.

Но трудовая гипотеза не связала причиной появление человека и труда. Труд должен был существовать до появления человека, то есть трудиться должны были обезьяны.

Главная причина возникновения человека, по В. Вильчеку, первоначальное отчуждение, разрыв связи с природой, утрата инстинктов, появление множества «больных животных». Животные для человека становятся учителями, человек начинает подражать им. Люди, живущие по чужому плану, находятся в состоянии стресса. Естественный отбор становится для человека противоестественным, он ведет к сохранению слабых, с разрушенной связью с природой. Им остается подражать природе, но не инстинктивно, а трудиться. Попытка восстановить связь с природой порождает новую человеческую способность – творчество. Человек реально уходит от природы, а возвращается к ней в форме идеального плана действий, в творчестве. Восстановление связи внебиологическими средствами ведет к формированию человека.

Отечественный философ Ю.М. Бородай отходит от трудовой гипотезы, объясняя антропосоциогенез с помощью психоаналитической теории.

У Фрейда возникновение социальности связана с замещением реального отца – вожака – Тотемом. Свершив свое деяние, убийцы оказались во власти торжества и горя. Они начали испытывать чувства раскаяния и вины, отказались от своих вожделений, закрепив свой отказ Тотемом. По мнению Фрейда, общество покоится на чувстве вины и раскаяния.

Бородай отмечает, акт убийства не есть причина вины и раскаяния общества. Он отмечает, что пралюди (предгоминиды) были способны к прямохождению (что ведет к смертности самок) и были хищниками. Внутристадные конфликты стали частыми и жестокими. Они грозили гибелью вида в результате взаимного истребления. Единственное средство – сублимация (ограничить себя в желаниях, видоизменить их. Эротика и смерть слились в одно. Поэтому орудие смерти становится предметом почитания. Первых богов почитали в виде дубин, ножей. появление нового «человеческого качества» в стаде сделало ситуацию напряженной. Желание убить и невозможность это совершить порождали запрет (табу). Это внутренний запрет, основанный на собственной воле – рождение совести.

Сущность социальности предельно ясно выражена в нравственных отношениях, в основе которых лежит процесс сублимации. Первые формы нравственности (чувство вины, муки совести, свобода воли) стали фундаментом человеческой культуры, с ее способностью к символизации, перевоплощению себя с другим. Утрата исходной нравственно – родовой основы человеческой культуры связана с завоеваниями одного народа другим, войнами, в результате которых мифологическая суть человеческих отношений умирает, остается лишь «чистая форма».

Пьер Шарден (1881 – 1955) объясняя антропогенез вводит понятие энергии.Появление «радиальной энергии ведет к нарастанию сложных материальных феноменов. Энергия неотделима от материи, ее можно понимать и как духовную силу, направляющую всю эволюцию космоса. Переход с одной стадии на другую носит взрывной характер. На стадии «мысли» появляется человек. Возникновение человека – скачок от инстинкта к мысли. Первый человек появляется как множество людей. Человек как бы сгущает психическую энергию, творит «ноосферу», в которой возникает мысль, личность, единство индивидуальностей. духовное объединение человечества, его «планетизация» ведет к стадии Сверхжизни, соединяется с Божественной полнотой.

Понятие энергии позволяет Л.Н. Гумилеву (1912 – 1992) выдвинуть теорию о биохимической энергии, энергии космоса. Он предложил концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождение народов, этносов). пространство и время оказываются теми формами жизни этноса, через которые осуществляется связь с природной средой. Под воздействием внешних условий в определенное время и в определенном месте возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов. Этот процесс связан с появлением особого генетического признака – пассионарности. Пассионарность – признак, возникающий вследствие мутации и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. «Пассионарный заряд» изменяется, он уменьшается. Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли.

Природа человека – это единство материального и духовного, природного и социального. Человек способен осознать противоречивость своей природы, понять, что он принадлежит к двум мирам – миру свободы и миру необходимости. Осознание собственной противоречивости делает его одиноким и полным страха.

Человек может перестать быть человечным, но он, даже поступая жестоко, делает это по-человечески. Человечность – это нравственная характеристика человека. Природа человека – это противоречие, внутренне присуще человеческому бытию. Но природа человека предполагает также осознание этого противоречия как собственного внутреннего конфликта и стремление его преодолеть.

Смысл его существования

Кто я, может быть множество, но важны два основных ответа.

Один ответ – регрессивный, он предполагает возврат к животной жизни, к предкам.

Другой ответ – прогрессивный. Это путь собственно бытия, где человек обретает сущность.Сущность человека – это «образ человеческий», который может стать ценностным ориентиром индивида, свободно совершающий свой выбор. Свобода – это тот мостик, который соединяет существование человека и его сущность.

Жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но они разнообразны и дают различные возможности действия человеку, который совершает свой выбор. За выбором стоит выбор ценностных ориентиров, смысла, сообразуясь с определенной внутренней шкалой. Роль ориентира и начинают выполнять сформировавшиеся в единую доминанту обобщенные, наиболее типичные для данного субъекта потребности, интересы и переживания. Так возникают ценности.

Ценность (жизненный смысл) есть основание выбора субъектом целей, средств, результатов и условий деятельности, отвечающие на вопрос, во имя чего совершается данная деятельность. Процедура выбора на основании ценностей называется оценкой. Направленность субъекта в его деятельности на определенную ценность называется ценностной ориентацией.

Раздел социальной философии, в котором исследуется природа, происхождение, развитие и роль ценностей в отношении человека к миру, называется аксиологией (учение о ценностях).

Основная форма, вбирающая в себя ценности - идеал.Он представляет собой ценностную характеристику определенного явления в качестве должного и выполняет роль ориентира на пути достижения цели.

Ценности выступают как системообразующее ядро программы, замысел деятельности и внутренней духовной жизни личности, Ценностные ориентации могут иметь место в любой сфере чело­веческой деятельности. Философия рассматривает только те, которые выражают сущность человека, универсальные и определяющие ядро мировоззрения, отношение к месту человека в мире. Содержание таких ценностей (базовых или ключевых) в различные эпохи, у разных социальных групп и личностей может различаться вплоть до противоположности. И вместе с тем все они — атрибуты человека в его отношении к миру.

Каждая из ключевых ценностей выражает сущностное (что делает человека человеком) отношение к миру, а их система дает целостное представление об отношении «человек — мир». Во всех аспектах своего взаимодействия с миром человек ориентирован на конечную ценность — благо.

Благо как вершину ценностей впервые представил Платон, по­нимая его как единство истины, красоты и меры. Понятно, чтосодержание этих ценностей исторично, но, как бы люди ни понимали благо, оно является итоговой характеристикой их стремлений. В стремлении к нему человек, с одной стороны, выражает себя, свою неповторимость, и это стремление к самореализации, саморазвитию ориентировано на ключевую ценность — свободу. С другой — он,так или иначе осознает самоценность мира в целом, универсума, а себя частью этого целого, как бы это целое ни понималось — Бог, природа, человечество, нация, партия и т.д. Такое отношение ориентировано на ценность — сопричастность.Свобода индивидуальности и сопричастность к целому — фундаментальные ценности человеческого бытия. Вместе с тем, ориентируясь только на сопричастность к целому, человек растворяется в нем, теряет свое "Я", приходит к абсолютной отрешенности, уходит от обычных человеческих ценностей (благо, добро), от цели вообще. Реализуя же только свою свободу, не считаясь с миром, человек превращает ее в произвол и гибнет в этом безумном противостоянии миру.

Благо достигается через единство субъективно-объективного отношения, ориентированного на ценность пользы (меры внешней среды) и межличностных отношений, преодоления препятствий, ориентацию на ценность добра. В полезной деятельности свобода и сопричастность дополняют друг друга.

Человек строит свои отношения с миром и другими людьми по им же выработанным программам. Для этого он должен уметь познавать объективную реальность, быть нацеленным на осознание "величия" истины, стремиться к пониманию субъективной реальности существования других людей и общностей, ориентироваться на ценность правды. При этом различие между пониманием и познани­ем в том, что последнее получает знание об объекте, а первое предполагает сопереживание, вхождение во внутренний мир, в ценности другого субъекта.

Истина, отражающая объективную реальность, одна, но ее понимание, может быть разным (истина объективна, понимание субъективно). Единство истины и ее понимания позволяет создавать идеальные проекты и программы, основанные на знании объективной реальности и соответствующих ценностей субъектов это идеальное созидание будущего – реализованная ценность творчества.

К основным ценностям относятся: польза, истина, понимание, красота, благо, творчество, мудрость; добро, правда, святое, а также свобода и сопричастность

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.390-571

Дата: 2019-02-02, просмотров: 231.