Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Человек — единственное существо, которое знает о границах своего существования. На фоне смерти ценность жизни и ответственность за нее осознаются более отчетливо. Философия обнаруживает эту проблему и предлагает варианты ее решений.
Все ответы на вопрос о смысле жизни можно объединить в две группы: религиозные и светские.
Религия и религиозная философия связывают смысл бытия с Богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в потустороннем мире. Из обещания вечной жизни выводится абсолютность нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении Богу, выполнении религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве испытания. Для того, кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в потустороннем мире. Религиозная цель жизни — спасение бессмертной души.
Светская философия отрицает идею Бога, отказывается от поиска смысла в запредельном мире, но при этом подчиняет индивидуальную жизнь внечеловеческим целям, или пытается обнаружить смысл в самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую подчинять жизнь личности задачам общества. Такой ответ на вопрос о смысле жизни дают Платон, Г. Гегель, марксисты и др.
Экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. Человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют обрести твердую основу без обращения к надличностным или потусторонним силам. Как выразил эту мысль А. Камю, «либо мы несвободны, и ответ за зло лежит на всемогущем Боге, либо мы свободны и ответственны, а Бог не всемогущ».
В экзистенциальной философии вопрос о смысле человеческого бытия становится одним из главных. Человек — временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Смерть — граница любых начинаний, личность не должна убегать от сознания своей смертности, именно тогда у нее появляется шанс прожить осмысленную жизнь.Проясняя вопрос о смысле жизни, К. Ясперс говорит о пограничных ситуациях — предельных жизненных обстоятельствах, в которых наиболее ясно проявляется осознание человеком своей конечности. Пограничные ситуации: переживание смерти, страдания, вины, конфликта, подвластности случаю. Такая ситуация показывает границу возможностей человека, ставит его перед необходимостьювыбора.
Каждая культура предлагают свой идеал человека и совершенной жизни и формулируют свой ответ на вопрос о ее смысле и цели. Как только образец исчерпал себя, он неизбежно заменяется другим. Время смены культурных образцов — переходная эпоха, когда одновременно возможно все, но нет никаких ясных целей, нет опоры. В переходную эпоху обостряется осознание того, что никакие культурные образцы ничего не гарантируют. Каждому человеку приходится самостоятельно искать ответ на этот вопрос.
В ряде философских учений тема смысла жизни связывается с проблемой свободы. Современный человек стремится к свободе. Свобода как ценность дана нашей культурой в качестве фундаментальной.
В философии, придерживающейся принципа детерминизма, свобода понимается как действие в Свободна только субстанция, являющаяся причиной самой себя. Все остальное в мире, в том числе и человек, ограничены в своей свободе. Б. Спиноза определяет: «свобода как раз и есть познанная необходимость».
И. Кант разделил мир природы и мир свободы. Человек принадлежит двум мирам одновременно, поэтому обладает двумя характерами: эмпирическим, подчиненным необходимости, и ноуменальным, свободным.
Одной из наиболее развернутых концепций свободы является философия Н. Бердяева. Он считает, что объединять на каких-либо основаниях свободу и необходимость (природную или социальную) неприемлемо. «Свободаесть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя».
В философии экзистенциализма тема свободы - центральная. Свобода — фундаментальная характеристика экзистенции (человеческого существования). По мнению Ж.П. Сартра, свобода есть безосновность, возведенная в ранг цели, противоположностью свободы является фатум, судьба. Бытие человека случайно, он заброшен в мир в то место и время, которых не выбирал. И в этой ситуации главным выбором становится способ самореализации. Человек сам выбирает, каким ему быть, что делать, выбирает идеалы и ценности, формирует свою личность. Свобода, по мнению Ж.П. Сартра, сопряжена с ответственнос тью. Выбирая ценности, человек тем самым утверждает их в качестве всеобщих. Отсюда тревога за будущее человечества.
В философии экзистенциализма подчеркивается, что человек свободен независимо от реальных возможностей осуществления его желаний. Человек свободен даже тогда, когда не чувствует себя свободным или не хочет таковым быть.
Человек может забыть о свободе или бежать от нее. Феномен «бегства от свободы» описал Э. Фромм. Свобода налагает определенные обязательства, она сопряжена с трудностями и одиночеством, поэтому человек часто не хочет быть свободным. Бегство от свободы выражается в том, что современный человек действует ради успеха, власти, денег, но только не ради самого себя и своей свободы.
Свобода реализуется через выбор, но выбор — лишь предпосылка свободы.Выбирая заменители свободы человек не обретает свободы, а удаляется от нее.
Идея свободы – центральная для западной философии, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Гуманистический взгляд на самого себя определяет самопереживание человека нового века.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.411-421; 804-814
Дата: 2019-02-02, просмотров: 220.