Понятие «культура» часто отождествляют с понятием «цивилизация». Культура является общей характеристикой жизнедеятельности человека, отличающей его от животного.
«Цивилизация» обозначает идеальное устройство человеческого общества. Но в этих понятиях заложены различия. Несмотря на различия можно выделить закономерность - цивилизация соотносится с внешними формами организации культуры, с интеллектом и техникой, а культура – с внутренними.
Культура - не структурная часть целого, а определенное качественное состояние общества на каждом этапе его развития. Культура – это труд, и приобщение к ней – труд не меньший.
Каждый новый этап в развитии культуры есть отражение человеческого прогресса. Его становление является закономерным процессом развития цивилизации, всего лучшего, прогрессивного, демократического, что могло выработать человечество в конкретных жизненных условиях прошедших времен. Возникновение новых этапов развития мировой культуры происходит на основе переработки прошлого. В любую историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их уровень и направленность развития формируют жизненную позицию человека, его мировоззрение и миропонимание.
Существуют различные концепции: Эволюционизм– теория однолинейного развития цивилизации. Все общества проходят одни и те же циклы культурного развития. Теория культурного релятивизма – пути развития отдельных культур уникальны, поэтому надо изучать их индивидуальные черты. Теория многолинейной эволюции – некоторые типы культур могут развиваться в сходных условиях близкими путями, регулярная последовательность всех известных культур устанавливается в очень незначительной степени и только для ограниченного множества культурных компонентов.
Но главный вопрос – каковы закономерности возникновения основной модели культуры определенной исторической эпохи, остается без ответа.
Ряд исследователей (Ф. Нортрон, П. Сорокин) попытались установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры.
П. Сорокин выделил три основных типа культур – идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся всемирного, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Поэтому цели и потребности таких культур в основном духовные. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, цели и потребности его культур чисто физические.
Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Это не типы, а стадии развития культуры, следующие друг за другом. Так, культура античного мира сохраняется до 13 века, затем уступает место идеалистической культуре с14 – 16 вв., которую сменяет чувственная культура, достигшая расцвета в 19 веке и пришедшая в упадок в 20 в.
П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Ни одна из культур не может быть вечной, потому что ни одна из систем истин не является абсолютной. С развитием данной культуры ее истины подавляют истины других систем, также имеющие право на существование. Из-за этого господствующая система истин перестает удовлетворять запросы людей, она гибнет, а на смену ей приходит новая, более жизнеспособная система.
Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных в философии. Прогресс – это необратимое качественное изменение, связанное с повышением уровня организации объекта (это распространяется и на общество).
Прогрессивное развитие общества связывали с идеей линейного развития. Идея прогресса появилась еще в Древней Греции. Греки говорили о прогрессе в интеллектуальной сфере, но идея линейного развития общества не была выражена из – за замкнутого космического цикла, которым определялось ими развитие истории.
Идея линейного и возможно прогрессивного развития общества выражена в Средневековье. Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума.
В рамках цивилизационного подхода цивилизация понимается как целостная общественная система, включающая множество взаимосвязанных элементов: религию, культуру, экономику, политику и биосоциальную организацию. Смена цивилизации приводит к смене характера основных ее элементов.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.575-612
Дата: 2019-02-02, просмотров: 223.