Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять.
Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга.
Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.
Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма.
Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.
Детерминизм и индетерминизм рассматриваются как противоположные подходы в развитии общества. Основными разновидностями детерминизма являются – естественный и духовный.
Естественный детерминизм представлен концепциями: географическая (Монтескье, Л.И. Мечников), демографическая (Мальтус), экономическая (Маркс) технологическая и др.
Движущиесилы истории
История человеческого общества — закономерный естественноисторический процесс, но в то же время — продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий.
Движущие силы общества.
Кто движет историю — выдающиеся личности? Элита? Массы? Историческая наука как память человечества сохранила имена исторических деятелей, правителей, полководцев, с которыми связываются важнейшие исторические события прошлого. Отсюда часто делался вывод, что эти выдающиеся исторические личности являлись авторами и главными действующими лицами истории.
Представители этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не могут быть подняты до уровня личности, что масса враждебна индивидуальности. Ф. Ницше утверждал, что народ — «бесформенный материал, из которого творят, простой камень, который нуждается в резчике». Отсюда следовал вывод о необходимости вождя, сверхчеловека, с сильной волей к власти.Дальше говорилось, что общество и личность враждебны друг к другу, всегда неизбежен конфликт между общественными и ли чными интересами,так как целое стремится подчинить себе части, а личность хочет сохранить свою индивидуальность. Но борьбу с обществом может выдержать только «сильные личности». Идеалистическое понимание истории неизбежно влекло за собой признание ведущей роли в историческом процессе отдельных личностей.
Примыкает к этой концепции концепция элиты. Эта концепция видит в народе, массе лишь пассивную и даже разрушительную силу. Носитель творческого начала — элита, состоящая из наиболее одаренной части данного народа, наиболее образованные, волевые, энергичные, а потому и обладающие реальной властью людей. Своеобразной модификацией этой концепции является концепция технократической элиты. Так, Дж. Бернхейм в книге «Революция управляющих» утверждал, что в итоге научно-технической революции власть перейдет к научно-технической интеллигенции, управляющими предприятиями, концернами, банками.
Марксизм утверждает роль народных масс как движущих сил истории. Народ — главный творец, субъект истории. Народ творит историю тем, что производит свои трудом ценности культуры. Движущей силой истории явл яется классовая борьба. Классовая борьба — это борьба угнетаемых, эксплуатируемых народных масс против угнетателей.
Народ — решающая, но не определяющая сила исторического развити я. Направление и характер деятельности народа определяется объективными законами общественного развития.Эти законы реализуются через деятельность людей. Определенные исторические условия, особенно в переходные эпохи, создают возможность для появления выдающихся личностей. Выдающиеся личности возникают в ответ на историческую потребность в них.
«Субъект истории» -те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально-значимыми целями и участвуют в их осуществлении.
Литература:
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр.642-814
Дата: 2019-02-02, просмотров: 258.