Тема 16. Сферы общественной жизни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

1.Экономическая сфера общества

2. Политическая сфера

3. Социальная сфера

4. Духовная сфера

5. Формы общественного сознания

 

Экономическая сфера общества

Общество – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. В структуре общества выделяют несколько сфер или подсистем: экономическая, политическая, социальная, духовная. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Каждая сфера есть целостная система со своими элементами.

Экономическая сфера общества – система, обеспечивающая производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. В экономической подсистеме общества выделяют основные элементы:

1. производительные силы

2. производственные отношения

1.Главной производительной силой является человек. Выделяют два типа деятельности: труд (исполнители) и предпринимательство (организаторы). Важнейшей производительной силой общества является наука. Другими факторами производства выступают предметы труда и средства труда.

2.Производственные отношения – отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения материальными благами, общественная форма присвоения. Известны различные формы собственности: личная, частная, коллективная, корпоративная, государственная.

Личная собственность – материальные блага принадлежат конкретному лицу, которое не извлекает из нее прибыли. Личная собственность может превращаться в частную и наоборот.

Частная собственность является мощным стимулом к труду, способствует развитию инициативы человека и увеличению его экономической свободы.

Коллективная собственность предполагает совместный труд, совместное пользование и распоряжение (потребление) производственными материальными благами.

Государственная собственность – владельцем, пользователем и распорядителем материальных благ выступает государство.

Экономическая сфера общества – это сфера производства и распределения материальных благ, сознание человека органично включено во все звенья экономической системы. Субъектом экономических отношений выступает человек, он осуществляет обмен, куплю, продажу, его действия определенным образом мотивированы, продуманы. Кроме того, человек является производительной силой.

Политическая сфера

Политическая сфера – это организация и учреждения, отношения и идеи по поводу завоевания и удержания власти. В политике действуют массовые субъекты, носители воли – государство, партия, общественные организации. Объектом будет то, на кого направлена власть. Субъект и объект властных отношений могут меняться местами. Фундамент политической власти – насилие, подчиняющее одних людей воле других.

Государство выполняет внутренние и внешние функции.

Внутренние функции – защита общественной безопасности, поддержание законности и порядка.

Внешняя функция государства реализуется в отношениях с другими государствами.

Различают две основные формы государственного устройства: монархическую (власть осуществляется одним лицом) и республиканскую (власть осуществляется выборным органом – группой лиц). Различают различные типы политических режимов: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

«Демократия» (от греч. народ и власть, буквально – власть народа).

Термин «демократия» происходит от греческих слов «demos» — народ и «kratos» — власть, буквальный смысл — власть народа.

1. Основной принцип демократического устройства — подчинение меньшинства большинству. Он дополняется другим: право большинства должно сочетаться с гарантиями прав личности.Любая личностьимеет возможность для выражения и отстаивания своей позиции. Права меньшин­ства не отменяются волей большинства, защищены законом и правовыми институтами.

2. Принцип плюрализма. Источник плюрализма — наличие в обществе различных позиций, выражающих мнение отдельных социальных или политических групп. Плю­рализм является нормой существования демократического государства.

3. Многопартийность. В развитом демократическом обществе соперничество партий за власть осуществляется без разрушения существующей социально-политической системы. В качествеправил политической игрыпредполагается борьба за голоса граждан, которые предпочитают ту или иную партию в качестве правящей.

Развитые демократические государства постепенно эволюционируют в сторону правовых. Ни одно государство не может обойтись без права, но это не означает, что государство, даже если оно демократическое, является правовым.

Основной характеристикой правового государства является главенство закона над властью.Правовое государство предполагает наличие своеобразного дого вора между всеми субъектами социально-политической си­ стемы о подчинении нормам права и верховенстве закона.

Основой правового государства является гражданское общество. Гражданское общество определяется Г. Гегелем как объединение самостоятельных субъектов общности на основе их потребности, особенных и общих интересов для обеспечения безопасности и собственности. Основой гражданского общества выступает средний класс.

Авторитаризм (от латинского слова «autori-tas» — власть, влияние). Авторитаризм определяется как режим личной власти. При авторитарном политическом режиме граждане являются только объектом властного влияния и ни прямо, ни косвенно не участвует в принятиирешений. При этом в политической системе могут сохраняться представительные, выборные органы власти, их роль сведена к минимуму.

В авторитарных государствах существует единая идео­логия, признанная официальной, а любая критика расценивается как подрыв существующего общественного строя. В авторитарных системах нарушаются основные принципы демократического правления. Авторитарный режим не устанавливает тотального контроля за частной жизнью граждан и допускает проявление частной инициативы в экономической сфере. В авторитарных государствах гражданское общество либо отсутствует, либо его роль сведена к минимуму, поэтому никакого диалога между властью и гражданами не происходит.

Тоталитаризм (от латинского слова «totali-tas» — цельность, полнота). Термин «тоталитаризм» был введен Б. Муссолини для характеристики созданного им в Италии политического режима.

Основным признаком тоталитаризма является растворение индивидуальности в тотальных политических институтах, отсутствие границ вмешательства государства в частную жизнь граждан.При тоталитарном режиме государство главенствует над правом, верховным правом является воля самого государства. Для тоталитаризма характерна массовая идеологизация всего общества. В качестве единственно верной принята политическая идеология, представляющая собой род религии. Все властные функции выполняет одна партия, срастающаяся с государством и выступает носителем государственной идеологии.

 

Социальная сфера

Социальная сфера общества представляет собой систему устойчивых связей и отношений между различными видами общности людей.

Различают три основных типа общностей:

1. Естественно – исторические (раса, поколение, пол)

2. Этно – исторические (род, народность, нация, этнос)

3. Социально-исторические (сословия, касты, классы, страты)

Человеческое общество - это определенная система. В основе ее развития лежит способ производства материальных благ. Люди производят эти блага сообща, образуя конкретные общности, различные группы и коллективы. В истории известны такие общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, классы, а также социальные слои, прослойки, касты, социальные группы. Целостная совокупность социальных общностей и групп, взаимодействующих между собой, представляет социальную структуру общества.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в движении и развитии. Основой этого движения служит способ производства.

Первобытный способ производства - люди производили и потребляли сообща. Такому способу производства отвечала родовая организация людей.

С развитием общественного производства и расширением обще­ственных связей происходит объединение нескольких родов в племя, а затем в союзы племен. Возникает особая ячейка социальной структуры общества — семья.

Рабовладельческий способ производства, а в некоторых странах сразу феодальный, вызвал коренные изменения в социальной структуре общества. Здесь появляются лица, занимающиеся только умс­твенным или физическим трудом, появляется городское население, возникают классы. Изменилась форма семьи, произошло слияние, смещение и исчезновение родов и племен, возникла новая языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей — народность. Рабовладельческий (а в некоторых странах сразу феодальный) способ производства положил начало антагонистической социальной структуре общества благодаря возникновению частной собственности на средства производства.

Становление капиталистического способа производства привело к уничтожению феодальной раздробленности, натурального характерапроизводства, установлению более прочных экономических отношений между различными районами, к преобразованию местных рынков в общенациональные. На основе капиталистических производственных отношений народности превращаются в качественно новую, высокую общность людей — нацию.

Социальная структура общества возникла вместе с обществом. Однако ее отдельные элементы сформировались не сразу, на определенном этапе развития общества. Это в полной мере относится, например, к классам.

В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.

Классовая теория была предложена марксизмом и на­прямую связана с формационным подходом к пониманию истории. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория, предложенная К. Марксом была созданав середине XIX в.

Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описа­ния социальной структуры общества конца XX — начала XXI в. Согласно этой концепции, основной формой социально-исторической общности является страта — группа людей, объединенных общим социально-экономическимстатусом, уровнем культуры и образования, групповым са­мосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально-экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохо­да, местом в социальной иерархии.

В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах со­ставляет средний слой.

Средний слой относительно за­житочная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы. В силу активности и самостоятельности средний слой является основой гражданского общества. В экономически и политически развитых обществах средний слой имеет тенденцию к росту.

Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных общественных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.

Горизонтальная мобильность — изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса — переходом из одной страты в другую.

Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными — закрытым. В закрытом обществе могут сохраняться возможности для горизонтальной мобильности, но и они ограничены.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.

Духовная сфера

Кроме материальной деятельности обществу присуща и духовная жизнь - деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и другие духовные потребности.

Если понятия «материальная жизнь» и «духовная жизнь» раскрывают процесс социальной деятельности людей и их отношений, то «общественное бытие» и «общественное сознание» выработаны наукой для решения основного вопроса философии применительно к обществу.

Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу. Общественное сознание – идеальная сторона исторического процесса,процесс отражения и осмысления общественного бытия.

Уровни общественного сознания (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

Определяющая роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию заключается в том, что общественное бытие существует независимо от общественного сознания и вне его, а общественное сознание возникает на основе общественного бытия, которое имеет свое общественное содержание. Содержанием выступает отражаемое общественное бытие.

Личное и общественное бытие человека и его духовная жизнь отражаются и индивидуально. Объективной средой индивидуального сознания служат материальные и духовные факторы. Для общественного сознания объективное равно материальному.

И индивидуальное и общественное сознание есть отражение процессов реальной жизни. В гносеологическом плане можно выделить два уровня общественного сознания – обыденное и теоретическое.

Под обыденнымпонимают процесс спонтанного духовного отражения действительности в рамках повседневной практической деятельности.

При анализе общественного сознания в его структуре можно выделить специализированное и массовое сознание.

Содержанием специализированного сознания являются идеи, мысли, теории, взгляды, воспринятые духовные ценности.

Массовое сознание – это совокупность духовных образований, разделяемых социальными группами общества. Оно не может быть отождествлено ни с обыденным, ни с теоретическим сознанием. В нем проявляются интересы и социальные позиции классов и социальных групп в форме убеждений, установок, оценок и т.п. Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение классов, различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, представляет собой общественное мнение. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

Характерные черты общественного сознания можно рассмотреть в рамках общественной психологии и идеологии.

Общественную психологию определяют как сумму несистематизированных взглядов, представлений, а также как совокупность настроений, чувств, эмоций, норм поведения, складывающихся под воздействием условий жизни, стихийно и свойственных социальной группе, нации и другой исторической общности людей.

Главными элементами психологического склада людей являются материальные и духовные потребности и интересы. Эмоционально-волевые явления (социальные чувства, настроения, чаяния) усиливаются в эпоху социальных преобразований, революций.

Социально-психологические образования – традиции, обычаи, социальные привычки.

Идеология – осмысление общественного бытия и всех сторон общественной жизни в теоретической форме. Она представляет собой систему взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму классовых интересов, идеалов и целей. Идеология включает правовые, политические, философские, нравственные, эстетические и религиозные воззрения и теории. В отличие от общественной психологии, идеология разрабатывается узким кругом людей. Она на основе накопившегося в развитии духовного материала и достижений науки, вырастает из сложившихся теорий и взглядов. Сформировавшись, идеология оказывает активное воздействие на психологию людей и играет решающую роль в превращении стихийных движений социальных групп в сознательную борьбу.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.