В философии существуют многофакторные модели общественного развития и однофакторные.
Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция.
Эволюцией называют процесс постепенных изменений, а революцией - резкие переходы от одного состояния к другому, кардинальное изменение.
В социальной философии рассматривают социальную, политическую, научную, технологическую революции. Под социальной понимают – изменение типа общественного устройства, под политической – изменение формы правления, под научной – переворот в научном знании, под технологической понимают качественное изменение в развитии производительных сил.
Рассмотрим модели общественно – исторического прогресса.
1. До возникновения философских моделей предлагались религиозные модели. Вся мировая история делилась на три этапа:
1) языческий (все народы поклоняются множеству богов);
2) ветхозаветный (иудеи признают единобожие);
3) новозаветный (связан с появлением христианства).
В качестве критерия развития выбирались различные стороны жизни общества. Например, У Гегеля история развития – это путь к политической свободе. Маркс выделил материальную сторону жизни – достижение экономической свободы.
ВXX в. приобрела известность концепция К. Ясперса, который выделил особую «ось» исторического развития – V в. до н.э. Три великих современника - Будда, Сократ, Конфуций. С ними связано возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности. Вся история существовала до оси и после.
В современной философии, придерживаются прогрессивного варианта: формационная теория и теория стадий роста.
Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства. Создателем этой модели был К. Маркс.
Способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственные отношения (отношения по производству товаров, их распределению и потреблению). В основе производственных отношений лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил и производственных отношений решается через классовую борьбу. Развитие формаций является объективным процессом, независимым от человека.
Немарксистские теории исторического развития – теория стадий роста У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теории конвергенции, теория постиндустриального общества Д. Белла и др.
Теория стадий роста Уолта Уитмена Ростоу возникла под влиянием формационной теории.
Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки.
Стадиальная теория выделяет в истории этапы или стадии:
1) доиндустриальное общество;
2) индустриальное общество (возникновение машинного производства);
3) постиндустриальное общество (дальнейшее развитие науки и техники);
4) информационное общество (коммуникационное развитие)
Критерием прогресса является развитие науки и техники.
Цивилизационный подход(русский философ Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби)
Идея цивилизации как доминанта выдвинута Данилевским (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа». Он отрицал общие закономерности развития общества – развитие осуществляется как бы параллельно несколькими социально - историческими организмами на основе общности культуры.
Цивилизационный подход исходит из трех принципов:
1. В целом прогресса не существует. Общество как живой организм проходит этапы рождения, расцвета и гибели.
2. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой, а с религией. Именно она определяет развитие общества.
3. Не существует идеальной модели развития, каждое общество самоценно.
Натурализм(или географическое направление) - развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством минеральных ресурсов и т.д.). С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников) природная среда определяет характер людей, диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности. К натуралистическому направлению в философии относятся и геополитические взгляды, согласно которым, политика государства ставится в зависимость от его "жизненного пространства" — территории, местоположения и др.
Позитивизм представлен основателем этого направления Огюстом Контом (1798 – 1857) – фр. мыслитель, первый ввел в научный оборот в своей работе «Курс позитивной философии» (1842) термин – социология, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества.
Конт рассматривал проблемы общества и социального поведения по аналогиис научным знанием. Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающей собственной структурой организм, каждый элемент которого должен быть полезен для общества. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамикуи допускал применение законов механики к изучению общества. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. Познавательная деятельность людей, их общественное сознание и человеческая история прошли через три стадии развития - теологическую, метафизическую и позитивную.
В настоящее время приобретает популярность плюралистическая факторная модель (М. Вебер), которая рассматривает общество как переплетение различных взаимодействующих факторов – экономики, права, морали, религии и др. В конкретной ситуации каждый из них может выступать в качестве решающей стороны социального развития. При этом отрицается наличие единого основания общества, детерминирующего фактора.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.