Многообразие способов и форм развития общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия истории относительно самостоятельная область философского знания, которая занимается рефлексией качественного своеобразия развития общества в отличие от природы.

Проблемами философии истории являются:

1. Направленность и смысл истории;

2. Методологические подходы к типологизации общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерии прогресса исторического процесса.

Философия истории пытается найти всеобщие законы, которые вовлекают общества во всемирный исторический процесс.

Важнейшая задача философии состоит в исследовании проблемы смысла и направленности движения истории. Проблема «смысла истории» взаимосвязана с проблемой «цели истории». В рамках философии истории существуют различные подходы к определению и интерпретации проблемы смысла и назначения истории.

Философия истории берет свое начало с «Лекций по философии истории» Гегеля. Он соединил философию и историю, и разработал концепцию разумности всемирно-исторического процесса.Важнейшим принципом своей концепции он определил «принцип историцизма», что означает:

1. признание субстанциальности истории;

2. утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности.

Многообразие способов и форм развития общества представлено различными историко-философскими концепциями.

Прообразом концепции «исторического круговорота» явилась концепция заложенная Гераклитом в античности. Он высказал идею «пульсации» истории как вечного огня, где огонь то угасает, то разгорается с новой силой.

Так итальянский философ Джамбатисто Вико смысл истории представил, как постоянно повторяющийся порядок причин и следствий, доказывал единство мировой истории, цикличность и возвраты. Все народы в своем развитии проходят три эпохи, три типа времени: религиозное, героическое (поэтическое), гражданское, которые соответствуют детству, юности, зрелости человечества. Эти же этапы проходят культура, язык, и деятельность человека и все, что с этим связано. Цикл завершен и все повторяется вновь.

Существуют концепции, рассматривающие историю как поступательное развитие – это теории прогресса. Среди них концепция «десяти исторических эпох» Ж. Кондорсе.Французский мыслитель, философ-просветитель, математик, политический деятель. Он считал, прогресс закономерен, подчинен общим законам развития, которые фактически являются законами развития человеческих способностей. В конечном итоге прогрессом становится сам прогресс как безграничность совершенствования. Кондорс стремился реконструировать закономерности исторического процесса, его основные этапы и движущие силы. Выделил десять этапов – эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается французской революцией и будет характеризоваться преодолением неравенства наций, ликвидацией социального неравенства, совершенствованием самого человека. Люди не должны делиться на правителей и подданных. Отсюда правомерным будет вывод основных прав человека.

Теория прогресса представлена именами И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса.

Концепция «трех миров» Г. Гегеля.История – развернутый в социальном пространстве и историческом времени процесс познания абсолютного духа – это прогресс в сознании свободы. Он выделил три эпохи всемирной истории: Древний Восток, свободен один, а другие не знают свободы; Греция, где свободны некоторые. Наконец, германские народы, которые пришли в христианстве к сознанию, что человек свободен, а свобода является сущностью духа.

Концепция «общественно – экономических формаций» К. Маркса. К. Маркс попытался синтезировать рационалистическую логику философии истории Гегеля и натуралистические концепции истории. Идея единства исторического процесса соединилась с мыслью об истории как процессе взаимодействия человека и природы в трудовой деятельности. Двигателем истории является не энергия абсолютного разума, но потребности отдельных людей, удовлетворяя которые (при этом, используя орудия труда) они вступают в сложные взаимоотношения.

На начальном этапе труд малопродуктивен, члены общества равны в своей бедности. Затем в усложнении орудий труда, появляется избыточный продукт и с ним борьба за его присвоение. Так возникает классовая борьба, борьба за право собственности на средства производства. В этом процессе возникает государственная машина и определенная идеология. Сущность определенного типа истории воплощает общественно – экономическая формация, где предполагается базис (экономические отношения, отношения собственности), который определяет надстройку (и формы общественного сознания).

Пять типов общественно – экономических формаций являются вехами мировой истории.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 238.