Человека можно рассмотреть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам.
Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид».
Индивид — конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не важны, важны только общие с другими людьми свойства.
Человек рождается с не сформированными анатомоморфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. Человек в качестве животного был бы обречен на гибель в природе. В отличие от животного, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура, мир символов стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой — открывая возможности свободного целеполагания и действия.
Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность».
Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии. Личность есть целостность, познаваемая изнутри.
Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества.
Структуру личностного универсума можно выстраивать по аналогии с ценностно-смысловой структурой сознания:
- предметность, взаимоотношения «я» с миром вещей;
- телесность, взаимоотношения «я» с телом, переживание собственной телесности;
-самоосознание, взаимоотношения «я» с самим собой;
-диалогичность, взаимоотношение «я» с другим «я», с «ты»;
-социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» — группой, в которую личность себя включает, и с «они» — группой, из которой личность себя исключает;
- трансцендентность (духовность), взаимоотношения «я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.
Важным для характеристики личности является свойство идентичности. Термин «идентичность» имеет несколько смыслов:тождественность;индивидуальность;подлинность.
Идентичность – это твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми.
Понятие личности следует отличать от понятия «характер». Характер — это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим, помимо уникальности, свойством индивидуальности является целостность.
Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом:
индивид — обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homosapiens;
личность — интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»;
индивидуаль ность— культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.
В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к появлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма.
Панбиологизм выводит все особенности существования человека из его биологической природы. Пансоциологизм, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.
Человек, общество и природа
С развитием человека и общества,зависимость человека от природы уменьшается. Ноотделяясь от природы, человек неразрывно с ней связан. История развития человечества тесно связана с эволюцией природы. Природная среда оказывает существенное влияние на человека, не только физическое, но и психическое воздействие, тем самым,влияя на индивидуальное и коллективное поведение людей.
Единство человека и природной среды его обитания фиксируется в понятии «биосфера».Структура и содержание биосферы определяются прошлой и современной деятельностью всех живых организмов, в том числе и человека. Качественные преобразования биосферы случались не раз. Это сопровождалось гибелью одних биологических видов и появлением других. Человечество — часть биосферы, его деятельность оказывает все мощное влияние на ее развитие, но при этом человечество остается включенным в общий биологический процесс.
Ступень развития биосферы, связанная с появлением человека, называется ноосферой. Это понятие введено русским философом и ученым В. Вернадским.
Ноосферанепросто сфера живого, это сфера разума. По мнению А. Чижевского, ноосфера не является чисто земным явлением, а человек как частица ноосферы есть еще и космическое существо. Ноосфера представляет собой единство живого, разумного и космического.
Человек все сильнее вмешивается в процессы, протекающие в природе. По мере нарастания экологических проблем приходит осознание того, что человеческое воздействие может разрушить условия своего существования и погибнет как биологический вид. Осознание возможности глобального экологического кризиса подталкивает человечество к гармонизации отношений био- и ноосфер.
Общество, как и природа, является средой обитания человека. Общество представляет собой систему экономических, политических, социальных, правовых, духовных отношений, в которые включается и человек.Но человек не растворяется в обществе, так же как он не растворяется в природе. Личностная позиция по отношению к общественным связям, стереотипам поведения и деятельности предполагает дистанцированность и автономность. Человек в состоянии осмыслить социальные отношения, оценивать их и, в зависимости от результата, поддерживать их своей деятельностью или преобразовывать. Следствием же растворения личности во внешних социальных связях может стать отчуждение от собственной сущности, потеря идентичности, чувства реальности «я».
Современная философия описывает феномен массового человека, утратившего свободу. Этот феномен часто обозначается «слишком многие» (Ф. Ницше),«человек — масса» (X. Ортега-и-Гассет). «Одинокая толпа» (Э. Фромм), или «одномерный человек» (Г. Маркузе) и др. Для того, чтобы оставаться личностью, необходимо сохранять определенную степень свободы по отношению кобщественной реальности. Утрата личностной автономности провоцирует разложение самих общественных институтов. Общество такое, каким его делают люди. Оно может развиваться, лишь опираясь на индивидуальные свободу и инициативу.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.