Познавательный процесс включает в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания.
Под приемами мышления и научного познания понимаются общечеловеческие и общегносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех сферах и на любом этапе научного познания.
Метод (от греч. methodos – путь исследования) – это система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека.
Научный метод – это определенным образом упорядоченная познавательная деятельность, в итоге которой достигается познание истины. Применяемый научный метод определяется характером исследуемого объекта.
Методы научного познания делятся на три группы: специальные, общенаучные и универсальные или всеобщие.
Специальные методы применимы только в рамках отдельных или частных наук.
Общенаучные методы используются во всех науках.
Философское учение о методах познания и преобразования действительности называется методологией.
Методология – учение о методах познания и преобразования действительности, где изучаются приемы получения знания, а не само знание. Методология имеет описательную и нормативную составляющие. Первая часть методологии – описание того, как функционирует и как достигается знание, вторая – предписание правил и образцов достижения адекватного знания, нормы его оформления и функционирования.
Научное знание рассматривается как целостная система, состоящая из эмпирического, теоретического и метатеоретического знания.
Основной формой знания на эмпирическом уровне является факт.
На теоретическом – знание фиксируется в виде закона, принципа и теории.
На метатеоретическом уровне формулируются основные нормы и стандарты научности, это уровень знания, на котором наука встречается с философией. Здесь знание фиксируется в виде принципов, утверждающих нечто о самой научной теории.
Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это совокупность действий, опирающиеся на чувственные способности человека, которые помогают получить знание о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта.
Эксперимент – метод исследования, позволяющий произвести измерения в изучаемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент включает в себя элементы наблюдения, но не тождественен ему. Эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования. Особым видом эксперимента является мысленный эксперимент. Здесь ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями. В результате наблюдения и эксперимента полученные данные описываются. Описание один из дополнительных методов эмпирического уровня. Описание должно быть по возможности точным, достоверным и полным. На основе описаний осуществляется дальнейшая систематизация знания.
На теоретическом уровне происходит выявление закономерностей между известными фактами и предсказание новых. Теоретически осмысленный факт становится научным фактом.
Методами теоретического уровня являются дедукция, индукция, аналогия.
Индукция – прием, прикотором мысль движется от частного знания, к знанию общего. В основе индукции лежат индуктивные умозаключения, они не дают достоверного знания, лишь только «наводят» мысль на открытие общих закономерностей.
Дедукция –метод познания, в котором движение мысли идет от общего знания к частному. Дедуктивные умозаключения дают достоверное знание при условии, что оно содержится в посылках. Индукция и дедукция органически связаны.
Аналогия – метод познания, дающий возможность на основе сходства объектов по одним признакам сделать вывод об их сходстве по другим. Аналогию называют выводом от частного к частному.
Сравнение – метод, позволяющий установить не только сходство, но и различие объектов. Метод сравнения близок к аналогии. Аналогия и сравнение позволяют выдвигать новые гипотезы.
Моделирование – метод исследования, при котором объект замещается другим. Первый – называется оригиналом, второй – моделью. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднено. На основе знания, полученного на модели, делают вывод о свойствах оригинала.
Методы метатеоретического уровняимеют вид общелогических приемов: анализ и синтез, абстрагирование, идеализация.
Анализ– это прием мышления, связанный с разложением объекта на части с целью их изучения.
Синтез – прием, связанный с соединением выделенных частей в целое.
Абстрагирование– прием мыслительного выделения.
Идеализация- прием мышления, в процессе которого происходит предельное отвлечение от реальных свойств предмета, с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется новый идеальный объект (материальная точка, прямая).
Гипотеза – научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших.
Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки называется гипотетическим методом. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой.
Научная гипотеза должна удовлетворять ряду условий:соответствовать принципам научного мировоззрения; учитывать законы; опираться на факты, объяснять их и предвидеть новые; допускать экспериментальную проверку; иметь единый принцип объяснения.
Когда проверка гипотез подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию.В процессе познания многие теории оказываются относительными истинами.
Научная гипотеза и теория — это основные формы научного познания. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон.
Проблема — это противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность субъекта познания, ученого.
Идея— мысленное постижение явлений объективной реальности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Научная идея представляет собой ядро теории. Теория есть логическое развитие научной идеи. Идея отражает связь между взаимоисключающими сторонами явления в общей форме.
Принцип (от лат.principium — начало, основа) — это исходное положение теории, учения, науки, мировоззрения. Всеобщими принципами научного познания мира являются принцип всесторонности, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип системности, принцип всеобщей связи и др. Термин "принцип" употребляется в связи с самыми различными сферами человеческой деятельности, к познанию мира в целом употребляется термин «закон».
Закон – это форма всеобщности. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.