Вопросы:
1. Специфика научных знаний
2. Критерии научности
3. Структура научного познания. Понятие метода научного познания
Специфика научных знаний
Наука сформировалась в XVII— XVIII вв. и представляла собой естествозна ние. Наука -это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
Особенность науки:
1. В науке новые сведения о реальности формулируютсяв виде непротиворечивых принци пов и законов.
2. Особенностью наукиявляется объективность. Она стремиться исключатьсубъективистские мо менты.
3. Научное знание имеет объяснительный характер.
4. Научное знание является доказательным. В науке существуют гипотезы, которые могут быть опровергнуты.Наука имеет интенцию на обоснование своих положений, что роднит ее с философией.
5. Наука стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки — открытие закономерностей и общих принципов.
6. Предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных связано с эвристикой.
7. Особенностью научного знания является его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции.
Критерии научности
Поиск достоверного базиса научного познания привел к выработке критериев научности. В философии сформировались два основных направления в определении критериев научности: логический позитивизм и постпозитивизм.
Логический позитивизм (представители «Венского кружка» М. Шлик, позднее – Р.Карнап, Ф.Вайсман, О Нейрат) сводит философию к логическому анализу научных высказываний.
Принцип верификации, т.е. опытной подтверждаемости гласит:только те высказывания имеют научный смысл, которые проверяемы с помощью опыта. С помощью этого принципа предполагалось очистить науку и построить идеальную модельс точки зрения логики.
Но, кроме эмпирического уровня знания существует и теоретический уровень, образующейся при помощи индуктивных обобщений. На теоретическом важны научная гипотеза и законы, которые требуют обоснования и проверки. Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями возможна путемредукции – сведения теоретического знания к эмпирическому через опытную проверку.
Но наука не может развиваться только на основе опыта. Различные формулировки общих законов не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Эти противоречия были преодолены в постпозитивистских концепциях.
Принцип фальсифицируемости К.Поппера – принцип отграничения научного знания от ненаучного. Испытание гипотезы на научность заключается в попытке ее опровергнуть. Фальсифицируемость приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих теорий выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Следствия подвергаются проверки. Опровержение одного следствия теории фальсифицируют всю систему. Если теория построена так, что она в принципе не опровержима, то ее нельзя считать научной. Но и эта теория была противоречива.
Было предложено рассматривать науку не только на эмпирическом и теоретическом уровнях, но и на метатеоретическом, где задаются содержательные нормы и стандарты научности.
Т.Кун ввел новое понятие «парадигма» для обозначения метатеоретического уровня. Парадигма – (пример, образец) модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. На уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного.
И. Лакотос вводит новое понятие «научно – исследовательская программа». Ее основой является совокупность методологических принципов. Лакотос вводит понятия «позитивная эвристика» и «негативная эвристика». По его мнению, исследовательская программа является успешной, которая дает больше новых предсказаний, подтверждаемых опытом. Опыт выступает мерой в оценке конкурирующих программ. Если же опыт опровергает теорию, то вся программа, сохраняя ядро и позитивную эвристику, остается дееспособной. Опровержение теории не является основанием для отвержения всей программы.
Наука стала фактором производственного процесса, который в свою очередь был и сферой приложения науки. Техника становилась опредмеченной силой знания и все больше зависела от успехов научных исследований.XVII – XVIIIвв. – расцвет культа разума. Бэконовское изречение «Знание – сила» стало гарантией достижения счастья. И только в н. XX в. развитие рациональности приводит к изменению культурных смыслов и установок. Ориентир на науку породил кризис в ней самой. Человечество осознало, что в погоне за знанием, забыло о добре и красоте. Такой общекультурный контекст вызвал всплеск интереса к рациональности.
Существуют две основные линии в осмыслении проблемы рациональности: сциентизм и антисциентизм.
Сциентизмделает акцент на науке и поиске строгих средств систематизации знания. Это направление представлено позитивизмом, неопозитивизмом и постпозитивизмом.
Антисциентизмсвязывает проблемы рациональности с философией жизни, экзистенциализмом, философской антропологией. Акцент делается на вненаучные формы постижения действительности, на спонтанность человеческого поведения. Развитие этого противоречия способствовали выработке нового представления о рациональности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 245.