Пересмотр таможенной политики при приемниках Петра I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

После смерти Петра I его таможенная политика была подвергнута острой критике. Переориентация началась в 1726 году, когда Верховный Тайный Совет подверг критике хозяйственную практику предыдущих лет.

В правительственных кругах был возбужден вопрос о целесообразности сохранения тарифа 1724 года.

В челобитной английских и голландских купцов, поданной государыне Екатерине I в 1725 году говорилось:

- высокие пошлины крайне ограничивали торговлю и делали невозможным привоз иностранных товаров, отчего таможенный доход России понижался;

- тариф 1724 года неблагоприятно отразился на народе, который лишился возможности приобретать нужные для него товары, так как внутреннее производство не соответствовало потребностям;

- иностранным торговцам стало невозможно вести дела с русскими купцами, которые только могли покупать товары в кредит, добиться от них уплаты денег было затруднительно.

Высшим экономическим органом страны являлась Комиссия о коммерц-коллегии.

Комиссией о коммерции был выработан ряд торгово-промышленных мероприятий освободительного характера: она высказалась против откупов, отдав многие предметы (табак, соль) в «вольную торговлю». Отменила ряд ограничений, тормозивших развитие того или иного вида промышленности, сняла многие пошлины.

С 1726 года началось понижение тарифных ставок по целому ряду статей. В таком характере деятельности комиссии заключалось прямое отступление от направления Петра, нарушение его покровительственной системы. Было прекращено насильственное отвлечение товаров от Архангельска к Петербургскому порту. Одновременно обнаружилась несостоятельность таможенной службы страны противостоять ввозу контрабанды, привоз которой провоцировался тарифом 1724 года.

Устройство таможенной службы при Петре I представляло мало гарантий против злоупотреблений со стороны ее должностных лиц. В допетровское время таможенными головами становились люди с хорошим послужным списком. В течение срока, на который они избирались, им запрещалось участвовать своими средствами в каких-либо торговых операциях. Напротив, оберцольнерам было не только представлено право, но даже вменялось в обязанность принимать на себя товар, таможенная стоимость которого на границе намеренно занижалась.

Оберцольнеры были зависимы от купцов-перекупщиков. При пересечении государственной границы в малообжитых местах, где реализация перекупленного таможенниками товара была чрезвычайно затруднена, стоимость товаров сильно занижалась. Невозможность оказывать противодействие подобным злоупотреблениям вызывала у таможенных чиновников апатию к делу.

Денежное и иное содержание таможенников было крайне незначительным. Непоследовательность таможенных преобразований петровской эпохи проявилась и в том, что одновременно с тарифом 1724 года продолжала существовать откупная система, при которой откупщик имел лишь то обязательство перед государством, чтобы уплатить в конце года определенную сумму. Заинтересованный в получении максимального дохода, он нередко занижал размер взимаемых сумм таможенных платежей против установленных тарифом 1724 года. По словам К. Лодыженского: «При таких условиях нечего удивляться, что в рассматриваемое время лавки во всех городах России были завалены контрабандою».

Причинами, обусловившими необходимость пересмотра таможенной политики Петра I, явились:

- отставание в развитии отечественной промышленности;

- низкое качество российских товаров;

- отсутствие сплошной охраны государственной границы.

В конце 20-х годов XVIII века Сенат пришел к выводу о нецелесообразности дальнейшего сохранения ограничений для доступа в страну иностранных товаров. Особо подчеркивалась слабая эффективность борьбы с контрабандой.

С 1729 года работала комиссия по составлению нового таможенного тарифа. Ею было предложено брать пошлины в размере 20% с тех товаров, которые производятся в стране. А с тех товаров, которые производятся в ограниченном количестве или не производятся совсем, но государству не нужны – взимать пошлины 10%. По мнению комиссии, этой пошлины было вполне достаточно, чтобы оказать покровительство русской промышленности.

Кроме того, при ввозе иностранных изделий к этой пошлине прилагались издержки за провоз, страхование, прочие расходы. Русские промышленники имели различные преимущества: право беспошлинного отпуска большей части изделий, беспошлинной покупки материалов, а также разрешение покупки деревень к фабрикам и заводам.

Новый таможенный тариф, изданный в 1731 году, установил 20% пошлину на писчебумажный товар, стеклянные бутылки, другие товары. Остальной импорт облагался пошлиной в размере 10%. Отпускные пошлины были отменены почти по всем статьям тарифа, кроме льняных изделий, меда, железа.

Тариф 1731 года отличался от предыдущего и способом начисления пошлин. С этого времени согласно тарифа товары облагались не с их заявленной стоимости, а с количества, меры или веса товара. Ценовые (адвалорные) пошлины были оставлены лишь на галантерейные товары.

К этому времени – конец 30-х, начало 40-х годов XVIII века – относится создание национальной таможенной статистики. Таможням было приказано составлять реестры привозных и отпускных товаров по всем статьям тарифа. С начала 40-х годов XVIII века стали составляться ведомости о внешней торговле по всей империи.

В 1931 году был принят Морской пошлинный регламент или устав, изменивший и дополнивший правила захода в российские порты – Санкт-Петербург, Выборг, Нарву, Архангельск. В нем насчитывалось 99 статей, тогда как в уставе 1724 года – только 41.

В статье 1 регламента говорилось, что все приходящие и отходящие морем корабли должны были поставить в известность таможни во время приезда в российские порты и об отъезде из портов.

В статье 2 говорилось, что по прибытии в гавань в течение 24 часов с того момента как брошен якорь, необходимо представить на своем языке правильную декларацию, в которой следует указать название корабля, свое имя, национальность, количество кип, тюков и ящиков, все данные о товаре, с которого необходимо брать пошлину.

При погрузке корабля также следовало представить в таможню сведения о корабельных служителях, о пассажирах и их товарах. Эту декларацию следовало подать цольнерам или оберцольнерам, сборщиками пошлин.

Получив эти документы таможенники должны были оставить у себя копии для занесения необходимых данных в таможенную книгу, а оригинал подписать, поставив дату и послать с досмотрщиком данного корабля в основную таможню.

По прибытии корабля в порт немедленно должен был приехать гавенмейстер и взять документы, посланные из передовых постов, и предъявить их в основной таможне. Затем начинался осмотр судна. Без разрешения гавенмейстера ему запрещалось покидать место стоянки. За своевольный отход накладывался штраф.

В отличие от регламента 1724 года новый закон уточнил и конкретизировал права и обязанности как перевозчиков, так и собственников товаров. Соответствующие статьи были сведены в главу 2, которая называлась «О купцах или хозяевах товаров, как им объявления в настоящей Таможне подавать и о неверных объявлениях, о конфискации, о пошлинах и о мелочных сборах».

Отныне корабельщику надлежало лишь указать места и номера находившихся на судне товаров. Исключение составляли собственные товары корабельщиков. Купцы же, пассажиры и другие лица подавали в Санкт-Петербургской таможне «особливые верные объявления» с указанием названия, меры, массы и цены своих товаров. В соответствии с этими объявлениями и росписью корабельщика таможенные досмотры производились в наиболее короткие сроки.

Производить таможенный досмотр ввозимых и вывозимых товаров предписывалось на территории таможенного пакгауза, исключая товары, которые было невозможно разместить в пакгаузе. Для упрощения и ускорения прохождения процедуры таможенного досмотра любой товар, который «аршином мерился», должен был иметь «на висячем свинце прямую аршинную меру», которая употребляется в том месте, откуда привезены товары, а на те товары, которые подлежат взвешиванию, следовало иметь «правдивый вес тех же мест».

При его отсутствии («такого свинца») купец должен был предъявить «подлинную фактуру» или по другому определению устава – «накладные росписи»). В противном случае весь товар подлежал досмотру – «перебору».

Предъявив «подлинную фактуру», купец должен был сделать с нее «верную копию». После этого таможенные досмотрщики должны были освидетельствовать, верно ли были определены мера или вес.

По завершении таможенного досмотра следовало уплатить ефимочную пошлину и различные сборы.

В том случае, когда при досмотре обнаруживалось, что «против фактуры лишнего больше 5 % в мере или в весу, который в тех местах, откуда товар привезен, употребляется», излишек товара конфисковывался.

Если к досмотру предъявлялось меньше товара, чем следовало из фактуры, и купец не мог убедительно объяснить причину установленного несоответствия, товарная недостача облагалась пошлиной.

Если же кто-то заявлял, что за неимением фактуры «не может объявления подать», то его товары направлялись в пакгауз. Таможня назначала срок, в который надлежало подать фактуру. По истечении срока производилась оценка товара (обмер, взвешивание, подсчет, определение стоимости). Затем через публичный аукцион продавалось столько товара, чтобы заплатить в казну пошлину – «акциденцию», а остальное отдавалось купцу-товарополучателю. При этом акциденция «за излишний в мере и весе товар» взималась в двойном размере, чтобы, видя такой излишний платеж, купцы не могли отговариваться неимением фактуры.

Иностранные товары, прошедшие таможенный досмотр, метились специальным таможенным клеймом. Товары, которые направлялись на продажу, а не имели клейма, подлежали конфискации.

Устав предусматривал и такую ситуацию, когда в пакгауз складировался заявленный корабельщиком, но не востребованный получателем товар. В этом случае бесхозный товар хранился на складе в течение одного года и 6 недель и об этом таможне надлежало публично оповестить три раза. Если хозяин не объявлялся или не имел документов, подтверждающих права собственника, то товар продавался, а вырученные средства направлялись в казну.

Одновременно были смягчены некоторые санкции за таможенные правонарушения. Так, за производство погрузочно-разгрузочных работ в неустановленных местах теперь взимался штраф 10 ефимков, за погрузочно-разгрузочные работы в ночное время – 50 ефимков. Если кто-либо допускал ошибку при заполнении декларации – «один товар другим каким званием писал», то на этот случай для подстраховки заполнялся другой документ, также предъявляемый в таможне – фактура. В этом случае предписывалось брать пошлину с того товара, который был предъявлен в таможне и указан в фактуре. Если же в фактуре будет указан другой товар, чтобы меньше платить пошлину, то ее следовало брать в полуторном размере.

Как и прежде, «утаенные и неявленные» товары подлежали конфискации. Однако корабельщика, не способного оправдаться в связи с обнаружением контрабанды, ожидало сравнительно легкое наказание. Его полагалось оштрафовать на сумму, равную той, которую следовало уплатить в казну с утаенных и неявленных товаров.

Отдельными статьями устанавливались новые привилегии для российских предпринимателей. Уставом предписывалось брать с российских купцов, вывозивших свои товары из Санкт-Петербургского, Архангельского, Кольского портов на своих собственных кораблях и на кораблях российских подданных, отпускную пошлину по «тарифу четвертую долю для прерогатив российского флага и умножения навигации».

Так же, как и по тарифу 1724 года отпускная пошлина взималась русскими деньгами по 90 копеек за ефимок.

В отношении же импорта российские купцы имели равные права с иностранными подданными: «а с привоза на тех же кораблях чужестранных товаров брать полную по тарифу пошлину, дабы разности в пошлинах и подлогов не было». В этом случае за русскими купцами сохранялась лишь привилегия уплаты ввозной пошлины русскими деньгами по льготному курсу.

Если же российские товары вывозились российскими подданными на иностранных судах, то с них взималась отпускная пошлина, равная 75% ставки, указанной в тарифе. Таким образом, и после Петра I правительство России продолжало проявлять заботу и интересоваться нуждами российского торгового флота.

Одновременно вводилась санкция за противозаконное применение данной привилегии. Если российский подданный под своим именем «будет вывозить товары чужестранных людей для уплаты пошлины» в меньшем размере и будет пойман, то такие товары, чьи бы они ни были, подлежали конфискации. Кроме того, с нарушителя следовало взять пошлину по тарифу в двойном размере.

Если же такое нарушение допустит корабельщик, то и с него надлежало взять двойную пошлину. А в случае, если он такую пошлину заплатить не сможет, то подлежал конфискации корабль.

Отдельные статьи регламента отвечали интересам иностранных купцов. Им была предоставлена возможность заплатить провозную пошлину по прибытии в порт, а при покупке у него товаров другими иностранными купцами для отправки их к другому российскому порту по воде, в этих портах пошлин не платить. Уплате подлежали только мелочные сборы.

С поощрительной целью регламентом была предусмотрена премия за обнаружение во время проведения досмотровых мероприятий (на корабле или в пакгаузе) «неявленных товаров». Отличившимся при этом таможенным служителям присуждалась одна четвертая часть конфискованного. Кроме того, также четвертая часть предназначалась для уплаты другим таможенным служителям «по пропорции». Остальная часть конфискованного предназначалась для госпиталей, за вычетом суммы таможенной пошлины, подлежащей взысканию согласно статей тарифа.

Таким было основное содержание регламента 1731 года. Некоторые из его положений долгое время не находили практического применения, что сказывалось на таможенном Регулировании в целом.

Из-за отсутствия таможенной яхты досмотрщики были вынуждены встречать проходящие суда не в море, а непосредственно в кронштадской портовой таможне.

Гавенмейстеры же, имевшие фактическую возможность встречать на специальных шлюпках приходящие корабли, не имели соответствующих полномочий, а именно, останавливать корабли, осматривать корабельные люки. Это приводило к тому, что некоторые купеческие суда разгружались еще на подходе к Кронштадту.

Сознавая нетерпимость такого положения, Сенат в сентябре 1746 года принял указ «О снаряде таможенной яхты для крейсирования за Кронштадтскою брантвахтою до Березовых островов». Одновременно были определены обязанности гавенмейстера. Ему надлежало запечатать все люки с товарами и пассажирской кладью сделанной специально для него печатью и поставить на каждом судне досмотрщика и солдата, а затем отправить их до Кронштадтской портовой таможни.

Указом также предписывалось по прибытии кораблей и судов в Кронштадт, освидетельствовать гавенмейстерские печати, опечатывать товары Кронштадтской таможенной печатью и отправлять их из Кронштадта в Санкт-Петербург с досмотрщикам и солдатами. Гавенмейстеру следовало следить, чтобы на отвозимые из этого порта товары имелись «таможенные верные аттестаты».

В первые десятилетия XVIII века на масштабы и динамику внешней торговли России сильное влияние оказывала Англия.

В 1724 году был заключен русско-английский торговый договор, обеспечивший подданным и торговым судам обеих стран свободное плавание и наибольшее благоприятствование в сфере торговли. Согласно договору для большей части товаров устанавливались одинаковые таможенные пошлины. В случае же войны между Россией и Англией предусматривался годичный срок, в течение которого их подданные могли завершить дела на территории противника. В 1742 году этот договор был возобновлен еще на 15 лет.

В 1734 году между Россией и Великобританией был подписан «трактат дружбы и коммерции». Это был первый специальный торговый договор, заключенный Россией с иностранными державами.

Договоры предыдущего времени, например, со Швецией, Данией, имели характер мирных трактатов, и вопросы, касающиеся отношений в купечестве, затрагивались лишь попутно.

Торговая конвенция 1734 года предоставила англичанам право транзитной торговли (через территорию России) с Персией с уплатой 3%-ой проезжей пошлины. Однако транзитная торговля английских купцов не получила большого развития.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что обусловило необходимость пересмотра таможенной политики Петра I?

2. Дайте характеристику таможенного тарифа 1731 года.

3. Что предусматривал Морской пошлинный регламент (устав) о правилах захода иностранных судов в Российские порты?

4. Тариф какого года устанавливал размер таможенного обложения в зависимости от освоенности их производства в России и степени обработки в среднем в 15-20%?

5. Какой законодательный акт предоставил англичанам право транзитной торговли (через территорию России) с Персией с уплатой 3%-ой проезжей пошлины?



Дата: 2019-02-02, просмотров: 940.