Торговая политика Московского государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В XV-XVI веках сформировалось единое Русское (Московское) государство. Оно имело сложную финансовую систему, включавшую множество различных податей и сборов: денежных и натуральных, внешних и внутренних, с продаваемых и провозимых товаров. Это обстоятельство определило дальнейшее развитие таможенной системы.

С середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. Московское правительство вело обширные операции по внешней и внутренней торговле. Внешние и внутренние таможенные сборы с продаваемых или провозимых товаров требовали большого штата сборщиков – таможенных голов и целовальников. Для сбора таможенных и проездных пошлин и различных натуральных платежей, заведования казенными промыслами и операциями, торговли казенными товарами, сортировки, распределения и продажи также было необходимо большое количество рабочих и служащих.

Посадские общества были обязаны поставлять правительству бесплатных работников в большом
количестве – голов, целовальников, сборщиков и т.д. Начиная с середины XVI века правительство, испытывая недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов, руководителей торгово-промышленных предприятий восполняло его путем привлечения из высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям являлась не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне ущерб.

Централизация в развитии Московского государства в середине XVI века проявилась и в попытках правительства реформировать таможенную систему: увеличить тамгу (пошлину с торговых сделок), отменить мыт (проездную пошлину) и феодальные привилегии, ограничить таможенные привилегии монастырей.

Указом правительства Федора Ивановича - Бориса Годунова 1596 года повелевалось передавать все частные мыты в ведение голов и целовальников с уплатой бывшим владельцам мытов половины мытных денег и передачей остальной суммы в казну.

Однако существенных реформ в области таможенного дела еще не проводилось. Лишь в некоторых таможнях таможенные сборы напрямую взимались в пользу казны таможенными головами и их помощниками – целовальниками. В большинстве случаев они по-прежнему отдавались на откуп.

Сдавая таможню откупщику, правительство подробно определяло виды и размеры сборов, подлежащих взысканию в пользу откупщика, порядок их взимания. Откупщик принимал на себя обязательства уплаты правительству определенной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручителями, которые в случае неплатежа откупщика должны были погасить его задолженность. Все откупные условия, а именно, перечень пошлин, их размеры и способ взимания, точно и подробно определялись в таможенных грамотах, которые выдавались откупщикам. Если вместе с таможенным сбором отдавалась на откуп таможня со всеми ее принадлежностями, то с откупщиков взималась особая плата и расписка в принятии помещений.

Хотя к откупщикам не приставлялись должностные лица, обязанные следить за их действиями при сборе пошлин, они состояли под надзором местного начальства. Оно проверяло их меры, вес, а также помогало им в законном взимании пошлин. Если же наместник не исполнял свои обязанности и откупщик «нес через то убыток», то этот убыток взыскивался с наместника. Продолжительность откупного срока не превышала одного года.

При Федоре Ивановиче и при Михаиле Федоровиче Романовых духовным лицам и монастырям выдавали тарханные грамоты, освобождающие от уплаты таможенной пошлины. От уплаты таможенных пошлин освобождались также отдельные категории подданных и целые сословия. По Уложению 1649 года дворяне, боярские дети, иноземцы и служивые люди, а также их прислуга освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей (мыта, перевозов, мостовщины).

Законодательную основу таможенного дела составляли таможенные уставные грамоты, издававшиеся московскими великими князьями и царями (первые из них появились еще в конце XV века) в целях упорядочения таможенного обложения.

На протяжении периода с конца XVI до середины XVII века участились случаи взимания тамги с местных жителей. Изменение в таможенно-пошлинном обложении шло путем введения рублевой пошлины и для местных, и для иногородних. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах не встречаются случаи освобождения местных жителей от уплаты тамги.

Одновременно происходило уравнивание при взимании с местных и иногородних жителей различных сборов. И те, и другие в одинаковом размере уплачивали две пошлины: померную, взимавшуюся главным образом с зерна, и замытную, которая уплачивалась с цены товара при его продаже.

Постепенно с лошадей, скота, мяса, птицы, льна, орехов и некоторых других товаров тамгу стали взимать не с количества товара, а с его цены. Отмирала практика взимания таможенных платежей натурой. Некоторые пошлины (например, замытная, весчая) сливались с тамгой, что привело к увеличению удельного веса тамги в общей сумме таможенных сборов. Таким образом, складывались предпосылки к установлению единой рублевой пошлины, взимаемой с цены товара.

Таможенные пошлины, взыскиваемые внутренними таможнями, взимались с товаров, привезенных на продажу. Предметы потребления пошлинами не облагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV века Русское государство укрепило внешнеполитические связи со многими государствами Западной Европы, с Турцией, с балканскими странами, что стало новым стимулом для развития внешнеэкономических отношений.

Иван III, Василий Ш, а затем Иван IV пытались упорядочить таможенные сборы. Пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими.

На рисунке 13 показана сумма таможенных пошлин, взимавшихся на Руси при Иване IV.

 

Рис. 13. Таможенные пошлины, взимавшиеся на Руси при Иване IV

В XVI веке при Иване IV произошло важное событие, сильно повлиявшее на развитие таможенного дела в Московском государстве – появление англичан в Белом море. Капитан судна Ричард Ченслер был почетным гостем русского царя.

По возвращении в Англию Ченслер содействовал созданию там общества торговли с Россией. Таким образом, возникла Московская компания, получившая у короля Филиппа и 1 королевы Марии разрешение на исключительное право торговли с Московским государством и с другими странами. Всякая попытка посторонних лиц нарушить монополию кампании, торгуя с этими странами, наказывалась конфискацией товаров. Специальными инструкциями агентам компании предписывалось торговать без нарушения порядка.

В 1555 году Иваном IV компании была дана первая привилегия: право беспошлинной торговли, свободного приезда в Россию и выезда. В случае кораблекрушения компании гарантировалось возвращение всего спасенного имущества. В 1567 году компания получила еще одну важную привилегию: ей было разрешено вести беспошлинную торговлю также в Казани, Астрахани, Нарве. Одновременно англичанам было предоставлено право транзита товаров в страны Востока, в частности, торговать с Персией.

Получив эти привилегии, англичане стали осуществлять торговую деятельность с Россией в значительных масштабах.

Таким образом, к концу царствования Ивана IV в устьях Северной Двины образовался большой ежегодный торг и был создан морской порт. В 1584 году здесь был построен город Архангельск. Однако по краткости навигации (всего три месяца) и из-за отдаленности Архангельска от главных европейских рынков торговля в нем представляла большие неудобства.

Иван IV добивался более тесных отношений с Англией, однако его предложение о военно-политическом союзе было отвергнуто английской королевой. Это привело в 1570 году к отмене таможенных льгот англичанам. В 1574 году льготы были частично восстановлены.

В 1587 году (при Федоре Ивановиче) привилегии англичанам были восстановлены почти в прежнем объеме. Они были освобождены от тамги, судовых сборов и головщины. Однако они утратили право розничной торговли и монополию на провоз товаров северным морским путем через Архангельск. Но и после этого компания продолжала пользоваться исключительными привилегиями, которых другие нации были лишены.

Таким образом, в конце XVI века Россия возобновила политику поощрения торговли с иностранцами в Архангельске. В 1614 году компании снова были предоставлены большие льготы.

Англичане снова могли торговать в Архангельске и других городах.

До 1667 года каких-либо общих норм, определявших условия торговли с иностранцами в масштабах всего государства не существовало. В XVII веке в государстве появилось много иностранной серебряной монеты (среднеевропейских таллеров, которые назывались «ефимками»). Однако основную выгоду от этого получили иностранцы: они сконцентрировали в своих руках внутреннюю московскую торговлю и вытеснили русских купцов.

В 1667 году был принят Новоторговый устав, который имел четкую ориентацию на регулирование и решение вопросов, касающихся внешнеэкономической деятельности, отношений русских торговых людей с иностранцами.

Ограничив торговлю иностранцев в России городами Архангельском, Новгородом, Псковом Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо, кроме москвичей или купеческих людей того города, в которых они должны торговать, запрещалось торговать с другими иностранцами. Торговля иностранцев с иностранцами разрешалась только у Архангельска. Нарушение правил каралось конфискацией товара.

Новоторговый Устав 1667 года существенно ущемил интересы иностранцев.

В Русском централизованном государстве в промышленности страны господствовало мелкое производство. Создание крупной промышленности только начиналось.

В экономике страны в этот период наблюдались следующие тенденции:

- иностранные товары не создавали конкуренции отечественному производству;

- хозяйство в значительной мере сохраняло натуральный характер;

- перерабатывающая промышленность была мало развита и производила не те предметы, которые вывозились из-за границы.

Вторая половина XVII века характеризуется упадком земского начала и усилением бюрократических тенденций в центральном и местном управлении Московского государства.

Органами центрального управления в это время были приказы. Местное управление (военное и гражданское) сосредоточилось в руках воевод, действующих по «наказам» московских приказов, которым они подчинялись (рис. 14).

Аналогичным образом формировалась и система таможенных органов с многочисленным персоналом. Сбором средств от таможенной деятельности в XV-XVII веках ведал Приказ Большого прихода, а с 1680 года – Приказ Большой казны. В Москве находилась Большая таможня, Посольская новая таможня, которая занималась оформлением иностранных товаров, Мытная изба, куда предъявлялись подлежащие пошлинному обложению скот, сено, Конюшенный приказ, который надзирал за торговлей лошадьми, Померная изба, где оформлялись сделки на зерно, овощи и некоторые другие товары.

 

Рис. 14. Централизованное таможенное управление в XVII веке

 

Управление таможенными сборами осуществлялось наместниками, которые должны были всячески помогать лицам, непосредственно управлявшим таможенными сборами и следить за точным исполнением обязанностей со стороны голов и целовальников с тем, чтобы они исправно собирали таможенные пошлины и не преследовали корыстных целей.

В уездах таможенное дело продолжало находиться в ведении таможенных изб, которые с отменой откупной системы в 1654 году были приняты в казенное содержание. Они управлялись таможенными головами, избираемыми или назначаемыми из купцов, торговых и посадских людей и других сословных групп.

Лишь в двух главных таможнях (Архангельской и Макарьевской) голова назначался исключительно из гостей – представителей купеческой верхушки. В Архангельск он назначался только на период с мая по сентябрь, в другие города – сроком на год. Согласно Новоторговому уставу таможенный голова был вправе чинить «всякую полную расправу в торговых делах». Местный воевода не мог вмешиваться в его деятельность. До 1681 года должность таможенного головы обычно занимали выходцы из посадских людей. Но в этом году именным указом царя Федора Алексеевича было ведено:

- выбирать таможенного голову гостям на Московскую таможню из своей среды, а в городах – из посадских людей;

- если в городе посадских людей нет или их мало, то по-прежнему выбирать в головы из стрельцов, казаков, драгунов, пушкарей, воротников, плотников и из иных чинов, из служилых людей, которые живут в тех городах;

- если же служилых людей в городах недостаточно, а в уездах тех городов есть дворцовые и монастырские крестьяне, то выбирать таможенного голову из их среды.

Условиями, необходимыми для того, чтобы иметь право занять должность таможенного головы, были: хорошее поведение; знание дела; зажиточность; грамотность.

Обычно устанавливалась очередность семей, из которых выбирался таможенный голова. Однако в случае необходимости головами приказывалось выбирать самых добрых и знающих, зажиточных и правдивых людей, которые пользовались доверием.

Избранный таможенный голова приводился к присяге. Вступив в должность, таможенный голова был обязан принять от своего приемника таможенные уставные грамоты, все таможенные дела, в том числе печати, печатные трубки и молотки, весчие контари, пудовые гири, и удостовериться в верности различных мер.

Несмотря на то, что новый таможенный голова обычно вступал в должность после 1 сентября, расчеты с прежним головой производились именно на этот срок. С этой целью предшественник оформлял «особую отпись» с указанием суммы денег, собранных за установленный срок.

При таможенном голове обычно состояло несколько помощников – целовальников. Старший из них, имевший доступ к таможенной казне, хранившейся в специальном ящике – «ларе», назывался «ларечным». «Караульные» целовальники охраняли таможенную избу. «Ходячие» целовальники собирали пошлины на лошадях. Им также помогали местные дьяки и подьячие, заносившие в таможенные книги данные о торговцах, их товарах, суммах сборов и пр. Таможенная документация включала «росписные списки», «приходные книги», «расходные книги», «отпускные книги», «обыскные книги», «товарные ценовые росписи» и др.

Если служба голов и целовальников приводила к уменьшению суммы таможенных сборов по сравнению с предыдущим годом (по причине неумелого или нерачительного управления), с них взыскивали неустойку или наказывали кнутом.

Оставляя должность, таможенный голова обязан был передать свои собственноручно подписанные книги наместнику, а иногда – земским старостам.

В обязанности таможенного головы и его помощников входило:

- учитывать все привезенные на торг товары;

- лично присутствовать при заключении всех важных торговых сделок;

- производить оценку таможенной стоимости товара;

- взимать таможенные пошлины с продажи (покупки) товаров;

- оценивать и взимать пошлины с вывозимых с торга товаров в другие русские города и за границу;

- приобретать все необходимое для осуществления таможенной деятельности.

Информацию обо всех собранных и израсходованных деньгах таможенный голова и целовальники должны были записывать в специальные книги, указывая виды таможенных пошлин, время, место взимания пошлины, лицо и товары, с которых она взималась. Они также должны были отбирать в казну протаможенные (изъятые) товары, записывая их в книги особой статьей. Так как целовальники чаще голов участвовали в сборе пошлин, то именно они записывали в книги суммы полученных денег, складывали их в ларцы, которые запечатывали печатью таможенного головы в их присутствии. Таможенные сборы голова должен был отдавать ежемесячно: в Москве – в Большой приход, в областях – наместнику. Денежные средства, взыскиваемые на перевозах (перевозная пошлина), складывались целовальниками и перевозчиками в особые ящики, и в то время, когда реки начинали замерзать, привозились в Московский приказ.

 

4.2.Таможенно-пошлинное обложение в Курске
в XVII веке

В период, предшествовавший таможенной реформе 1653 года, в России существовала, по выражению историка
Е.Г. Осокина, «самая сложная, самая запутанная система внутренних пошлин». В каждом городе действовали свои принципы взимания таможенных сборов, различны были их размеры. Нередко одни и те же по назначению пошлины имели в разных местах совершенно не похожие друг на друга названия.

В восьми курских таможенных книгах 1619-1653/54 гг. зафиксировано в общей сложности 15 наименований различных таможенных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли. Не все они существовали одновременно. Так, в 1619 году упоминаются 5 видов пошлин (4 из них действовали в оптовой товарной и 2 в конской торговле), в 1623/24 г. – 8 (7 и 2), 1626/28 и 1628/29 гг. – 7 (6 и 3), в 1641/42 г. – 10 (9 и 3), в 1647/48 г. – 6 (5 и 3), в 1653/54 г. – 8 (7 и 3) (табл. 4).

Таблица 4

Номенклатура таможенных пошлин в Курске
в 1619-1653/54 гг.

 

Название пошлины

 

Годы

1619 1623/24 1626/28 1628/29 1641/42 1647/48 1653/54

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ

«Пошлина» (рублевая) + + + + + + +
Амбарщина +
Весчее + + + + +
Дрягильное +
Записка + + + + +
Отвоз +
Полозовое +
Помер +
Придверное +
Свальное + + + + + +
Соровое позамочное +
Херное + + + + + +
Явка + + + + + + +

КОНСКАЯ ТОРГОВЛЯ

«Пошлина» (рублевая) + + + + + + +
Записка + + + + +
С шерсти + + + + + + +

 

Главной в оптовой товарной и конской торговле являлась рублевая пошлина, взимавшаяся с цены продаваемого или покупаемого товара. В курских таможенных книгах она как до таможенной реформы 1653 года, так и после нее именуется просто пошлиной. В дореформенный период ее размер напрямую зависел от местожительства продавца или покупателя. Куряне платили 1,25% от общей стоимости товара (1,25 коп. с рубля), жители других русских городов и уездов – 2,5% (2,5 коп.), иноземцы – 3,5% (3,5 коп.).

Помимо рублевой пошлины, участники оптовой торговли уплачивали в курской таможне целый ряд других сборов.
В 1619 году за товары, отправляемые из Курска в другие города, взимался отвоз, за регистрацию товара или денег на покупку в таможне – явка. Продавцы товаров платили также пошлину под названием свальное. Принято считать, что свальное бралось за выгрузку товара с возов и подвод. Однако курские материалы дают основания полагать, что этот сбор мог иметь также и регистрационный характер. На это указывают факты уплаты свального торговцами скотом, зарегистрированные в таможенной книге 1623/24 гг.

В 1619 году явку и свальное брали только с иногородних. К 1623/24 гг., однако, ситуация изменилась: помимо рублевой пошлины, дополнительные сборы стали платить и куряне. В 1623/24 гг., кроме явки и свального, упоминаются такие сборы, как херное (от слова «херить», т. е. ставить крестик, отметку в документе), а также притин, платившийся с продажи соли (назначение его неясно). Вместе с тем ни в 1623/24 гг., ни позднее больше не встречаются случаи уплаты отвоза. К 1626/28 гг. вводится еще один вид пошлин – записка, так же, как явка и херное, имевшая регистрационное значение. В 1641/42 гг. вместо свала уплачивалось полозовое, причем этот сбор взимался не только зимой, когда действовал санный путь, но и летом. В таможенных книгах 1647/48 и 1653/54 гг. снова фигурирует свальное.

Регистрационные сборы – херное и записка – брались со всех лиц, участвовавших в оптовой торговле: с местных и иногородних торговцев, с покупателей и продавцов. Свальное покупатели никогда не платили, иногда оно не бралось и с продавцов. Что же касается явки, то ее практически всегда платили иногородние продавцы и покупатели, куряне же, наоборот, вносили этот сбор лишь в единичных случаях. Вскрыть закономерности в подобной практике взимания пошлин ввиду отсутствия курской таможенной грамоты, к сожалению, затруднительно.

Особую группу образуют пошлины, связанные с оплатой обслуживающих торговлю операций. К таковым относится, например, весчее, взимавшееся за взвешивание товара (главным образом соли) на казенных весах. Эта пошлина упомянута в пяти курских таможенных книгах (1623/24, 1626/28, 1628/29, 1641/42, 1653/54 гг.). Родственными по назначению сборами были также помер, дважды упоминаемый в таможенной книге 1623/24 гг. и взимавшийся с торговцев яблоками, и дрягильное, зафиксированное в 1653/54 гг., в обязательном порядке бравшееся вместе с весчим с участников соляной торговли. За пребывание на курском гостином дворе и хранение товаров взимались такие пошлины, как амбарщина, соровое позамочное, придверное, упоминаемые в таможенной книге 1641/42 гг. Интересно отметить, что последние три сбора платили исключительно иноземцы. Размер указанных пошлин был фиксированным: амбарщина – 10коп., соровое помазочное – 4 коп., придверное – 1 коп. В случае если одну партию товара являли в таможню два лица, то каждый из них амбарщину и придверное уплачивал по отдельности.

Размеры некоторых других дополнительных сборов рассчитать довольно сложно, поскольку в курских таможенных книгах, как правило, сумма взятых пошлин указывается в целом, а не по отдельности. Вместе с тем, можно, например, точно установить, что явка и херное, уплачиваемые в 1623/24 г. покупателями, в совокупности составляли 2 коп. В 1641/42 г. полозовое уплачивалось продавцами товаров в размере 1 коп. с воза или подводы, а стоимость аналогичного по назначению сбора – свального – в 1647/48 и 1653/54 гг. составила 2 коп. Совокупный размер весчего и дрягильного в 1653/54 г. определялся в 6 коп. Отвоз в 1619 г. платили из расчета 1 коп. за 1 воз или подводу.

В конской торговле в Курске в первой половине
XVII века действовал особый порядок таможенного обложения, причем, по крайней мере, трижды на протяжении этого времени он претерпевал достаточно серьезные изменения. В 1619 году здесь существовало два вида сборов – рублевая пошлина («пошлина») и с шерсти. Оба они уплачивались продавцом лошади, а покупатель от каких-либо сборов был освобожден. Размер рублевой пошлины был дифференцированным и составлял 1,25% от стоимости лошади (1,25 коп. с рубля) для курян и 2,5% (2,5 коп. с рубля) для жителей других городов и уездов. Однако на практике рублевая пошлина нередко взималась в несколько большем или меньшем от установленной нормы размере. Так, в апреле 1619 года житель Рыльска С. Вязьметин уплатил за проданную им за 4 руб. лошадь рублевую пошлину в размере 13 коп. (3,25% от стоимости лошади), т.е. переплатил целый алтын. Вместе с тем, в октябре того же года другой житель Рыльска – И. Трошин – заплатил с 2 руб., вырученных от продажи лошади, всего 2,2 коп. (1,25%) – в два раза меньше положенного. Предполагать здесь какой-либо произвол со стороны курских таможенных властей, на наш взгляд, едва ли возможно. Факт незаконного превышения или, наоборот, занижения установленного размера рублевой пошлины никогда бы не попал в отчетную документацию, направлявшуюся в вышестоящие столичные инстанции для проверки. Более вероятно, что в 1619 г. порядок исчисления размера таможенных сборов в курской конской торговле был более гибким, чем в последующее время. Видимо, здесь существовала определенная система льгот, оставшаяся для нас, к сожалению, неизвестной. Другая действовавшая в 1619 году в конской торговле пошлина – с шерсти была фиксированной и составляла 1 коп.

В 1623/24 гг. наблюдается уже иной порядок взимания таможенных пошлин с участников конской торговли. Во-первых, куряне стали платить рублевую пошлину в том же размере, что и иногородние торговцы: 2,5% от стоимости лошади. Во-вторых, деньги с шерсти уплачивал уже не продавец, а покупатель, причем размер этой пошлины возрос в пять раз – с 1 до 5 коп. Важно отметить, что в 1623/24 гг. больше не встречается столь значительных отступлений от установленного размера рублевой пошлины, как это было пятью годами ранее.

В 1626/28 гг. в курской конской торговле опять вводится новый порядок обложения. Прежде всего, покупатель и продавец при уплате пошлин поменялись местами. Рублевую пошлину (по-прежнему составлявшую 2,5%) платил уже покупатель, а деньги с шерсти – продавец. Появляется новый фиксированный сбор – записка, уплачиваемый продавцом. Общая сумма денег, уплачиваемых с шерсти и с записки, составляла 6 коп. По данным таможенной книги 1641/42 гг., размер сбора с шерсти составлял 5 коп., с записки – 1 коп. Аналогичный порядок уплаты пошлин в конской торговле действовал в 1628/29, 1641/42, 1647/43 и 1653/54 гг.

С участников розничной торговли в Курске как до таможенной реформы 1653 года, так и после нее целовальниками «в ящик без записи» взимались пошлинные и пятенные (пятинные) деньги. Пятенные (пятинные) деньги, вопреки распространенному мнению, взимались отнюдь не только о продажи скота. На Юге России пятенными товарами в XVII веке именовались, наряду со скотом, по-видимому, вообще все изделия и продукты, поступавшие в розничную торговлю. Так, в белгородской таможенной книге 1651/52 гг. сказано: «Августа с первого числа сентября по первое число собрано с базару с мелких с носящих с пятенных товаров, с холстов и с поняк, и с мелких кругов воску, и с хоровин, и с проездов двадцать три рубля шесть алтын две деньги».

Особо следует сказать о штрафах, применявшихся к лицам, торговавшим «безъявочно и безпошлинно». В курских таможенных книгах они фиксируются исключительно редко. В 1619 году дважды упомянут промыт, а в 1623/24 гг. один раз протаможъе. С курянина П. Масалитина промыт в размере 4 руб. 25,5 коп. был взыскан за незарегистрированную продажу двух лошадей. Причины, побудившие власти оштрафовать двух других нарушителей – курянина
И. Ананина, с которого был взят промыт, и С. Кузнеца, заплатившего протаможье, в источниках, к сожалению, не названы. Оба они уплатили штрафы в размере 2 руб. 75 коп. Приведенные факты свидетельствуют о том, что промыт и протаможье были фиксированными штрафными сборами и взимались с нарушителей независимо от стоимости проданного ими незаконным образом товара. Важно отметить, что сумма промыта и протаможья, взимавшаяся в Курске, совпадала или была близка по размеру аналогичным штрафам, действовавшим в некоторых других городах. Например, во второй четверти XVII в. протаможье составляло в Устюге 2 руб., а в Старом Осколе в 1651/52 г. – 2 руб. 13 коп.

С лиц, изготовлявших незаконным образом вино, пивших на «косом» (т.е. действовавшем нелегальным образом) кабаке или содержавших корчмы, в Курске взыскивался особый штраф – заповедь. Размер ее варьировался. С тех, кто варил «бездокладное» вино и держал корчмы, брали штраф, равный по величине промыту и протаможью – 2 руб. 75 коп., те же, кто имел неосторожность выпить вина на «косом» кабаке, платили только по 25 коп. Факты взимания заповеди отмечаются в источниках довольно редко и упоминаются только в 1619 и 1623/24 гг.

Система таможенного обложения после издания таможенного устава 1653 года складывалась следующим образом. В ответ на просьбу русского купечества о введении единой рублевой пошлины 25 октября 1653 года был принят Торговый устав, существенным образом реформировавший всю действовавшую до этого в России систему внутреннего таможенного обложения. Главным моментом в содержании нового устава стала отмена всех мелких таможенных сборов. Взамен их вводилась рублевая пошлина в размере 5 коп. с рубля (5% от стоимости товара), которую уплачивал продавец. Товары, купленные в одном городе с целью их последующей перепродажи в другом, облагались сначала сбором в 2,5 коп. с рубля (2,5% от стоимости) в пункте покупки (о чем торговец получал таможенную выпись), а затем в таком же размере в пункте продажи. С денег, явленных на покупку, взималось 2,5 коп. с рубля (2,5% с суммы). Продажа соли облагалась повышенной пошлиной – в размере 10% от ее стоимости. По новому положению упразднялась дифференциация между местными и иногородними торговцами.

В Курске новый порядок таможенного обложения – общий для всей Европейской части страны – вступил в действие с 15 сентября 1654 года, с момента начала службы нового таможенного головы Якова Огаркова, сменившего на этом посту своего предшественника Дмитрия Михайлова. Примечательно, что в результате реформы в Курске установилась единая система сбора пошлин в оптовой товарной и конской торговле: и здесь, и там продавец уплачивал 5% с «прямой продажной цены» товара. Как известно, Торговый устав 1653 года специальным образом не регламентировал порядок взимания пошлин с торговцев лошадьми. Поэтому в некоторых других местах с участников конской торговли и после реформы продолжали брать, помимо рублевой пошлины, и некоторые другие сборы, например, деньги с шерсти.

В историографии прочно утвердилось мнение о благотворной роли таможенной реформы 1653 года на развитие внутренней торговли в стране. Принято считать, что она сыграла важную роль в ускорении процесса складывания единого всероссийского рынка. С этим положением нельзя не согласиться, хотя оно и представляется несколько априорным, так как до сих пор не подкреплено конкретными статистическими расчетами. Кроме того, следует иметь в виду, что положительные результаты реформы стали сказываться далеко не сразу. С самого начала ее претворение в жизнь столкнулось с серьезными трудностями.

Во-первых, даже само внедрение в жизнь положений Торгового устава 1653 года не было одноактным событием. Так, в Курске, как уже было отмечено, вплоть до 15 сентября 1654 года, то есть почти целый год после введения новых правил таможенного обложения, пошлины с торгующих продолжали взиматься по ранее установленному порядку. Все это время в местной таможне, помимо рублевой пошлины, принцип исчисления которой не претерпел каких-либо изменений, по-прежнему взималось еще семь отмененных Торговым уставом дополнительных сборов. Очевидно, центральные власти не сочли нужным в одночасье менять существовавшие на местах правила таможенного обложения и позволили уже избранным таможенным головам до окончания срока их службы собирать пошлины по привычному дореформенному порядку. По этой же причине, вероятно, с жителей Нежина, ставших по решениям Земского собора 1653 года и Переяславской рады 1654 года подданными московского царя, в курской таможне в 1654 году продолжали взимать рублевую пошлин как с иностранцев.

Во-вторых, не стоит забывать о том, что введение новой системы таможенного обложения совпало по времени с кризисом во всей торговой жизни страны, вызванным внешнеполитическими факторами. К ним следует отнести, прежде всего, начавшуюся в 1654 году русско-польскую войну, оказавшую крайне отрицательное воздействие на развитие внутрироссийского рынка вообще и приведшую к упадку в торговле прифронтовых городов, в частности. Ситуация, сложившаяся на курском рынке в 50-е гг. XVII века, яркое тому подтверждение. Кроме того, на внешнюю и, следовательно, на внутреннюю торговлю России весьма негативно повлияли принятый в 1652 году. Навигационный акт Кромвеля и вспыхнувшая вслед за этим англоголландская война, приведшая к значительному сокращению оборотов Архангельского порта. К неблагоприятным внешним обстоятельствам осенью 1654 года добавилась еще и страшная эпидемия чумы. В этих условиях положительный эффект от реформы неизбежно уменьшался. Надо полагать, что результаты введения новой таможенной системы стали по-настоящему ощущаться лишь после завершения русско-польской войны в 1667 году.

Как свидетельствуют документы курской таможни, в первое время после введения Торгового устава казна, по сравнению с дореформенным периодом, увеличила сбор пошлин лишь с внутригородской розничной торговли. Что же касается оптовой товарной (где вращались основные купеческие капиталы) и конской торговли, то здесь и купцы, требовавшие упрощения и унификации таможенного обложения, и правительство, рассчитывавшее посредством введения новых правил увеличить доходы казны, не только не получили ожидаемой прибыли, а, наоборот, из-за начавшейся русско-польской войны понесли значительные убытки. Сумма пошлин, собранная в Курске в 1654/55 гг. с оптовых торговых операций, уменьшилась, по сравнению с 1647/48 гг., в 2,8 раза, а в конской торговле – в 3 раза. При этом процент поступавших в казну сборов с оптовой товарной и конской торговли, по сравнению с дореформенным периодом, изменился незначительно.

Таким образом, изучив систему таможенного обложения, действовавшую в Курске на протяжении XVII века, можно отметить следующее:

- в курских таможенных книгах 1619-1653/54 гг. насчитывается в общей сложности 15 видов различных пошлин, взимавшихся с участников оптовой товарной и конской торговли.

- до 1654 года в курской таможне в отношении сбора важнейшей таможенной пошлины – рублевой – последовательно проводился принцип дифференцированного обложения в отношении местных, иногородних и иностранных торговцев.

- в дореформенный период не отмечено попыток значительно увеличить сумму таможенных сборов. Величина рублевой пошлины – основного источника бюджетных поступлений с торговых сделок – оставалась неизменной. Менялись лишь размеры и число второстепенных таможенных сборов, что, однако, не оказывало серьезного влияния на ситуацию в целом.

- с лиц, осуществлявших беспошлинную торговлю, в Курске взимались штрафы в фиксированном размере, совпадающие или весьма близкие по величине тем, что действовали в ряде других городов Юга и Севера России;

- новый порядок таможенного обложения, установленный Торговым уставом 1653 года, вступил в Курске в действие только с 15 сентября 1654 года и распространялся как на оптовую товарную, так и на конскую торговлю.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Как развивалась в XV-XVII веках торговая политика Московского государства?

2. Что представляла собой финансовая система Московского государства в XV-XVI веках?

3. Чем занималась Посольская новая таможня?

4. Укажите, что относится к обязанностям таможенного головы?

5. В чем суть усиления централизованного управления таможенного управления?

6. Что входило в компетенцию Приказа Большого прихода?

7. На какой срок, как правило, отдавалась таможня на откуп?

8. Какой орган ведал сбором средств от таможенной деятельности в XV – XVII веках?

9. Что представляет собой таможенная грамота?

10. В чем сущность откупной системы сбора пошлин?

11. Охарактеризуйте таможенную и торговую политику, проводимую Иваном IV.

12. Дайте характеристику таможенно-пошлинного обложения в Курске в XVII веке.

 

 










Дата: 2019-02-02, просмотров: 1304.