Таможенная политика во времена царствования Петра I
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

До Петра I в промышленности страны господствовало мелкое производство. Создание крупной промышленности только началось. Вторая половина XVII века характеризуется усилением бюрократических тенденций в центральном и местном управлении Московского государства.

При Петре I продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которым было положено в XVI веке. Пошлины взимались в соответствии со статьями Новоторгового устава. Вместе с тем увеличилось число внутренних платежей: были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, пошлины с товарных возов на перекрестках, ярмарочный и хомутовый сборы и ряд других, что некоторым образом возобновляло прежние проезжие мытные сборы.

В 1705 году правительством было определено «у проезжих на кораблях к Архангельску требовать накладныя товарам, росписи (коносоменты), а что окажется сверх накладной, брать в казну».

В 1715 году была учреждена Коммерц-коллегия – центральное государственное учреждение России, ведавшее вопросами торговли, главным образом внешней.

В функции Коммерц-коллегии входило:

- строительство торговых судов, гаваней, маяков, складов и т.п.;

- руководство торговыми консулами за границей, продажей некоторых товаров (пушнины, поташа и др.), торговля которыми была монополизирована казной;

- наблюдение за путями сообщения, ярмарками и исполнением таможенных тарифов;

- покровительство созданию купеческих компаний и др.

Обычный способ внешней торговли для русских купцов в XVIII веке состоял в том, что они заключали с иностранными купцами договоры о поставке товаров или просто привозили свои в расчете на иностранных покупателей. Взамен проданных русских товаров они покупали иностранные, которые могли также пускать в продажу. Платили наличными или в кредит, причем, с рассроченной суммы отдавали обычные проценты. Иностранные купцы вели по большей части крупные обороты по комиссиям от иностранных домов и были, таким образом, торговыми посредниками, которые могли и не располагать собственными товарами. «Промысел их верный, – писал один из бытописателей Петербурга, – а если производят дела больших и хороших домов, то и весьма прибылен; однако он требует великой деятельности, внимания, осторожности и расторопности в контрактах и даче на кредит, сверх того поелику пошлины берутся без отлагательности, да случается много и других расходов, то и достаточный капитал, будучи истощен займами, соделывается, наконец, алчным нахлебником».

Коммерц-коллегия должна была оберегать интересы торговцев от различных злоупотреблений. Коллегия наблюдала за правильностью мер и весов, устанавливала порядок работы браковщиков товара. Наконец, этому ведомству поручалось попечение о внешних торговых отношениях России. Она получала донесения по торговой части от русских дипломатических агентов в иностранных государствах, назначала консулов и вырабатывала для них инструкции. В донесениях дипломатических агентов Коммерц-коллегии должны были содержаться сведения о том, как «товары подымаются и низятся; такожде как пошлины в чужестранных приморских городах возвышаются и убавляются, какие трактаты от коммерции между чужестранными державами поставлены, и какие о морском хождении, купечестве, каперстве и прочих регламенты выдаваны бывают».

За качеством товара Коммерц-коллегия установила особый контроль. Недаром за брак и жульничество существовала практика смертных казней. Чтобы уберечь купцов от обманов и злоупотреблений, довольно обычных в торговле в ту эпоху, были изданы правила бракования товаров, предназначенных к заграничному торгу. По Указу 1716 года за нарушение долга браковщикам пеньки и примешивание в нее гнили и камней грозила смертная казнь.

После учреждения Коммерц-коллегии Петр I утвердил в июле 1715 года взимание 5% пошлины с продажной стоимости привозных и отпускных товаров независимо от того, покупались ли они на деньги, привезенные купцами или вырученные от продажи товаров. Необходимость этой меры объяснялась несовершенством соответствующих основных положений Новоторгового устава 1667 года, согласно которым, если русский купец продавал свой товар иноземцу, или иноземец русскому за деньги, и на те же деньги покупал себе вновь других товаров «с тех покупок пошлин не брали, поскольку они покупались на товарные деньги». Одновременно размер пошлинного обложения уменьшился с прежних 4-5 до 2-3 копеек, которые взимались со всех товаров, проходивших через таможню.

В 1712 году пошлинное обложение русских и иностранных купцов стало производиться «по явке товара и складке в амбары или на берег, не отлагая до продажи или отвоза и для того всем товарам, с которых сбирали пошлину с продажи, велено было положить пошлину с средней их цены».

Поощряя развитие Балтийской торговли, Петр I искусственно отвлекал товары от Архангельского порта к Петербургскому. Именным царским указом 1713 года повелевалось «из ближних к Петербургу городов к будущей весне товары везти в Петербург, но не в Архангельск под потерянием своих пожитков». В 1714 году запрет был ослаблен наполовину, но в 1717 году вновь вышло распоряжение о доставке в Петербург 2/3 товаров и только 1/3 – в Архангельск. С этой же целью в 1722 году таможенные пошлины для Петербурга были снижены на 1/3.

Таможенным тарифом 1724 года устанавливалось, что товары, провозимые и отпускаемые через Архангельск, за исключением местных товаров, подлежали обложению пошлиной с прибавкой 25% к окладам, установленным в тарифе.

Таким образом, за непродолжительное время Петербург стал главным центром внешней торговли России. Несмотря на отмену в 1727 году всех ограничений в архангельской торговле и ее полное уравнивание в 1762 году с петербургской, прежнее значение архангельского порта было утрачено.

Вторым центром экспортно-импортной торговли стала Рига. Возможности же других портов России (к концу XVIII века их насчитывалось 12) искусственно ограничивались в интересах развития новой столицы. Нарва получила разрешение на экспорт товара из внутренних губерний лишь в середине 30-х годов XVIII века.

Большие усилия во времена царствования Петра I прилагались к созданию торгового флота, соединению Петербурга с центральными областями государства водными путями (строительство Вышневолодского и Ладожского каналов).

В 1715 году было принято принципиальное решение об отмене казенных монополий, касавшихся внешней торговли. Одновременно произошло восстановление мытов, отмененных указом царя Алексея Михайловича в 1654 году. Петр повелел «брать мытную пошлину с товаров, отправляемых в Петербург, только в таможнях тех городов, из которых они отпускаются и там же давать особые выписи на свободный их пропуск к месту доставки».

В 1712 году по сухопутной границе России была восстановлена откупная система взимания таможенных платежей, позволявшая в чрезвычайных ситуациях пополнять ресурсы государственного казначейства. В соответствующем указе в 1712 году прямо говорилось о том, что она вводилась «для пополнения его величества государя денежной казны в нынешнее свейское время».

В 1712 году откупное содержание всех таможен по сухопутной границе было подтверждено. При этом откупщикам разрешалось отчуждать в свою пользу контрабандные товары, конфискованные на границе. Товары отходили к ним и в том случае, если их цена при предъявлении в таможню намеренно занижалась.

Изменения произошли и в организации таможенной службы. В 1699 году царь повелел, чтобы во всех городах государства таможенными сборами ведали не бояре, воеводы и приказные люди, а выборные бурмистры. Начиная с 1718 года, сборами ведала Коммерц-коллегия. В 1720 году институт таможенных бурмистров был упразднен.

Им на смену пришли оберцольнеры, которым ежегодно выплачивалось фиксированное денежное содержание. Таким образом, произошла важная перемена в характере деятельности таможенных управленцев. В отличие от таможенных бурмистров, выполнявших свои обязанности на основе гражданской служебной повинности, оберцольнеры являлись представителями чиновничества. При них состояли целовальники, вместе с которыми они несли не только служебную, но и имущественно-материальную ответственность за поступление в казну таможенных доходов в одинаковом размере против прежних лет. В Коммерц-коллегии был выработан тариф общего таможенного сбора, а в ноябре 1723 года был выработан особый таможенный тариф для Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангелогородского и Кольского портов.

Основанием для определения пошлин по тарифу 1724 года стал «арифметический масштаб обложения товаров»: если в процентном отношении внутреннее производство какого-либо товара достигало 25% соответствующего импортируемого аналога, то пошлина составляла четвертую часть его цены, если трети – третью часть, если половины – 50%, если превышало привоз – 75%. Таким образом, размер пошлинного обложения стал варьировать в зависимости от развития внутреннего производства.

В ряде случаев размер пошлинного обложения ввозимых товаров повышался со степенью их обработки. Ввозная пошлина была оставлена в прежнем размере – около 30%.

Новизна тарифа 1724 года заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них было обложено адвалорными пошлинами, остальные – пошлинами с меры и массы, исчисленные в рублях и копейках.

Товары, незаконно вывозимые из страны без уплаты пошлины, подлежали конфискации с передачей 1/3 части конфискованного доносчику.

В январе 1724 года одновременно с таможенным тарифом был опубликован «Его Императорского Величества Всемилостивый Регламент и Устав», которым должны были руководствоваться все подданные, русские и иностранные купцы и корабельщики, которые приезжают в государство и отъезжают. Морской торговый регламент и устав (таким было его официальное название) внес существенные изменения в «таможенные обрядности», ориентируясь на заграничные таможенные уставы.

В соответствии с Морским торговым регламентом и уставом после прихода корабля в порт досмотрщику надлежало явиться в таможню. Корабельщикам и купцам вменялось в обязанность правильно указывать товары, их цену, страну происхождения. До завершения досмотровых мероприятий никому не разрешалось сходить с корабля, запрещалась его разгрузка. Таким образом, отменялась прежняя система контроля за правильностью таможенной оценки товара, когда сам таможенный голова и его помощники присутствовали при заключении торговой сделки.

Довольно строго регламентировались и погрузочные работы. В частности, погрузку корабля разрешали производить лишь в присутствии досмотрщиков (целовальников).

Одновременно устанавливались сроки уплаты таможенных платежей. Регламентом предусматривался таможенный режим таможенного склада. Отдельными статьями устава вводились преимущества для отечественных предпринимателей.

Морской торговый регламент 1724 года имел характер всеобщего установления. Изменив содержание и порядок таможенного оформления и таможенного контроля он определил составы таможенных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела, а также ответственность за эти преступления и нарушения. В пользу государства изымались утаенные (скрытые от таможенного контроля), неявленные или заповедные (запрещенные к ввозу или вывозу частными лицами) товары. За менее серьезные проступки предусматривались штрафные санкции и штрафные наказания. Так, при занижении количества или массы товара излишек изымался в казну, а с фактического количества бралась пошлина.

Регламент 1724 года также определил правовой статус таможенников. Одновременно предусматривалась ответственность за правонарушения, посягательство на честь и достоинство должностных лиц таможенных органов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте характеристику проводимой Петром I торговой и таможенной политики.

2. Каким образом развивалась балтийская торговля в начале XIII века?

3. Чем занималась Коммерц-коллегия?

4. В чем новизна таможенного тарифа 1724 года?

5. Какие нововведения вводились Морским торговым регламентом 1724 года?

6. В чем смысл «Арифметического масштаба обложения товаров»?

7. Кого на своем посту сменили таможенные бурмистры?

8. В каком году была создана Коммерц-коллегия?



Дата: 2019-02-02, просмотров: 345.