Периодизация развития истории таможенного дела
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Таможенное дело в России существует не менее 1000 лет. Оно начало развиваться в северном Причерноморье (ныне Украина). По некоторым источникам таможенные формальности осуществлялись в начале новой эры на торговом водном пути, пролегавшим по Волге и Каспию, а в последующем – на торговом пути из варяг в греки. Это подтверждается историческими исследованиями, археологическими раскопками, древними рукописями. Краткая хронология развития таможенного дела и таможенной политики России представлена в приложении 2.

Значительную работу в этом плане провели русские историки: С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, С.Ф. Платонов,
В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л. Н. Гумилев, а также специалисты в области таможенного дела: К.И. Лодыженский, И. Кулишер, М.Н. Соболев, Д. Толстой.

Значительный вклад в историографию таможенного дела внесли Ю.Г. Кисловский, Н.Н. Шапошников, А.И. Потяев,
Л. Марков и многие другие.

По нашему мнению, в развитии таможенного дела в Российском государстве можно выделить пять периодов, каждый из которых имеет несколько этапов (рис. 11).

Первый период – начало IX в. - середина XVI в. – время создания централизованного Московского государства. Этот период условно можно разделить на три этапа:

- первый – зарождение таможенного дела (IX в. – начало XI в.);

- второй – таможенное дело в Киевской Руси;

- третий – таможенные обряды и сборы в период феодальной раздробленности.

Рис. 11. Периодизация таможенного дела

 

Второй период – середина XVI в. - начало XIX в. Это время становления и развития таможенного дела в Московском централизованном государстве. Его рамки охватывают деятельность государства по становлению таможенного дела.

Во втором периоде два этапа:

- первый связан с централизацией таможенного дела в Московском государстве, он продлился с середины XVI века до создания таможенной законодательной базы. Начало первому этапу было положено выходом в свет Царской уставной грамоты с боярским приговором от 25 октября 1653 года и Новоторгового устава 1667 года, созданием новой структуры таможенных органов, переходом к единой рублевой пошлине;

- второй этап связан с введением нового управления таможенным делом, сосредоточенным в Коммерц-коллегии, принятием протекционистского тарифа 1724 года и Морского регламента (Устава), а также совершенствованием таможенно-тарифной политики России.

Третий период продлился с 1811 года по 1927 год. В этом периоде, хотя и с перерывами, государство осуществляло протекционистскую политику, начал работать таможенный механизм регулирования, а таможенная политика формировалась в тесной связи с развитием внешней торговли и промышленности и была тесно увязана с внутренней и внешней политикой, активно осуществлялась разработка теории таможенного дела, создавались законодательные таможенные документы: уставы, инструкции, тарифы.

В данном периоде можно выделить несколько этапов, тесно связанных с развитием таможенного дела, органов таможенной охраны, таможенного законодательства.

- на первом этапе (1811-1864 гг.) осуществлялись поиски наиболее приемлемой структуры управления таможенной охраной, т.е. создание органов, обеспечивающих экономическую защиту государственной границы, велась разработка документов, определяющих содержание таможенно-тарифной политики Российского государства.

- второй этап (1864-1927 гг.) характеризуется широким использованием таможенного (экономического) механизма регулирования в интересах индустриализации страны. В указанные годы таможенное законодательство достигло наибольшего развития. Дифференцированный подход к разработке таможенных тарифов позволил умело сочетать протекционистские и фритредерские подходы в зависимости от экономического уровня развития государств, с которыми торговала Россия, и интересов внутренней экономики.

Таможенное законодательство отвечало потребностям государства, а к концу XIX - началу XX века – мировым стандартам.

Вместе с тем в силу политической конъюнктуры (вхождения России в Антанту) Россия поступилась своей независимостью в таможенном деле и потеряла самостоятельность в определении стратегии таможенной политики.

На втором этапе произошли крупные изменения в определении места таможенного дела в государстве в связи с принятием 22 апреля 1922 года Декрета СНК РСФСР о монополии внешней торговли. В этом просматривается недооценка объективного характера таможенного дела, что сказалось в дальнейшем на его функции в Советском государстве.

Лишь трезвая оценка положения в экономике, вытекающая из необходимости восстановления народного хозяйства после разорительных первой мировой и гражданских войн, заставила Советское государство включить таможенный механизм в период нэпа и использовать его возможности в интересах стабилизации экономики и пополнения доходов государства.

Четвертый период (1927-1986 гг.) был связан с тем, что таможенная система стала использоваться как орган регистрации и контроля за провозом грузов и пассажиров, а не как механизм регулирования внешней торговли и, естественно, производства.

Вместе с тем полученный опыт совместного решения вопросов таможенного контроля в рамках стран-участниц СЭВ, безусловно, обогатил теорию и практику таможенного дела, способствовал унификации оформления товаров, решению задач развития теории и приближению к международному порядку осуществления таможенных процедур.

Однако, учитывая тот факт, что государство взяло на себя регулирование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм не работал, таможенная система не выполняла функций, обусловленных экономическими законами. Отрицательно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчиненность, непричастность к формированию таможенной политики. В государстве отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке таможенных кадров и научно-исследовательские подразделения.

Пятый период (с 1986 г. по настоящее время) характеризуется коренными изменениями в месте и роли таможенных органов, их управлении, статусе, участии в международных таможенных организациях. Период включает три этапа.

- первый – февраль 1986 - 25 октября 1991 года. Главное таможенное управление было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля, выведено из МВЭС и подчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а последняя – Совету Министров СССР. Этот шаг позволил получить более широкие права, участвовать в решении вопросов таможенной политики.

Были увеличены штаты таможенных органов, создан Институт повышения квалификации таможенных работников, подготовлен и введен в действие новый Таможенный кодекс. В деятельность таможенных органов введены ранее забытые правила таможенного контроля, заработал механизм таможенного регулирования, выделены средства для обустройства таможен и решения социальных вопросов.

- начало второму этапу было положено изданием Указа Президента Российской Федерации от 25 октября 1991 года о создании Государственного таможенного комитета РСФСР.

Таможенные органы России были превращены в органы экономического регулирования, на них возлагалось решение многочисленных задач. Они стали правоохранительными. Эти положения получили законодательное закрепление в Таможенном кодексе РФ, в Законе РФ о таможенном тарифе РФ.

Третий этап связан с принятием нового Таможенного кодекса Российской Федерации в 2003 году. Изменения в сфере таможенного дела на этом этапе обусловливаются возможностью готовить и принимать грамотные и своевременные управленческие решения в экономике, что может быть достигнуто только в результате решения целого ряда задач: обустройство и интегрированное управление на границе, переход на работу по принципу «одно окно», «одна остановка», создание единой базы данных контролирующих органов, а также условий, необходимых для деятельности этих органов вне зоны пограничного и таможенного контроля.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 307.