Осознав свою экономическую и политическую силу, купечество настойчиво просило правительство защитить его интересы перед воеводами и наместниками, перед иностранными конкурентами. В уложении 1649 года – своде феодального права России – четко прослеживается стремление удовлетворить торгово-транспортные и финансовые интересы феодалов. По Уложению 1649 года дворяне, боярские дети, иноземцы и служивые люди, а также их прислуга освобождались от уплаты внутренних таможенных платежей (мыта, перевозов, мостовщины). Купцам такую привилегию не дали. К тому же волостным общинам предписывалось «государеву дорогу от Москвы до Холмогор, в том числе перевозы и мосты на ней, держать в полном порядке… если проезжие люди потерпят материальный урон, то ущерб возмещает та волость, которая ответственна за данный отрезок пути».
Соборное Уложение 1649 года также подробнейшим образом регламентирует процедуру обжалования незаконных действий сборщиков пошлин, а также определяет санкции, налагаемые на торговцев в случае несоблюдения последними таможенных формальностей.
В середине XVII века в таможенной политике государства произошли серьезные изменения, обусловленные самодержавно-демократической тенденцией. 25 октября 1653 года царем Алексеем Михайловичем был подписан указ
«О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с каких товаров», положивший начало таможенной реформе. Появление в 1653 году единой уставной грамоты, которая получила название Торгового устава, явилось завершением прежней таможенной политики. Основой для выработки Торгового устава 1653 года стала челобитная торговых верхов – купцов, которые добивались:
- введения единой рублевой пошлины, взимаемой в виде фиксированного процента с цены товара при его продаже, как с местных, так и с иногородних жителей;
- освобождения от уплаты пошлины покупателей товаров;
- отмены проезжей пошлины;
- разрешения торговать в селах и слободах, где не было таможен;
- освобождения от ответственности хозяев в случае нарушений таможенных правил их приказчиками и кабальными людьми.
Выражая одновременно интересы таможенной службы, купцы просили о предоставлении головам права конфисковать товары, неявленные таможне, и обыскивать лиц с целью пресечения беспошлинной торговли.
Требования купцов были удовлетворены:
- было установлено для всех равное таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидированы проезжие сборы;
- купцам вменялось в обязанности правдиво указывать стоимость предъявляемых в таможню товаров;
- были определены наказания за нарушения таможенных правил – за утайку товара и в случае неверного указания его продажной цены товар подлежал конфискации;
- устанавливался контроль за перемещением товаров (следовало фиксировать количество и стоимость товаров в таможенных книгах);
- были определены права голов;
- устанавливалась их ответственность.
Рублевая пошлина (10 денег с рубля) взималась в 2 приема: сначала купец уплачивал пошлину с денег, привезенных с целью покупки товара (5 денег с рубля), а затем с этого покупного товара при его продаже.
Так как многие положения Торгового устава не выполнялись 30 апреля 1654 года царем была подписана дополнительная уставная грамота «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мостов, перевозов, мытов съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов». Грамотой упразднялось взимание и откупное содержание (отдача на откуп) проезжих пошлин, посаженного и привольного, с людей – головщины, с саней – полозового.
На гостиных дворах грамоте придавалось большое значение. Она была подписана Алексеем Михайловичем в двух экземплярах, один из которых был положен в Успенский собор. Данным документом упразднялись привилегии иностранных купцов.
В целом в период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ. Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 г. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводилась единая рублевая пошлина, равная 5% c рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами. Составленная на основе этого торгового акта в 1654 г. уставная грамота отменила в России откупную систему.
После Алексея Михайловича в царствование вступил Михаил Федорович. Его правительство отменило беспошлинную торговлю для иностранцев, обязав их наравне с русскими купцами платить в Архангельске рублевую пошлину – 8 денег с «весчих» и 6 денег с «невесчих» товаров. В случае отъезда во внутрь города иностранцы платили дополнительную пошлину – 3-4 деньги с рубля.
После заключения Андрусовского перемирия 1667 года, завершившего Русско-польскую войну 1654-1667 годов, началась разработка нового таможенного законодательства.
В 1667 году был принят Новоторговый устав, выработанный на основе соответствующего законодательства прошлых лет (рис. 15).
Рис. 15. Новоторговый устав 1667 года
В отличие от Торгового устава Новоторговый устав имел четко выраженную ориентацию на регулирование отношений русских торговых людей с иностранцами. Он получил оценку первого таможенного тарифа и первого таможенного устава России.
Новоторговый устав имел три раздела:
- доставка товаров из Москвы и внутренних городов в Архангельск и их вывоз из страны;
- таможенное регулирование внутренней торговли;
- ввоз товаров из-за границы в Архангельск и другие русские города.
Раздел I регулировал доставку товаров из Москвы и внутренних городов в Архангельск и их вывоз из страны.
Его краткое содержание заключалось в следующем:
1. Для производства необходимых таможенных формальностей в отношении товаров, вывозимых из внутренних городов России к Архангельску, в Вологду к 1 апреля надлежало прибыть в качестве правительственных представителей купцам из Москвы, Ярославля, Костромы и Вологды по 2 человека от каждого города (всего 8 человек).
2. По прибытии в Вологду им следовало взять у вологодского таможенного головы «записные книги» на те товары, «которые с Москвы и со всех городов на Вологде написаны в отпуске к Архангельскому городу».
3. Затем уполномоченные знакомились с подлинными «росписями» товаров, которые русские и иностранные купцы намеревались везти из Вологды к Архангельску.
4. Начинался досмотр, устанавливалось соответствие товарной массы, готовой к погрузке, и информации, содержащейся в «росписях». Обнаруженные излишки подлежали конфискации.
5. По завершении досмотра производилась запись товара в специальную книгу. Купцу выдавалась выпись с печатью, разрешалась погрузка и отплытие в Архангельск.
6. С первым же судном в Архангельск отправлялись двое купцов-целовальников. Остальные прибывали туда по завершению оформления и отправки внешних судов. Все торгово-таможенные дела во время ярмарки в Архангельске решались гостем. Гость (таможенный голова) назначался из московской купеческой верхушки. Ему помогали целовальники из Устуга Великого, Каргополя и Соли Вычегодской – по 2 человека от каждого города.
7. По прибытии в Архангельск купец обязан был явиться в таможню и предъявить выпись из Вологды. Содержание выписи заносилось в таможенную книгу. «Выпись служила основанием для получения разрешения от таможни на разгрузку судна.
8. Досмотр производился во время разгрузки судна. Вновь устанавливалось соответствие выгружаемых товаров «выписи». Обнаруженные при этом излишки подлежали конфискации.
9. Если товары поступали в продажу, с них взыскивалось по 10 и 8 денег с рубля с «весчих» и «невесчих» товаров соответственно.
10. Целый ряд товаров был запрещен к вывозу частными лицами.
11. Все купленное иностранцами во внутренних русских городах подлежало оформлению в местных таможнях. При этом записывалось количество, ассортимент и цена товаров.
12. Когда купленные иностранцами русские товары привозились в Новгород, Псков, Архангельск или другой пограничный город и готовились к вывозу, их надлежало досматривать. Обнаруженные при этом излишки подлежали конфискации.
13. По завершении досмотра с этих товаров, предназначенных к вывозу, взималась проезжая пошлина в размере 1 гривны с рубля (10 %).
14. Поскольку в Уставе ничего не говорилось о последующем взимании экспортной (вывозной, отпускной) пошлины, можно предположить, что 10 % пошлина выступала ее заменителем.
15. Если иноземец покупал в порту или пограничном городе русские товары за валюту, он избавлялся от уплаты каких-либо пошлин и беспрепятственно вывозил купленное.
В разделе II Новоторгового устава предусматривалось таможенное регулирование внутренней торговли.
Его краткое содержание заключалось в следующем:
1. Внутренние таможенные сборы включали рублевую и перекупную пошлины и сборы частно-правового характера.
2. Основным внутренним сбором была определена рублевая пошлина, с которой к этому времени окончательно слились ранее упраздненные подужное, мыты, свальное, мостовое, гостиное и др. Ее размер согласно Уставу составлял 10 денег с рубля или
5 % с цены товара. Рублевая пошлина взималась лишь при том условии, когда, во-первых, товары предназначались для продажи, во-вторых, когда они привозились в город или селение, где существовала таможня.
3. Рублевая пошлина взималась с купца в два приема – вначале, как с покупателя, затем, как с продавца.
4. О характере контроля за перемещением товаров внутри страны свидетельствует следующее положение Устава: местный житель, купивший в своем городе товар беспошлинно, не мог следовать с ним в другой город, не явив в таможне. Таможенный голова должен быть записать предъявленный товар в отпускную книгу, и дать ему выпись с печатью и отпустить в другой город.
5. Приехав в другой город, купец должен быть подать выпись в таможне и пройти таможенный досмотр.
Ряд статей раздела II Новоторгового устава посвящались внутренней торговле и таможенной системе в целом и исходили из положений Уставной грамоты 1654 года, которая действовала наравне с ним.
Торговые дела были полностью исключены из ведомства воевод. Купцы освобождались от ответственности за поступки и халатное отношение к делу своих помощников и подчиненных.
Несмотря на то, что в Новоторговый устав не вошли статьи о провозах, мытной пошлине в Москве и гостиной пошлине, их взимание определялось нормами 1653 года.
Раздел III регулировал ввоз товаров из-за границы в Архангельск и другие русские города.
В соответствии со статьями данного раздела:
1. Иностранному кораблю, пришедшему в устье Северной Двины, следовало остановиться (бросить якорь) у шанца (передовой таможни).
2. Корабельщик был обязан подать начальнику шанца подписанную роспись привезенных товаров.
3. Начальник шанца выдавал корабельщику подписанную выписку из этой росписи, после чего корабль без задержки отпускался в Архангельск.
4. Оригинал росписи направлялся из шанца в Архангельскую таможню.
5. По прибытии в Архангельск корабельщик был обязан явиться в таможню и подать данную ему роспись. Таможенный голова записывал содержание росписи в таможенную книгу.
6. Товары, не указанные в корабельщиковой росписи, подлежали конфискации.
7. Уставом запрещалась разгрузка кораблей в другие суда и на берег в ночное время. Ночью запрещалась и доставка на иностранные корабли товаров русскими судами. В случае поимки нарушителя с таким товаром ночью «те товары следовало взять на великого государя», т.е. они также подлежали конфискации.
8. Привозные товары подлежали пошлинному обложению. Пошлина при этом взималась не за сам ввоз, а с продажи. Этой пошлиной облагались не только «продажные заморские товары», но и те, которые своевременно не продавались в Архангельске, либо не вывозились из него.
В тексте Новоторгового устава не содержалось ссылок и установлений о взимании пошлин с товаров, перевозимых через государственную границу Русского государства, ввозных или отпускных пошлинах. Установленные пошлины почти все имели адвалорный характер, т.е. начислялись в процентах к таможенной стоимости товаров. Пошлины различались не по тому, внешними они были или внутренними (размер пошлинного обложения в Архангельске был иным, чем во внутренних городах), а в зависимости от того, являлся ли купец иностранным или русским подданым. При этом иностранные купцы облагались повышенной пошлиной. С них также взимались платежи, от которых русские купцы были избавлены.
9. Во время архангелогородской ярмарки «гость с товарищи» – таможенный голова и целовальники обязаны были наблюдать за тем, чтобы импортные товары отличались высоким качеством, имели бы клейма, печати и свидетельства о стране и месте происхождения товара и его изготовителе. Таким образом, устанавливался заслон поступлению низкосортных товаров: «худые товары обличив и огласив отослать с бесчестьем с ярмарки». Те же требования предъявлялись к качеству русских товаров.
10. Иностранцам разрешалось торговать в Москве и других внутренних городах России только по особым государевым грамотам, которые выдавались в ограниченном количестве. При этом с них взыскивалась в Архангельске дополнительная проезжая пошлина (по одной гривне с рубля) в размере 10 % золотыми или ефимками, от которой были избавлены русские торговцы.
11. До начала погрузки своих товаров на речные суда с целью их дальнейшей транспортировки внутрь страны иностранному купцу требовалось предъявить таможне собственноручно заверенную роспись. После соответствующей записи в таможенной книге давалось разрешение грузить товары в суда. Начинался досмотр, во время которого предписывалось товары, не указанные в росписи, изымать в казну.
12. Затем надлежало бочки, ящики и кипы запечатать таможенной печатью.
13. Как и прежде с иностранцев при продаже заморских товаров во внутренних городах взыскивалась пошлина (в размере 5 алтын с рубля).
14. После завершения погрузочных работ владелец судна должен был принести в таможню роспись, в которой указаны погруженные на судно товары, а также хозяин товара.
15. Затем производилась сверка корабелыциковой росписи с купеческой. В случае их полного соответствия таможней выдавалась «выпись» и судно выпускалось.
16. Если купец намеревался продать товар по дороге, ему следовало явить товар таможне и заплатить пошлину 10 денег с рубля или 5% «с продажных товаров», что удостоверялось соответствующей выписью. На вырученные деньги любой товар в том же городе приобретался беспошлинно.
Новоторговый устав стал первой в истории национального таможенного законодательства попыткой установить в таможенных целях таможенные режимы для свободного обращения экспорта и перемещения товаров внутри страны. Его статьи определили статус товаров и транспортных средств, условия их перемещения через внешние и внутренние границы Русского государства.
Новоторговый устав имел четкую ориентацию на регулирование и решение вопросов, касающихся внешнеэкономической деятельности, отношений русских торговых людей с иностранцами.
Ограничив торговлю иностранцев в России городами Архангельском, Новгородом, Псковом Новоторговый устав также запретил иностранцам заниматься розничной торговлей, вступать в отношения купли-продажи с кем-либо, кроме москвичей или купеческих людей того города, в которых они должны торговать, запрещалось торговать с другими иностранцами. Торговля иностранцев с иностранцами разрешалась только у Архангельска. Нарушение правил каралось конфискацией товара. Новоторговый Устав 1667 года существенно ущемил интересы иностранцев.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте основные направления развития таможенного законодательства в XVI-XVII вв.
2. В каком году был принят Торговый устав?
3. Какой нормативный акт был принят в 1667 году?
4. Какие разделы содержал Новоторговый устав?
5. Что послужило основой для выработки Торгового устава?
6. Какой нормативно-правовой акт был принят в 1649 году?
7. Раскройте содержание Новоторгового устава.
8. Что предшествовало принятию Именного указа царя Алексея Михайловича «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и городах с показанием поскольку взято и с каких товаров» от 25 октября 1653 года?
9. В чем значение Новоторгового устава 1667 года для совершенствования таможенного дела?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 941.