В IX веке славяне проживали на территории от Финского залива до берегов Черного моря, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей. Наиболее важным торговым путем являлся путь от Финского залива до Черного моря. Возникли и другие торговые пути: по Днепру, Дону, Волге. В это время славяне торговали с греками и вывозили хлеб, медь, воск.
Одновременно на Руси развивалась и внутренняя торговля. Росло число людей, занимающихся торговой деятельностью. Появились монетные знаки в виде куска кожи или меха, а затем – слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта – гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) – рублем. В конце XI – начале ХП века на Руси были отчеканены первые монеты.
Развитие внешней и внутренней торговли способствовало товарообмену, зарождению и совершенствованию таможенного дела.
На развитие таможенного дела сильное влияние оказали монгольские завоеватели. Татаро-монгольское иго привело к значительному усложнению таможенных платежей.
В связи с нашествием татаро-монгол в 1236-1242 годах торговая деятельность на Руси не развивалась.
Развитие торговой деятельности продолжилось лишь спустя столетия. Возникали торговые города – Нижний Новгород, Москва, Тверь, Кострома, Ярославль, в которые приезжали купцы из Германии, Польши, Литвы, Греции, Италии, Персии.
Развитие торговых отношений привело к возникновению новых торговых путей: от верховьев Дона до Азова и по Азовскому морю через Керченский пролив до Феодосии. В начале XV века существовал торговый путь по Северной Двине – от Устюга до Холмогор.
На западе России самыми крупными торговыми городами стали Смоленск и Полоцк, на юге – Киев, который торговал с купцами из Польши, Австрии, Константинополя, Италии.
Одновременно с развитием торговли возник русский политический центр – Москва, что способствовало формированию Российского государства.
В этот период появилась новая пошлина – тамга. Термин «тамга» первоначально у монголов обозначал особый знак (клеймо), которым отмечалось право собственности на скот. Позже – печать или грамота с ханской печатью. Термин «тамга» получил распространение во всех странах, подвергшихся завоеваниям монголов в XIII веке.
В Средней Азии и в Закавказье тамгой называли также введенный монголами денежный налог, взимавшийся с торговли и ремесла. В России этот термин употреблялся в XIII-XV веках применительно к сбору с торговых сделок. Местные торговцы в своем городе либо совсем не платили тамгу, либо платили ее в меньшем размере, чем приезжие. С середины XVI века в связи с переводом торговых пошлин на исчисление с цены товаров появилось новое название сбора – «рублевая пошлина».
Таможенное дело существует в России около 1000 лет. Еще в древней Руси взимали мыт – пошлину за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям. При этом различалось мыто (мыт) сухое – при перевозе товаров по суше, и мыто водяное – при перевозе товаров по воде. Сборщик пошлин назывался мытником (мытчиком), а место взимания мыта – мытниной или мытницей. Одновременно взимались сборы с продажи товаров. Таможенное дело в этот период осуществлялось эпизодически, являло собой дополнительный результат внешней торговли и внутренней политики государства.
От слова «тамга» произошел глагол «тамжить» – взыскивать пошлину. Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар стало называться таможней. Служивый человек, бывший мытником, становился таможником или таможенником.
На Руси таможни возникли в XIII веке одновременно с развитием внешнеторговой деятельности. Наряду с портовыми и пограничными таможнями существовали внутренние таможни на границах местных рынков и городов.
Таможня – государственное учреждение, контролирующее провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через государственную границу и взимающее таможенные пошлины и сборы.
Основными функциями таможни являются:
- проверка выполнения таможенных законов и правил страны;
- учет импортных и экспортных товаров;
- прием на временное хранение грузов;
- изъятие изделий, ввоз и вывоз которых запрещен или ограничен;
- борьба с контрабандой;
- досмотр груза;
- взимание таможенных пошлин, сборов, а так же штрафов;
- контроль за соблюдением таможенных формальностей.
Внешняя торговля в Древней Руси сводилась к вывозу дани и находилась в исключительном ведении Киевского князя, его приближенных и немногочисленной группы состоятельных горожан. Русские купеческие караваны путешествовали двумя маршрутами:
- по Днепру к Черному морю и затем в Византию;
- по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад.
Торговые отношения Византии и Киевской Руси формировались под влиянием военно-политических обстоятельств. Договорами 907, 911, 945, 971 годов греки стремились обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилие мирным обменом. В договоре Киевского Князя Олега и императорами Византии Львом и Александром оговаривались широкие торговые права русской стороны. По договору 945 года русские послы и купцы должны были предъявлять Византии доказательства своего официального положения: первые – золотые печати; вторые – серебряные. Им также следовало иметь при себе грамоты от Князя и бояр с указанием количества отправленных в Византию судов в доказательство того, что «они приходят с миром». Кроме того, договором обуславливалось право русских купцов вести в Византии беспошлинный торг.
С распадом Киевской Руси и образованием новых центров государственности – удельных княжеств – содержание таможенного дела стало определяться ее внутренними экономическими интересами. В «удельное» время развернулась торговля княжеств между собой. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. С начала ХIII века они взимались уже не только с определенного количества товаров, но так же в зависимости от стоимости взвешиваемых продуктов.
Пошлины, взимавшиеся во времена существования удельных княжеств, можно разделить на 4 группы: торговые, проезжие, за обслуживание, штрафы (рис. 12).
Рис. 12. Таможенно-пошлинное обложение в русских княжествах
Всего взималось около 40 пошлин различного рода. Важнейшими из них были: тамга, явка, осмничее, взимавшиеся «во имя права князя требовать известных платежей от подданных», чего не существовало а прежние времена. Таким образом, в Древней Руси сложилась сложная система таможенных сборов, частного и частно-правового характера. Каждый товар, предназначавшийся для продажи, подвергался обложению несколькими сборами, которые взыскивались независимо один от другого. Размер тамги колебался от 1/4 до 7% с цены товара.
Принципы взимания тамги были следующими:
- с целого ряда товаров она взималась не с цены, а с их количества;
- с цены весчих товаров она взималась в большем размере;
- иногда ее ставка зависела от вида и типа транспортного средства, доставившего товар.
При взимании других таможенных сборов проводилось различие между местными жителями, иногородними и иностранцами. Для иногородних и иноземцев обычно устанавливалось большее количество платежей, которые отличались также и более высоким размером.
Нередко таможенные отношения в русских землях определялись междукняжескими договорами. В некоторых из них выражалась взаимная воля князей к прекращению взимания таможенных платежей на границах собственных княжеств.
В отличие от стран Западной Европы удельная Русь XIII-XV веков имела немного крупных торговых центров (Новгород, Псков, Смоленск, Полоцк, Москва – с XV в.). Русские купцы не были объединены в гильдии, не совершали крупных торговых сделок.
Наибольших успехов в торгово-посреднической деятельности добился Новгород. Уже в XII веке в нем была создана заграничная торговая фактория, так называемый Готский двор.
Главными торговыми партнерами Новгорода являлись ганзейские (Висби) и ливонские города. Торгуя с русскими землями, ганзейцы добивались: предоставления им права беспрепятственного приезда и отъезда; права взыскивать с местных жителей торговую задолженность; не конфискации имущества; введения правил, облегчающих привоз и вывоз товаров, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.
Существовавшее в то время гостиное право запрещало гостю:
- торговать с другим гостем (иноземец сначала должен был удовлетворить местных купцов);
- торговать в розницу (кроме ярмарочных дней);
- доставлять товары в город произвольным маршрутом;
- пользоваться собственными весами;
- вступать в непосредственные отношения купли-продажи с крестьянским населением.
Особый интерес представляют обязательства, связанные с транспортировкой иностранных товаров до Новгорода. Возникали споры о расценках, сроках доставки товара, компенсации ущерба и т.д. Специальными уставами, изданными немецким купечеством для немецкого двора в Новгороде и регулирующими жизнь немецкой фактории, вводились ограничения на длительность пребывания немецких купцов в Новгороде, а также устанавливались ограничения относительно стоимости ввозимых товаров.
Таким образом, зарождение и развитие таможенного дела на Руси неразрывно связано с развитием внешней торговли, торговой деятельности внутри государства.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику Белозерской таможенной грамоты.
2. Что представляют собой таможенные книги?
3. Назовите структуру таможенных книг.
4. Дайте характеристику периодов развития таможенного дела.
5. Какое влияние оказали монгольские завоеватели на развитие таможенного дела?
6. Что представляет собой тамга?
7. Перечислите принципы взимания тамги.
8. Как называлась плата за продажу людей в рабство?
9. Перечислите пошлины, которые входят в группу торговых пошлин.
10. Что запрещало гостю гостиное право?
Дата: 2019-02-02, просмотров: 384.