Номенклатура и объем импорта России в 1913 году
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Импорт Количество, тыс. т. Сумма, млн. руб.
1 Весь импорт 15342,8 6022,5
2 Рис 134 57,3
3 Сухофрукты 53,5 50,5
4 Ореховый товар 26 33,3
5 Кофе 12,6 39,5
6 Чай 75,8 272,3
7 Пробковая кора 20,8 20
8 Крупный рогатый скот (тыс. голов) 177 34,5
9 Мелкий рогатый скот (тыс. голов) 952 25,9
10 Кожсырье 65,3 110,5
11 Кожа выделанная 7,4 93
12 Каучук 12,8 175,8
13 Химпродукты 242 131,1
14 Дубители 143 33,8
15 Красители 54,7 68,4
16 Бумажная масса 26,8 9,6
17 Бумага, картон 144 121,5
18 Шелк-сырец 1,5 106,8
19 Шерсть 48,5 225,6
20 Хлопок 197 499,5
21 Джут 44,8 48,5
22 Чугун 9,9 1,4
23 Черные металлы и изделия 239 261,1
24 Цветные металлы и изделия 239 261,4
25 Котлы, машины 322 689,2
26 Электрооборудование 13,5 113,9
27 Точная механика 2,4 34,7
28 Автотранспорт - 89,9

 

В целом структура внешней торговли отражает уровень экономического развития России, которая оставалась самой промышленно отсталой среди крупных стран мира со значительным внешним долгом и крупными иностранными инвестициями, что вело к потере национальной независимости.

В это время развитие получили ярмарки. В России было место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и из-за границы стекалось огромное количество людей. Это Нижегородская Макарьевская ярмарка. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки, наряду с крупно-оптовой торговлей была и розничная, разносная.

Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотров всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, создавались артели, товарищества.

Ярмарка была барометром экономической жизни и ее надежным регулятором. Именно здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов.

Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев.

На конец XIX – начало XX веков приходится особый этап русского предпринимательства. Происходит его обновление. Лидерство в деловом мире начинает постепенно переходить от фабрикантов традиционных отраслей (текстильной, переработки сельхозпродуктов и т.п.) к фабрикантам передовых технологий машиностроения и металлообработки. Происходит гигантское усиление роли банков и страховых учреждений. Начинает преобладать акционерная форма предпринимательства.

В конце XIX – начале XX веков осуществляется коренное техническое перевооружение промышленности.

Ускоренными темпами внедряется механизация производства. Темпы роста производства средств производства на частных русских предприятиях были в 2 раза выше темпов роста легкой и пищевой промышленности. По темпам роста промышленной продукции и по темпам роста производительности труда Россия вышла на первое место в мире.

С момента отмены крепостного права по 1913 год объем промышленного производства вырос в 10-12 раз.

В России к началу XX столетия складывался внутренний рынок. Таможенные доходы в этот период были связаны с ростом внешнеторгового оборота страны и существенно пополняли государственную казну.

После октябрьского переворота отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном оно было резко отрицательным. Так, в период военного коммунизма коммерческая деятельность была полностью запрещена.

После революции 1917 года в России начался процесс национализации. 25 октября 1917 года был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 года был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 года) национализировано более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий.

С началом гражданской войны экономическая обстановка в стране обострилась до предела. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность, вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе «военного коммунизма» не осталось места для предпринимателей.

С окончанием гражданской войны стала наглядной неэффективность принятой экономической модели. Восстановить разрушенное войной хозяйство без применения материальной заинтересованности, основываясь только на применении чрезвычайных мер, было невозможно. В марте 1921 года в России была введена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму.

Главной мерой НЭПа стала замена в деревне продразверстки продналогом. Теперь крестьяне сдавали государству уже не все излишки, а лишь строго определенную их часть. Они стали более заинтересованными в развитии своего хозяйства. Следующей важной мерой явилось введение свободной торговли. Однако широкому развитию торговли препятствовал дефицит промышленных товаров. Поэтому и в промышленном производстве, и в сфере обращения было разрешено частное предпринимательство. В мае 1921 года кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которым во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений.

Таким образом, в период НЭПа (1921-1928 годы) произошло некоторое оживление коммерческой деятельности в связи с развитием товарно-денежных отношений и хозяйственного расчета. В этот период активно возрождались биржи и ярмарки. С декабря 1921 года в Москве начала действовать Центральная товарная биржа, а в 1923 году насчитывалось уже около 70 бирж, которые охватывали 90% оптового товарооборота. Однако ведущую роль в оптовом товарообороте биржевой торговли играл не частный бизнес, а государственные структуры, на которые приходилось 80% биржевого оборота. Государство не только сохраняло преобладающие позиции в оптовой торговле, но и неуклонно вытесняло из оптового товарооборота частных предпринимателей.

Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией. На основе НЭПа к 1925 году удалось восстановить народное хозяйство страны, но в ее недрах складывалась командная система управления экономикой, больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе нэпманами, а в деревне – кулаками.

В июне 1926 года был введен сверх налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно. Сначала частник ушел из производства, а затем и из торговли. В результате массового создания колхозов кулачество было постепенно ликвидировано. Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным.

Регулирование внешней торговли в этот период достигалось таможенными пошлинами, системой лицензий, определенной политикой, проводимой в уставных смешанных обществах, правительственными постановлениями по торговле.

За пятилетие – с 1924 по 1928 год – было заключено 25 различных межгосударственных соглашений и торговых договоров. Внешнеторговые операции осуществлялись через созданные торговые органы двух типов.

К первому типу относились: Госторг (Государственная экспортно-импортная контора), действующая на коммерческих началах; Внешнеторг, на который, согласно Декрету СНК от 13 марта 1922 года, возлагалась организация специальных акционерных предприятий – русских, иностранных, комбинированных; семь объединений НКВТ по типу паевых обществ, из них Нефтеэкспорт, Металлторг, Западолес, Северолес, Льноторг имели право выхода на международный рынок.

Второй тип – смешанные общества с участием правительства и частных капиталов: Кожсырье, Деруметалл (экспорт металла) – русско-германское; Дерутра – русско-германское транспортное общество и др.

В период с 1928 года до второй половины 1960-х годов отношение к коммерции в стране было негативным. Считалось, что «коммерция», «коммерсант» – понятия, чуждые социализму, советской торговле.

Первой попыткой «открытия заслона» коммерческой и предпринимательской деятельности в развитии советского общества была экономическая реформа 1965 года. Она предусматривала ряд мер, способствующих развитию предпринимательской деятельности.

Среди таких мер – переход от распределения ресурсов к оптовой торговле ими, расширение практики договорных связей между предприятиями, образование на них фондов экономического стимулирования, сокращение директив предприятиям от центральных органов. Эти и другие меры, направленные на некоторую либерализацию условий хозяйствования, безусловно, способствовали определенной активизации предпринимательства в официальной экономике. Однако ее ограниченность и отсутствие предпосылок развития экономики на рыночных принципах хозяйствования привели к началу 1970-х годов к ее фактическому свертыванию. Но в экономической жизни был дан толчок развитию коммерческой и предпринимательской деятельности. Такое состояние экономической жизни страны продолжалось до начала 1990-х годов.

На характер и объем внешнеэкономических связей оказывали влияние два фактора: с одной стороны, расширение экономической интеграции в рамках СЭВ и с другой -дискриминационные меры по отношению к СССР. Все это оказывало влияние на соотношении торговых связей СССР с социалистическими и развивающимися странами, с одной стороны, и с капиталистическими, с другой.

Несмотря на «холодную войну» и в отдельных случаях отказ от торговых сделок, товарооборот СССР с развитыми капиталистическими странами возрастал. Тенденция роста товарооборота прослеживается по следующим данным. Если в 1950 году он составил 440 млн. рублей, в 1965 году – 2816 млн. рублей, то в 1980 году – 31 583 млн. рублей. Был заключен целый комплекс торговых и финансовых соглашений, обеспечивающих условия для развития торгово-экономических связей.

В этот период происходит повышение интереса к коммерческой деятельности, к организации коммерческих отношений.

Со второй половины 80-х годов признается роль коммерческой работы в условиях перехода к рыночным отношениям.

После долгих лет застоя, характеризующегося, прежде всего, экстенсивной экономикой, в 1985 году в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования. В 1986 году 55 министерств и ведомств, более 100 предприятий, объединений и организаций получили право самостоятельной торговли на внешнем рынке. Ряд постановлений 1986 года предусматривал создание совместных предприятий.

В 1987 году вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности, положивший начало формированию нового российского предпринимателя. В возрождении предпринимательства можно выделить два этапа. Первый – этап деятельности людей, которые взялись за новое дело. Перестройка задумывалась для обновления социализма, и рыночные отношения могли быть использованы лишь как мера выхода из кризиса и создания более цивилизованной экономической модели.

Второй этап возрождения предпринимательства начинается с 1992 года, когда в России активно начались рыночные преобразования.

Необходимым условием функционирования рыночного механизма явилось создание биржевых институтов.

Организационно возрождение бирж было частично подготовлено системой аукционной торговли производственными ресурсами, которая получила определенное развитие в 1988-1989 годах. Впервые в нашей стране свободные цены появились на аукционных торгах промышленной продукции, продаваемой по коммерческим ценам территориальными органами Госснаба СССР. Дальнейший кризис планового материально-технического снабжения привел к появлению натурального обмена. Поэтому в условиях экономической нестабильности первые проекты создания товарных бирж ориентировались на организацию бартерных обменов.

Развитию биржевой торговли способствовало и наличие сверхнормативных и неиспользуемых запасов, которые скопились к тому времени на складах предприятий. Предприятия заинтересовались биржевой торговлей как возможностью реализовать их по рыночным ценам.

Нельзя не учитывать и того, что советская экономика на протяжении многих десятилетий была экономикой дефицита, т.е. денежный спрос постоянно превышал товарное предложение как средств производства, так и предметов потребления. Избыток денежных доходов через финансово-кредитную систему превращался в накопление крупных финансовых ресурсов предприятий в форме неиспользуемых средств фондов развития производства, социального развития и др. Предприятия, получив свободу в использовании этих средств, искали возможность их приложения. Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных ресурсов. Тем более что биржи в большинстве своем создавались как акционерные общества, а преимущество акционера состоит в том, что его капитал, вложенный в акции, относится к ликвидному, т.е. свою акцию он может выгодно продать на той же бирже и по более высокой цене, в то время как покупал ее по номиналу, или передать другому лицу.

В нашей стране биржевой процесс начал возрождаться в 1990-1991 годы. Возникли крупные биржевые структуры – Московская товарная биржа, Международная универсальная биржа вторичных ресурсов, Всероссийская биржа недвижимости, Российская товарно-сырьевая биржа, биржа «Гермес», биржа наукоемких технологий, металлические, нефтяные, лесные, бумажная, продовольственная биржи. Сформировались региональные, областные, городские и районные биржевые комплексы. К началу 1992 года Россия оказалась по количеству бирж, приходящихся на душу населения, первой в мировой экономике. Общее количество зарегистрированных в СССР товарных бирж превышало общее количество товарных бирж во всем остальном мире. В одной Москве их было около двадцати.

Ситуация изменилась к весне 1992 года. Сократилось число биржевых сделок, уменьшилось количество товарных бирж. Биржа начала занимать именно то место, которое присуще ей во всех странах с развитой рыночной экономикой. Биржа перестает торговать спиртными и прохладительными напитками и все больше начинает специализироваться на оптовой торговле истинно биржевыми товарами. Происходит становление фьючерсного рынка, она постепенно отказывается от не свойственных ее природе сделок с наличным товаром. Создание единых биржевых пространств на основе заключаемых между биржами соглашений о совместных торгах явилось важным вкладом в рыночную экономику страны.

Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной биржи совершаются операции и товарные, и фондовые. Причем это было характерно как для бирж дооктябрьского периода, так и для советских бирж в условиях нэпа.

Количество бирж, аукционный принцип торговли, биржевой бартер, продажа единичных или мелкосерийных партий товаров и услуг – основные черты, присущие биржевой системе России.

Следует иметь в виду, что биржи создавались в условиях экономической нестабильности, спада производства. Поэтому любой вид коммерческой и особенно биржевой деятельности приобретал весьма рискованный характер.

Возрождение биржевой деятельности происходило в отсутствие соответствующей законодательной базы, т.е. отсутствовали какие-либо ограничения или запреты на организацию бирж, их функционирование, использование капиталов и т.д.

В 1992 году был принят Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле», предусматривающий контроль государственных органов за деятельностью бирж.

Одним из условий возрождения биржевой деятельности следует считать отсутствие как развитых форм товарного обращения, так и достаточность инфраструктуры рынка и коммерческой информации. Желающие вложить свободные денежные средства в ту или иную биржу или биржевую деятельность должны были идти методом проб и ошибок, ориентироваться на рекламу или советы друзей. Конкретные экономические и политические условия в нашей стране в начале 90-х годов привели к весьма своеобразному развитию бирж. Вместе с развитием рынка и становлением новых производственных отношений биржи прошли ряд этапов: возрождения, быстрого роста, спада биржевой активности, реорганизации бирж.

Был накоплен солидный опыт биржевой деятельности, подготовлены квалифицированные кадры, наработано государственное законодательство, развита теория биржевого дела.

В России частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, прежде всего в результате принятия 25 декабря 1990 года Закона
«О предприятиях и предпринимательской деятельности» и 24 октября того же года Закона РСФСР «О собственности в РСФСР». В них были предусмотрены развитие акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, малых предприятий, о демонополизации экономики и т.п.

До официального санкционирования частнопредпри-нимательской деятельности в 1990-1991 годов ее развитие было связано с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономической деятельностью советских предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств. В меньшей степени она обуславливалась развитием индивидуальной трудовой деятельности и арендной кампанией.

Переход к рынку и изменение основ законодательства Российской Федерации расширили возможности коммерции и предпринимательства в России. Во многом они были связаны с развитием малых и средних форм предпринимательства – предприятий различных организационно-правовых форм: кооперативы, частные, совместные предприятия, фермерские хозяйства, малые предприятия.

Основные этапы становления и развития коммерческой деятельности в России представлены на рисунке 4.

В России определение коммерческой деятельности за период, начиная с шестидесятых годов и до настоящего времени, претерпело существенные изменения применительно к разным экономическим условиям.

 

 

Рис. 4. Этапы становления и развития коммерческой деятельности в России

 

Ряд экономистов рассматривали вопросы организации коммерческой работы и давали ее определения применительно к условиям административно-командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики.

Некоторые экономисты определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов.

Однако представляется более правильным рассматривать коммерческую работу в соответствии с классическим определением – как деятельность, направленную на получение прибыли, т.к. доходы не отражают финансового состояния предприятия. Варианты определения коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка в разных экономических условиях приводятся в приложении 1.

При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию. Государственное регулирование хозяйственных взаимоотношений поставщиков и покупателей по поставкам товаров было введено с самого начала развития централизованной административной системы экономики. Однако формы и содержание нормативных документов регулирования поставок товаров были различны на отдельных этапах развития экономики.

До 1959 года в стране действовали многочисленные Основные условия поставки отдельных видов товаров. В 1959 году впервые было утверждено единое Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления.

Наряду с положениями действовали многочисленные Особые условия поставки, регулировавшие особенности поставок отдельных видов товаров. В 1969 и 1981 годах Положения о поставках были пересмотрены и скорректированы в сторону большей регламентации условий поставок от поставщиков к покупателям. Положения о поставках, а также Особые условия поставок существенно ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишали их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров поставки. В положениях господствовали нормы директивного характера, которые ограничивали выбор партнера, возможности сторон определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров.

Особые условия поставки также содержали множество норм, обязательных при заключении и исполнении договоров.

Ярмарочный комитет на оптовой ярмарке предлагал единый для всех ее участников текст договора. В результате сторонам оставалось мало возможности самим формировать условия договора. Договор в связи с этим утрачивал отведенную ему роль основного документа, определяющего права и обязанности сторон с учетом конкретных особенностей каждой поставки.

Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров по договору, устранения излишней регламентации, перехода от административно-командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения материальных ресурсов к свободной продаже товаров, повышения роли хозяйственного договора.

Утвержденные в 1988 году Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления сделали шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. В соответствии с этим стороны, заключающие договор, получили возможность, сообразуясь с конкретными условиями, самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент, сроки поставки, порядок доставки, качество товаров, во многих случаях цены и др. Однако по мере перехода к рыночной экономике эти положения утратили свое обязательное административно-регулирующее значение и стали играть роль консультативно-методического документа во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, централизованно регулирующих хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает место самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

В 1995 году в стране был введен в действие Гражданский кодекс Российской Федерации. В Гражданском кодексе излагаются общие положения договорного права, включающие понятия и условия договора, виды договоров в гражданских правоотношениях, порядок заключения договора, преддоговорные споры, изменение и расторжение договора и другие нормы договорного права.

В настоящее время хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договору поставки, обеспечение исполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются указанным выше Гражданским кодексом Российской Федерации, являющимся основным нормативно-правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.

Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного равноправия торговых партнеров по поставкам товаров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение договорных обязательств.

Новые условия хозяйствования, развитие и углубление товарно-денежных отношений, введение полного хозрасчета и самофинансирования способствовали развитию коммерческой инициативы, самостоятельности и предприимчивости торговых работников.

Существовавшие ранее административно-командные методы управления приводили к тому, что коммерческая работа в торговле подменялась в основном распределительными функциями. Предприятиям устанавливались многочисленные плановые задания, распределялись фонды. От работников нижестоящих торговых звеньев требовалось лишь неукоснительное выполнение того, что было определено директивами.

С развитием рыночных отношений коренным образом изменились принципы и методы коммерческой работы, формирования товарных ресурсов хозяйствующих субъектов рынка – от их централизованного распределения к свободной продаже.

Новые принципы формирования товарных ресурсов в условиях перехода к рыночным отношениям кардинально изменили характер и содержание коммерческой деятельности.

Был создан ряд условий для эффективного осуществления коммерческой деятельности в условиях рынка:

- лишение оптовых предприятий административно-контрольных функций при формировании хозяйственных связей с промышленными и розничными торговыми предприятиями;

- наделение промышленных и торговых предприятий свободой выбора каналов и форм товародвижения. В этих условиях участие оптовых предприятий в процессе товародвижения определяется его партнерами, исходя из экономической целесообразности и качества предлагаемых им услуг;

- изменение системы формирования прибыли от осуществления коммерческих операций.

Результаты коммерческой деятельности во многом определяются квалификацией и инициативностью коммерческих работников. Коммерческая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами рынка, которые функционируют в конкурентной среде и должны стремиться к повышению конкурентоспособности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия «коммерческая деятельность».

2. Охарактеризуйте сущность предпринимательства Великого Новгорода.

3. Как развивалось предпринимательство в Москве?

4. Назовите основные пути торгово-предпринимательской деятельности русских купцов XVII века.

5. Какое влияние оказал период преобразований Петра I на развитие коммерции в России?

6. Охарактеризуйте особенности развития коммерческой деятельности во время царствования Екатерины II.

7. Какие подразделялись российские предприниматели согласно полученной в 1785 году от Екатерины II жалованной грамоте?

8. Дайте определение понятия «именитый гражданин».

9. Как развивалось промышленное предпринимательство в XIII веке?

10. Охарактеризуйте развитие предпринимательства конца XIX начала XX веков.

11. Дайте характеристику основным тенденциям развития коммерческой деятельности в Советском государстве.

12. Укажите особенности развития коммерческой деятельности в связи с переходом к рыночным отношениям.




Содержание таможенного дела. Стратегические и тактически задачи таможенной службы

 

Таможенное дело является частью внутренней и внешней политики государства и связано с решением важных социально-экономических и внешнеполитических задач.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (рис. 5).

Однако любая дифференциация таможенного дела на те или иные элементы является условной, поэтому предлагаемые элементы необходимо рассматривать через призму их единства и тесной взаимосвязи. Различные по характеру, все они в своей совокупности используются для достижения экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

 

 

Рис. 5. Понятие, элементы и цели таможенного дела

 

Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение, других платежей, взимание которых возложено на таможенные органы РФ.

Регулятивные цели таможенной деятельности достигаются посредством установления ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, квотирования экспорта и импорта, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров. Регулятивная таможенная деятельность осуществляется исходя из экономической политики, выполнения международных обязательств России, интересов защиты внутреннего потребительского рынка. Установление любых протекционистских мер производится таможенными органами при условии соблюдения требований, предусмотренных законодательством и международными договорами.

Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений, окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в применении мер пресечения незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.

На достижение правоохранительных целей направлена деятельность всей системы таможенных органов, на которые возложены функции таможенного контроля, борьбы с контрабандой и другими нарушениями таможенных правил, оперативно-розыскной деятельности, производства и рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, а также применения мер административной ответственности.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела. Федеральная таможенная служба России в пределах своей компетенции обеспечивает единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Россия участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства РФ с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

Территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе искусственные острова, установки и сооружения, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также пределы вышеуказанных искусственных островов сооружений, особых экономических зон, являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации.

Руководство таможенным делом осуществляется в соответствии с нормативными документами. К основным документам, регулирующим таможенное дело в России относятся Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс Российской Федерации.

Закон «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа, представляющего собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка, а также порядок обложения товаров пошлинами при перемещении через таможенную границу.

Таможенный кодекс Российской Федерации определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности страны, обеспечение прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Исторически таможенная политика является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Её сущность выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны (рис 6).

В целом таможенная политика – это разработанная государством система мероприятий, направленных на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также наполнения государственного бюджета.

Рис. 6. Таможенная политика России

 

Целями таможенной политики являются обеспечение эффективного таможенного контроля и регулирование товарообмена на таможенной территории, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, проведение структурной перестройки и решение важных задач экономической политики страны.

Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

- единство таможенной территории Российской Федерации;

- взаимность в отношении другого государства (группы государств);

- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

- обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Под экономической безопасностью понимается такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития страны, независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. С этой точки зрения различаются два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли (рис. 7).

 

Рис. 7. Основные виды таможенной политики

 

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующих развитию национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны иностранных товаров, ограничение или полное запрещение ввоза определенных товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей и т.д.

Политика свободной торговли (фритредерство от англ. free trade – свободная торговля) направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

С целью проведения активной таможенной политики, содействующей повышению эффективности и расширению внешнеэкономических связей, государство разрабатывает новые ее инструменты (например, лицензирование, квотирование) и адаптирует старые средства (например, тарифное регулирование) к новым условиям.

Основными направлениями таможенной политики России являются:

- совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;

- совершенствование таможенного дела с учетом перспектив вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;

- применение мер защиты российского рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, от импорта недоброкачественных и опасных товаров;

- содействие привлечению иностранных капиталовложений;

- совершенствование валютного контроля;

- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.

В Российской Федерации цели таможенной политики определяются Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами в сфере таможенного дела. Федеральная таможенная служба России участвует в формировании и реализации таможенной политики.

Таможенная система подразумевает государственные и иные структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики, а также практические формы и их деятельность. Для осуществления комплекса таможенных мероприятий создаются специальные таможенные органы, которые относятся к числу правоохранительных. Под системой таможенных органов понимают исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики.

Таможенное дело является монополией государства. Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики и ее осуществление.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы представляют федеральную централизованную систему, которая включает:

1) Федеральную таможенную службу России;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются Правительством Российской Федерации, а таможенных постов – Федеральной таможенной службой России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяются Федеральной таможенной службой России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Федеральная таможенная служба России по согласованию с федеральным министерством вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых Федеральной таможенной службой России. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов (рис. 8).

 

 

Рис. 8. Система таможенных органов России

Таким образом, современное развитие России, политические процессы, состояние экономики, взаимоотношения с иностранными государствами во многом определяют и обусловливают направление таможенной политики государства и совершенствование таможенного дела не только как механизмов регулирования внешней торговли и экономики в целом, но и как важнейших составляющих внешней и внутренней политики России.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что представляет собой таможенная территория?

2. Дайте определение понятия «таможенная граница».

3. Перечислите и охарактеризуйте основные виды таможенной политики.

4. На достижение каких целей государства направлено таможенное дело?

5. Что представляет собой таможня и выполнение каких функций на нее возложено?

6. Что понимается под учебным предметом «История таможенного дела и таможенной политики России?

7. Дайте понятие таможенного дела.

8. Изложите сущность таможенной политики и ее взаимосвязи с таможенным делом.

9. Охарактеризуйте основные принципы внешнеторговой деятельности.

10. Что представляет собой система таможенных органов?

11. Перечислите основные функции, выполняемые таможенными органами России?

12. Что такое фритредерство?

 

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.