Основания и виды судебного представительства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основания и виды судебного представительства по своей природе берут начало из представительства в гражданском праве, об основаниях и видах которого ранее во второй главе настоящей дипломной работы уже говорилось. Как и в гражданском обороте, представительство в гражданских процессуальных отношениях основывается на двух видах представительства, каждое из которых определяет несколько оснований для представительства в суде.

В зависимости от оснований классификации можно выделить различные вида судебного представительства. Так, в одном случае, представительство может возникнуть исключительно по волеизъявлению заинтересованного лица, а в другом – волеизъявление не требуется. Профессор В.М. Шерстюк, наряду с другими учеными-процессуалистами, выделяет главный критерий, разграничивающий два следующих вида судебного представительства: «В зависимости от юридической значимости волеизъявления представляемых лиц для возникновения судебного представительства можно выделить:

а) добровольное представительство, которое может возникнуть только при наличии на это волеизъявления представляемого лица;

б) обязательное представительство, для возникновения которого не требуется согласия представляемого лица» [63].

Добровольное представительство (иначе именуемое – по поручению) регулируется ст. 58 ГПК РК. Обязательное представительство (иначе - законное) регулируется ст. 62 (Законные представители) и 325 ГПК РК (участие представителя-адвоката в делах особого производства об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным).

Отношения по представительству в суде могут возникать из различных юридических фактов, наличие которых закон признает как основания для представительства. Судебное представительство может основываться на договоре поручения, трудовом договоре, административном акте, судебном акте, факте родства, членства в общественном объединении и т.д. Профессор З.Х. Баймолдина также справедливо отмечает ряд случаев, при которых отношения по представительству в суде могут возникать на основе не только одного юридического факта, как, например, исключительно факт родства, а также в результате совокупности юридических фактов, именуемых юридическим составом, как, например, заключение договора поручения с адвокатом и выдача адвокатской конторой соответствующего ордера для ведения конкретного дела [61, с. 201].

Судебное представительство по поручению, в зависимости от оснований, породивших процессуальные отношения между представителем и поверенным, содержит следующую классификацию представительства:

1) Договорное представительство – основание представительства (в гражданском процессуальном праве), возникающее на основании заключения договора поручения (пп. 1, 5 и 6 ч. 1 ст. 58 ГПК РК). Посредством заключения договора поручения судебное представительство осуществляют адвокат (при ведении конкретного дела), один из соучастников, по поручению других соучастников, а также любое другое лицо, имеющее высшее юридическое образование, допущенное судом по просьбе лиц, участвующих в деле. Профессор З.Х. Баймолдина в качестве еще одного основания в договорном представительстве относит трудовой договор (пп. 2 ч. 1 ст. 58 ГПК РК): «На основании трудового договора поручается ведение дела любому постоянному работнику юридического лица». В то же время, следует отметить, что для возникновения права на осуществление представительства от имени юридического лица у работника, необходимо не только наличие трудового договора, но и надлежаще оформленной доверенности, как следует из ч. 4 ст. 61 ГПК РК: «Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем или иным уполномоченным на это лицом соответствующего юридического лица».

2) Общественное представительство – представительство, возникающее на основании членства лица в том или ином общественном объединении и (или) профессиональном союзе (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 58 ГПК РК).

3) Уставное представительство – разновидность формы осуществления представительства от имени юридического лица лицом, чьи полномочия для представительства предоставляются законом, иными нормативными правовыми актами и (или) учредительными документами (ч. 2 ст. 57 ГПК РК). Органы юридического лица (например, первый руководитель, директор, председатель правления и др.), представляющие его интересы в суде, признаются уставными представителями, так как, они действуют на основании закона, устава, положения и т.п. Так, в качестве примера представительства от имени юридического лица на основании закона может служить представление руководителем фонда (некоммерческой организации) интересов фонда в суде на основании прямого предписания закона, а именно - п. 4 ст. 12 Закона РК «О некоммерческих организациях» установлено: «Руководитель фонда имеет право представлять фонд в суде, государственных органах, а также в организациях без доверенности» [64].

Законное представительство в гражданском процессе призвано обеспечивать защиту прав, свобод и законных интересов социально-уязвимых участников процессуальных отношений, которые, в силу определенных причин (частичная (ограниченная) дееспособность, отсутствие полной дееспособности в силу малолетства и (или) по решению суда и др.), не способны самостоятельно осуществлять свои гражданские процессуальные права и обязанности. Частью 3 ст. 45 ГПК РК установлено: «Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищаются в суде их законными представителями, прокурором». Относительно правового положения прокурора при защите интересов таких лиц следует отметить, что он имеет специальный статус - «процессуальный истец», поскольку, с одной стороны, в соответствии со ст. 54 ГПК РК: «Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с иском, заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов:

1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

2) неограниченного круга лиц;

3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан»,

С другой стороны, если вспомнить содержание ч. 1 ст. 59 ГПК РК, то для прокуроров предусмотрен прямой запрет на представительство в суде. Таким образом, выступая в суде от имени и в интересах определенной социально-уязвимой категории лиц, прокуроры выполняют свои должностные функции в силу специфики занимаемой государственной должности, следовательно, прокуроры нельзя относить к категории судебных представителей.

Законное представительство возникает на основании факта родства, административного акта (например, акта органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя при установлении опеки или попечительства ст. 121 КоБС РК), судебного акта – решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 88 КоБС РК) и определения суда о назначении официального адвоката-представителя (ч. 1 ст. 325 ГПК РК), а также на основании договора (например, договор о передаче ребенка на патронатное воспитание, заключаемый между лицом, выразившим желание взять ребенка на воспитание, и органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству (п. 2 ст. 133 КоБС РК)).

На основании факта родства и решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, родители и усыновители (удочерители) приобретают статус и полномочия законных представителей своих детей (усыновленных) и осуществляют представительство от их имени и в их интересах в суде до тех пор, пока дети не достигнут восемнадцати летнего возраста и (или) не наступят иные обстоятельства, досрочно освобождающие их от обязанностей законных представителей (например, эмансипация несовершеннолетнего и иные основания, предусмотренные ч. 4 и 5 ст. 45 ГПК РК). При представительстве от имени несовершеннолетних, дети выступают в качестве стороны (заявителя) и (или) третьего лица, при этом родители (усыновители) занимают позицию представителей в суде.

Однако, в силу императивного предписания семейно-брачного законодательства, предусмотрены случаи, когда родители не вправе представлять интересы своих детей: «Родители не вправе представлять интересы своего ребенка, если органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, установлено, что между интересами родителей и ребенка имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и ребенком орган, осуществляющий функции по опеке или попечительству, обязан назначить представителя для защиты прав и интересов ребенка. Родители не вправе представлять интересы ребенка в случае, если они лишены либо ограничены в родительских правах в отношении него» (п. 2 ст. 71 КоБС РК).

Относительно осуществления полномочий законных представителей опекунами и попечителями при представлении и защите в суде интересов детей, находящихся под опекой или попечительством, лиц, ограниченных в дееспособности и лишенных дееспособности, - действуют аналогичные положения, ранее изложенные во второй главе настоящей дипломной работы.

Среди дел особого производства в гражданском процессе хотелось бы выделить законное представительство, возникающее по делам об ограничении дееспособности и признании гражданина недееспособным. Так, ч. 1 ст. 325 ГПК РК гласит: «При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает официального представителя-адвоката для представления и защиты им интересов гражданина в процессе по возбужденному делу. Официальный представитель-адвокат обладает полномочиями законного представителя…».

Также следует отметить, что закон допускает привлечение законными представителями к делу другого судебного представителя, например, адвоката, способного действовать уже совместно с ними, а также самостоятельно, в целях оказания представляемому лицу квалифицированной юридической помощи при защите его интересов в рамках уже добровольного представительства.

На сегодняшний день львиная доля осуществления деятельности по судебному представительству принадлежит квалифицированным юристам (без учета адвокатов). К сожалению, в настоящее время отсутствует комплексное правовое регулирование осуществления данной деятельности лицами, имеющими высшее юридическое образование. Деятельность данной категории судебных представителей регулируется, преимущественно: нормами гражданского законодательства (в части положений о договоре поручения и доверенности), нормами гражданского процессуального законодательства (в части главой 6 ГПК РК) и конкретными условиями договоров, заключаемых с доверителями. Профессиональное сообщество юристов развивается разрозненно и бессистемно, что, несомненно, отражается на качестве оказания данной формы юридической помощи.

Разработанные Министерством юстиции Республики Казахстан Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О юридической помощи» от 22 августа 2017 г. и План мероприятий по модернизации и укреплению системы адвокатуры и совершенствованию сферы оказания юридических услуг населению, - предполагают существенное изменение некоторых норм действующего законодательства и, таким образом, усовершенствование деятельности по оказанию юридической помощи, в том числе судебного представительства, а также принятие специального законодательного акта, регулирующего такую деятельность.

В отношении судебного представительства данная концепция содержит следующие нововведения:

1) Функционирование в сфере судебного представительства двух самостоятельных параллельных институтов: адвокатуры и палат юридических консультантов.

2) Отказ от идеи «адвокатской монополии» и введение «профессиональной монополии», в результате чего представителями в суде смогут быть только адвокаты и юридические консультанты.

3) Принятие Закона «О юридической помощи» в целях комплексного регламентирования юридической помощи, который будет регулировать общественные отношения, возникающие при оказании юридической помощи между участниками юридической помощи. Согласно пп. 4 ст. 1 проекта Закона РК «О юридической помощи», участниками юридической помощи будут являться: субъекты оказания юридической помощи, клиенты, государственные органы, должностные лица государственных органов, иные лица, задействованные в оказании юридической помощи [65].

В целях повышения качества предоставляемой юридической помощи Основным законопроектом предполагается предусмотреть требование по обязательному членству в саморегулируемых организациях юридических консультантов (палаты юридических консультантов) для лиц, осуществляющих представительство по поручению в суде. В этой связи предлагается в пп. 6) ч. 1 ст. 58 ГПК РК предусмотреть требование по наличию членства палаты юридических консультантов. При этом условия осуществления представительства в суде в отношении иных субъектов, перечисленных в пп. 1) – 5) ч. 1 ст. 58 ГПК РК не изменяются [66].

Из возможного принятия вышеуказанных нововведений, очевидно, что, в части представительства в гражданском судопроизводстве, будет исключена обязанность юридических представителей (из категории пп. 6 ч. 1 ст. 58 ГПК РК) предъявлять суду заверенные копии дипломов о высшем юридическом образовании. В то же время, будет необходимо членство в палате юридических консультантов и предъявление соответствующих документов, подтверждающих такое членство.

На данный момент, на наш взгляд, невозможно односложно утверждать, что подобное нововведение повлечет за собой исключительно положительный результат, без негативных последствий.

С одной стороны, при членстве судебных представителей в палате юридических консультантов, на последнюю возлагается осуществление множества функций, которые повышают профессиональную эффективность юридических консультантов (судебных представителей), во многом способствуют их всестороннему развитию, повышению квалификации и, в целом улучшают качество оказания ими юридической помощи. Например, согласно ст. 75 проекта Закона РК «О юридической помощи»: «К функциям палаты юридических консультантов относятся:

- повышение профессионального уровня юридических консультантов;

- организация информационного и методического обеспечения своих членов;

- содействие организации прохождения профессиональной практики выпускников организаций послесреднего, высшего юридического образования…».

Для клиентов (клиент – физическое или юридическое лицо (представитель), обратившееся за получением юридической помощи к субъекту оказания юридической помощи (пп. 5 ст. 1 того же проекта Закона)), при обращении к юридическим консультантам, абсолютным плюсом будет выступать обязательное страхование юридическим консультантом своей профессиональной ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда клиенту в результате оказания юридической помощи (ст. 72 того же проекта Закона). Такое страхование будет являться некой формой гарантии высокого качества и полноты оказания юридической помощи со стороны юридического консультанта клиенту.

Не менее важный акцент стоит сделать на способности привлечения юридических консультантов к ответственности в случаях нарушения ими требований законодательства Республики Казахстан о юридической помощи, правил и стандартов палаты юридических консультантов, Кодекса профессиональной этики. Исходя из содержания ст. 93 того же проекта Закона, в палатах юридических консультантов будет функционировать специальный орган, - дисциплинарная комиссия, рассматривающая жалобы и обращения на членов палаты и привлекающая их к дисциплинарной ответственности.

Однако, с другой стороны, по нашему мнению, принятие данного закона может повлечь ряд и негативных последствий.

Например, если ранее, любое лицо, имеющее высшее юридическое образование, было вправе осуществлять представительство в суде, то теперь же, после непосредственного получения юридического образования, он будет не вправе сразу заниматься представительством. Как следует из п. 1 ст. 78 того же проекта Закона: «Членом палаты юридических консультантов может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет, а также сдавшее квалификационный экзамен». В связи с требованием стажа работы по юридической специальности не менее двух лет, фактически лицо не сможет легально заниматься представительством, поскольку еще не может стать членом палаты, по причине недостатка юридического стажа работы. Данные императивные требования к кандидату в члены палаты способны значительно снизить количество судебных представителей в лице юристов.

Наряду с вышесказанным нельзя не указать на обязанность каждого члена палаты ежегодно нести расходы по уплате членских взносов (ст. 79 того же проекта Закона). Иными словами, если ранее юрист оказывал юридическую помощь самостоятельно и нес определенные расходы в рамках конкретного дела, то в данном случае, он будет вынужден периодически нести расходы по уплате таких взносов, размеры которых вполне могут быть довольно колоссальными, поскольку их устанавливает палата (пп. 3 ст. 75 того же проекта Закона).

Осуществление контроля за деятельностью членов палаты со стороны палаты в части соблюдения ими требований законодательства Республики Казахстан о юридической помощи, стандартов оказания юридической помощи, кодекса профессиональной этики (пп. 13 ст. 75 того же проекта Закона), - может характеризоваться, как с положительной, так и с отрицательной сторон. Отрицательной стороной в данном случае может выступать злоупотребление палатой своим правом на осуществление контроля, которое может вполне быть угрозой для самостоятельного и нормального оказания юридической помощи.

Таким образом, подводя итог, можно предположить, что вышеуказанные вероятные грядущие перемены законодательства в одной части своей - восполнят некоторые пробелы в регулировании деятельности судебных представителей и оптимизируют ее, с другой же – образуют новый блок казусов, коллизий и проблем.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.