Анализ факторов формирования прибыли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель анализа прибыли – обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост финансовых результатов. Финансовые результаты деятельности предприятия за отчетный период характеризуются системой взаимосвязанных отчетных показателей. К ним относятся: валовая прибыль (убыток), прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (нераспреде­ленная прибыль (убыток) отчетного периода). В дальнейшем для краткости слово «убыток» в некоторых случаях буде опускаться. Все перечисленные показатели содержатся в отчете о финансовых результатах.

Порядок расчета показателей прибыли представлен в таблице 12.

Для анализа факторов формирования прибыли используются факторные модели, содержащие показатели доходов и расходов предприятия.

 

Факторная модель валовой прибыли имеет следующий вид:

,                                                                             (50)

где  – выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей),  – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль от продаж – наиболее важный фактор формирования чистой прибыли предприятия. При нормальных условиях осуществления основных видов деятельности прибыль от продаж имеет, как правило, наибольший удельный вес в составе чистой прибыли. Он даже может составлять более 100%, что буде компенсировано отрицательным удельным весом какого-либо другого фактора или нескольких факторов. Факторная модель показателя прибыли от продаж имеет следующий вид:

,                                                                  (51)

где  – прибыль от продаж,  – валовая прибыль,  – коммерческие расходы,  – управленческие расходы.

Если заменить валовую прибыль на исходные показатели (выручки и себестоимости), то получиться четырехфакторная модель:

.                                                          (52)

Прибыль до налогообложения формируется за счет прибыли от продаж, полученной в результате основной деятельности предприятия и разницы прочих доходов и расходов.

Чистая прибыль – важнейший финансовый показатель результативности деятельности предприятия. Чистая прибыль – источник роста благосостояния собственников и активов предприятия.

Расширенная факторная модель чистой прибыли имеет следующий вид:

,                   (53)

где  - прочие доходы (стр. 2310 + 2320 + 2340 формы № 0710002),  - прочие расходы (стр. 2330 + 2350 формы № 0710002), - расходы, связанные с налогообложением, учитывающие текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства (стр. 2410 + 2430 – 2450 формы № 0710002).

Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Показатели рентабельности продаж показывают эффективность продаж предприятия в отчетном периоде с точки зрения получения прибыли.

Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

,                                                                                   (54)

где  - прибыль, руб., N - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. Рост или снижение рентабельности продаж отражают соответственно увеличение или уменьшение эффективности продаж предприятия. Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.

В таблице 12 представлен вертикальный и горизонтальный анализ отчета о финансовых результатах.


Показатель

Условное обозначение

Значение, тыс. руб.

 

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Индекс показателя, %

Удельный вес показателя в выручке, %

Изменение удельного веса показателя в выручке, %

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.
Выручка от продаж (стр. 2110 ) 3500 4500 1000 128,57 100,00 100,00 -
Себестоимость проданных товаров (стр. 2120 ) 2700 3600 900 133,33 77,14 80,00 2,86
Валовая прибыль (стр. 2100) 800 900 100 112,50 22,86 20,00 -2,86
Коммерческие расходы (стр. 2210) 126 157 31 124,60 3,60 3,49 -0,11
Управленческие расходы (стр. 2220) 309 318 9 102,91 8,83 7,07 -1,76
Прибыль от продаж (стр. 2200) 365 425 60 116,44 10,43 9,44 -0,98
Прочие доходы (стр. 2310, 2320, 2340) 47 72 25 153,19 1,34 1,60 0,26
Прочие расходы (стр. 2330, 2350) 27 37 10 137,04 0,77 0,82 0,05
Прибыль до налогообложения (стр. 2300) 385 460 75 119,48 11,00 10,22 -0,78
Расходы, связанные с налогообложением (стр. 2410, 2430, 2450) 185 130 -55 70,27 5,29 2,89 -2,40
Чистая прибыль (стр. 2400) 200 330 130 165,00 5,71 7,33 1,62

Таблица 12

Анализ факторов формирования прибыли


В таблицу 12 заносятся положительные значения показателей доходов и расходов за 2012 и 2013 г. Для определения факторов формирования прибыли, т.е. вклада показателей доходов и расходов в формирование показателей прибыли определяется удельный вес показателей в выручке. При этом при определении доли прибыли в выручке рассчитывается рентабельность продаж.

Для оценки динамики доходов и расходов предприятия рассчитывается абсолютное изменение показателей и индекс изменения как отношение значения отчетного периода к значению прошлого периода.

По результатам анализа необходимо сделать вывод о том, насколько увеличилась или уменьшилась прибыль в абсолютных и относительных показателях за отчетный период и какие факторы оказали наибольшие влияние на формирование прибыли и ее изменение.

В нашем примере за отчетный период суммарная величина доходов организации составила 4 млн. 572 тыс. руб., что на 1 млн. 25 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде. Преобладающим источником доходов предприятия является выручка от продаж, которая составляет 4 млн. 500 тыс. руб., удельный вес прочих доходов в выручке составляет незначительную величину – 1,6%.

Совокупные расходы предприятия в отчетном периоде увеличились на 895 тыс. руб. и составили 4млн. 242 тыс. руб. Рассматривая состав расходов предприятия, следует отметить, что структура расходов не изменилась. Анализ динамики расходов показал, что все статьи за исключением расходов по налогообложению увеличились в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Причиной сокращения данного вида расходов являются внешние факторы, например, связанные с государственной политикой в области налогообложения.

Рост остальных статей расходов не является обоснованным, так как опережает рост доходов предприятия. Так, себестоимость проданных товаров увеличилась на 33,33%, в сравнении темпы роста выручки составили 28,57 %, что свидетельствует о снижении эффективности использовании производственных ресурсов предприятия и их перерасходе в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. В результате валовая прибыль предприятия увеличилась лишь на 12,5% и составила 900 тыс. руб. Доля валовой прибыли в выручке сократилась с 22,86 до 20%, что означает снижение рентабельности продаж по валовой прибыли на 2,86%.

Коммерческие расходы увеличились на 31 тыс. руб. или на 24,6%, управленческие - на 9тыс. руб. или на  2,91%, они составляют не большой удельный вес в выручки предприятия – 3,49% и 7,07% соответственно. Эти расходы росли медленнее выручки, в результат динамика прибыли от продаж составила 16,44%, что больше динамики валовой прибыли, но меньше динамики выручки. В абсолютных величинах прибыль от продаж в отчетном периоде составила 425 тыс. руб. Следовательно, рентабельность продаж по прибыли от продаж сократилась с 10,43 до 9,44%, таким образом, перерасход себестоимости был частично компенсирован экономией коммерческих и управленческих расходов.

 Прочие доходы и расходы предприятия возросли и составили 72 тыс. руб. и 37 тыс. руб. соответственно. Темпы роста доходов 153% выше темпов роста расходов 137%, в результате прибыль до налогообложения увеличилась на 19,48% и составила 460 тыс. руб. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения сократилась с 11 до 10,22%, так как прибыль растет медленнее выручки, несмотря на экономию прочих расходов.

Чистая прибыль предприятия увеличилась на 65% в отчетном периоде по сравнению с предыдущим и составила 330 тыс. руб., что обусловлено снижением расходов связанных с налогообложением на 55 тыс. руб. В результате чистая прибыль выросла опережающими темпами по сравнению с выручкой и рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась 5,71 до 7,33%. Следовательно, эффективность деятельности предприятия повысилась за счет сокращения расходов по налогообложению. Эффективность основной производственной деятельности предприятия снизилась, так как себестоимость выросла более быстрыми темпами, чем выручка что обусловило снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж. Качество прибыли предприятия низкое, так как она получена при неэффективном использовании ресурсов.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 280.