Характеристика Международных Стандартов серии ИСО 9000
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

      Из 23 опубликованных Международных Стандартов ИСО на системы менеджмента качества наиболее популярными являются  следующие стандарты:

I. Международный Стандарт ISO 9000:2005 «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary» (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь). Действие этого Стандарта заканчивается 15 сентября 2018 г.

 

В Российской Федерации с 01.01.2013 г. действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», который идентичен Международному Cтандарту ISO 9000:2005.

II. Международный Стандарт ISO 9001:2008 «Quality management systems. Requirements» (ISO 9001:2008 Cистема менеджмента качества. Требование.). Действие этого Стандарта заканчивается 15 сентября 2018 г.

В Российской Федерации с 01.01.2013 г. действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования.», который идентичен Международному Cтандарту ISO 9001:2008. 

III. Международный Стандарт ISO 9004:2009 «Managing for the sustained success of an organization. A quality management approach» (ISO 9004:2009 Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества). Стандарт опубликован 2009-11-01. В настоящее время стандарт  находится на стадии пересмотра.

 

В Российской Федерации с 01. 06. 2011 г. действует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.», который идентичен  Международному Cтандарту ISO 9004:2009. 

Международные Стандарты серии ИСО 9000 предназначены для использования любой организацией, вне зависимости от ее размера, формы собственности и сферы деятельности.

Впервые Международный Стандарт менеджмента качества серии ИСО 9001 опубликован в 1987 году и с тех пор были опубликованы пять пересмотренных версий этого Стандарта.

ü В первых двух версиях Стандарта ИСО 9001, опубликованных в 1987 и 1994 годах, основное внимание было сфокусировано на требованиях к документации и записям.

ü В третьей и четвертой версиях Стандарта ИСО 9001, опубликованных в 2000 и 2008 годах, основное внимание было состредоточено на процессном подходе к менедждменту качества и постоянном улучшении деятельности организации.

ü Пятая версия Стандарта ИСО 9001 была опубликована 15 сентября 2015 года.

Международный Стандарт ИСО 9000:2005    устанавливает:

1. Основные концептуальные положения системы менеджмента качества, которые используются во всех стандартах серии ISO 9000.

2. Терминологию для системы менеджмента качества, обязательную к применению всеми, кто использует стандарты на системы менеджмента качества, причем в четком соответствии со смысловым значением соответствующих терминов.

Настоящий стандарт может использоваться:

1) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;

2) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;

3) пользователями продукции;

4) всеми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);

5) внутренними или внешними сторонами по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации);

6) внутренними или внешними сторонами по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;

7) разработчиками соответствующих стандартов.

Международный Стандарт ИСО 9001:2008 является одним из самых известных стандартов ИСО, на который получено более 1,1 млн сертификатов по всему миру.

Стандарт ИСО 9001:2008 устанавливает принципы менеджмента качества и содержит требования, позволяющие оптимизировать процессы производства продукции и продемонстрировать потребителям способность организации производить качественную продукцию  на постоянной основе. Особое внимание в Стандарте ИСО 9001:2008 уделяется следующим принципам:

ü удовлетворенности потребителя (принцип 1);

ü мотивации персонала (принцип 3);

ü вовлеченности высшего руководства (принцип2);

ü процессному подходу (принцип 4)

ü постоянному улучшению (принцип 6).

Настоящий стандарт основан на применении процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Международный Стандарт ИСО 9001:2008 является единственным стандартом из серии стандартов ИСО 9000, который устанавливает требования к проведению сертификации, как одной из форм оценки соответствия.

Международный Стандарт ИСО 9004:2009, содержит руководство и инструментарий для организаций по повышению эффективности и работоспособности систем менеджмента качества в сложной и постоянно изменяющейся бизнес – среде. Стандарт ИСО 9004:2009 не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей. В настоящем стандарте менеджмент качества рассматривается более широко, чем в стандарте ИСО 9001:2008.

Стандарт ИСО 9004:2009 дает методические указания организациям, высшее руководство которых хочет пойти дальше требований стандарта ИСО 9001:2008, путем изучения  потребностей всех заинтересованных сторон и приобретения возможностей их удовлетворения посредством систематического и постоянного повышения эффективности деятельности организации на долговременной основе и сбалансированным образом.

 

Для достижения устойчивого успеха организации, помимо эффективного менеджмента, необходимо осознание организацией среды своего существования и должное применение инноваций в своей  деятельности.

На рисунке 1 приведена развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, с включением элементов стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2009.

Международный Стандарт ИСО 9004:2009 обеспечивает согласованность со стандартом ИСО 9001:2008 и совместимость с другими стандартами на системы менеджмента. Эти два Стандарта ИСО дополняют друг друга при их совместном использовании, притом, что каждый из них может применяться отдельно.

Условные обозначения:

- поток информации;

- деятельность, добавляющая ценность

Рисунок 1. Развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.