Из 23 опубликованных Международных Стандартов ИСО на системы менеджмента качества наиболее популярными являются следующие стандарты:
I. Международный Стандарт ISO 9000:2005 «Quality management systems. Fundamentals and vocabulary» (Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь). Действие этого Стандарта заканчивается 15 сентября 2018 г.
В Российской Федерации с 01.01.2013 г. действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», который идентичен Международному Cтандарту ISO 9000:2005.
II. Международный Стандарт ISO 9001:2008 «Quality management systems. Requirements» (ISO 9001:2008 Cистема менеджмента качества. Требование.). Действие этого Стандарта заканчивается 15 сентября 2018 г.
В Российской Федерации с 01.01.2013 г. действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования.», который идентичен Международному Cтандарту ISO 9001:2008.
III. Международный Стандарт ISO 9004:2009 «Managing for the sustained success of an organization. A quality management approach» (ISO 9004:2009 Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества). Стандарт опубликован 2009-11-01. В настоящее время стандарт находится на стадии пересмотра.
В Российской Федерации с 01. 06. 2011 г. действует национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.», который идентичен Международному Cтандарту ISO 9004:2009.
Международные Стандарты серии ИСО 9000 предназначены для использования любой организацией, вне зависимости от ее размера, формы собственности и сферы деятельности.
Впервые Международный Стандарт менеджмента качества серии ИСО 9001 опубликован в 1987 году и с тех пор были опубликованы пять пересмотренных версий этого Стандарта.
ü В первых двух версиях Стандарта ИСО 9001, опубликованных в 1987 и 1994 годах, основное внимание было сфокусировано на требованиях к документации и записям.
ü В третьей и четвертой версиях Стандарта ИСО 9001, опубликованных в 2000 и 2008 годах, основное внимание было состредоточено на процессном подходе к менедждменту качества и постоянном улучшении деятельности организации.
ü Пятая версия Стандарта ИСО 9001 была опубликована 15 сентября 2015 года.
Международный Стандарт ИСО 9000:2005 устанавливает:
1. Основные концептуальные положения системы менеджмента качества, которые используются во всех стандартах серии ISO 9000.
2. Терминологию для системы менеджмента качества, обязательную к применению всеми, кто использует стандарты на системы менеджмента качества, причем в четком соответствии со смысловым значением соответствующих терминов.
Настоящий стандарт может использоваться:
1) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
2) организациями, которые хотят быть уверенными в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
3) пользователями продукции;
4) всеми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
5) внутренними или внешними сторонами по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001 (например, аудиторы, регламентирующие органы, органы по сертификации);
6) внутренними или внешними сторонами по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества для данной организации;
7) разработчиками соответствующих стандартов.
Международный Стандарт ИСО 9001:2008 является одним из самых известных стандартов ИСО, на который получено более 1,1 млн сертификатов по всему миру.
Стандарт ИСО 9001:2008 устанавливает принципы менеджмента качества и содержит требования, позволяющие оптимизировать процессы производства продукции и продемонстрировать потребителям способность организации производить качественную продукцию на постоянной основе. Особое внимание в Стандарте ИСО 9001:2008 уделяется следующим принципам:
ü удовлетворенности потребителя (принцип 1);
ü мотивации персонала (принцип 3);
ü вовлеченности высшего руководства (принцип2);
ü процессному подходу (принцип 4)
ü постоянному улучшению (принцип 6).
Настоящий стандарт основан на применении процессного подхода при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Международный Стандарт ИСО 9001:2008 является единственным стандартом из серии стандартов ИСО 9000, который устанавливает требования к проведению сертификации, как одной из форм оценки соответствия.
Международный Стандарт ИСО 9004:2009, содержит руководство и инструментарий для организаций по повышению эффективности и работоспособности систем менеджмента качества в сложной и постоянно изменяющейся бизнес – среде. Стандарт ИСО 9004:2009 не предназначен для сертификации, регулятивных или договорных целей. В настоящем стандарте менеджмент качества рассматривается более широко, чем в стандарте ИСО 9001:2008.
Стандарт ИСО 9004:2009 дает методические указания организациям, высшее руководство которых хочет пойти дальше требований стандарта ИСО 9001:2008, путем изучения потребностей всех заинтересованных сторон и приобретения возможностей их удовлетворения посредством систематического и постоянного повышения эффективности деятельности организации на долговременной основе и сбалансированным образом.
Для достижения устойчивого успеха организации, помимо эффективного менеджмента, необходимо осознание организацией среды своего существования и должное применение инноваций в своей деятельности.
На рисунке 1 приведена развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, с включением элементов стандартов ИСО 9001:2008 и ИСО 9004:2009.
Международный Стандарт ИСО 9004:2009 обеспечивает согласованность со стандартом ИСО 9001:2008 и совместимость с другими стандартами на системы менеджмента. Эти два Стандарта ИСО дополняют друг друга при их совместном использовании, притом, что каждый из них может применяться отдельно.
Условные обозначения:
- поток информации;
- деятельность, добавляющая ценность
Рисунок 1. Развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 303.