Роль  Стандартов Системы Менеджмента Качества (СМК) в глобальной экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Роль  Стандартов Системы Менеджмента Качества (СМК) в глобальной экономике

1.1 Менеджмент качества:значение и перспктивы

1.2    Выгоды от использования стандартов СМК

1.3 Принципы менеджмента качества

Международная Организация по Стандартизации

2.1 Исторические этапы развития международной стандартизации

2.2     Организационная структура ИСО

2.3. Процедура разработки международных стандартов

 

2.4 Поддержка реализации стандартов ИСО по менеджменту качества

2.5     Опубликованные международные стандарты ИСО по менеджменту качества

Национальная система стандартизации России

3.1 Тенденции развития национальной системы стандартизации

3.2    Международное сотрудничество по гармонизации систем менеджмента качества

3.3    Национальные стандарты ГОСТ Р по менеджменту качества

Современные подходы к интеграции стандартов СМК

4.1     Характеристика Международных Стандартов серии ИСО 9000

4.2    Оценка соответствия систем менеджмента качества  

 4.3 Методологические основы применения стандартов СМК

Развитие Систем Менеджмента Качества

 

 

 

Международная Организация по Стандартизации

Международная Организация по Стандартизации (ИСО) определяет свои цели следующим образом: «Содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мировом масштабе с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях».

Процедура разработки международных стандартов

Немаловажное значение имеет тот факт, что Международные Стандарты ИСО с начала своего существования разрабатывались как универсальные, подходящие к организациям любых размеров, форм собственности и видов экономической деятельности – от маленькой ремонтной мастерской до транснациональных корпораций.

 Основные принципы разработки стандартов:

Стандарты ИСО реагируют на потребности рынка

Международная Организация по Стандартизации (ИСО) не принимает самостоятельного решения о необходимости разработать новый стандарт. ИСО разрабатывает стандарт на просьбу со стороны промышленности и других заинтересованных сторон, таких как группы потребителей. Как правило, представители отраслей промышленности или группы потребителей информируют о необходимости разработать стандарт свой национальной орган по стандартизации - член ИСО, который затем связывается с ИСО.

Стандарты ИСО основаны на глобальном экспертом мнении

Стандарты ИСО разрабатываются группой экспертов со всего мира, которые являются частью Технического комитета. Эти эксперты обсуждают все аспекты разрабатываемого стандарта, включая его масштабы, основные определения и содержание.

Стандарты ИСО разрабатываются в рамках многостороннего процесса

Технические комитеты состоят из экспертов соответствующей отрасли, а также из представителей потребительских ассоциаций, научных кругов, неправительственных организаций и правительства.

Поддержка реализации стандартов ИСО по менеджменту качества

Разработку новых стандартов и пересмотр действующих стандартов на системы менеджмента качества осуществляет Технический Комитет ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» (ISO/TC 176 Quality management and quality assurance), который был создан в 1979 году.

Функции Секретариата Технического Комитета ИСО/ТК 176 исполняет Канадский Совет по Стандартам (The Standards Council of Canada - SCC).

В структуру Технического Комитета ИСО/ТК 176 входят три Подкомитета:

1. Подкомитет ISO / TS 176/ SC 1 «Концепции и терминология» (ISO/TS 176/SC1 Concepts and terminology). Секретариат этого Подкомитета расположен в Американском Национальном Институте Стандартов (American National Standards Institute – ANSI).

  

2. Подкомитет ISO / TS 176/ SC 2 «Системы качества» (ISO/TS176/SC2 Quality systems). Секретариат Подкомитета находится в Британском Институте Стандартов (British Standards Institution – BSI).

 

3. Подкомитет ISO / TS 176/ SC 3 «Поддерживающие технологии» (ISO/TS176/SC3 Supporting technologies). Секретариат Подкомитета находится в Нидерландском Институте Стандартизации (Netherlands Standardization Institute – NEN).

  Технический Комитет ИСО/ТК 176 осуществляет публикацию всех Международных Стандартов ИСО на системы менеджмента качества, принятых на основе консенсуса, и обеспечивает поддержку реализации этих стандартов ИСО на глобальном и международном уровнях. Практические мероприятия по оказанию помощи в реализации опубликованных Стандартов ИСО осуществляют соответствующие Подкомитеты.

15 сентября 2015 г. была опубликована новая версия Стандарта ИСО 9001 - Международный Стандарт ИСО  9001:2015 «Cистема менеджмента качества. Требование. (ISO 9001:2015 Quality management systems – Requirements )».

  Члены ИСО, представляющие интересы 165 стран, взяли обязательства, что в течение трех лет со дня публикации нового Стандарта ИСО, т.е. до 15 сентября 2018 года, национальные организации этих стран должны перестроить свои системы менеджмента качества согласно  требованиям нового Международного Стандарта ИСО  9001:2015.

  С целью оказания организациям помощи в эффективной реализации Международного Стандарта ИСО 9001:2015, особенно в течение 3-х летнего переходного периода, Подкомитет ИСО/ТК 176/ПК 2 «Системы качества» готовит ряд методических документов по применению нового Стандарта.

В настоящее время в этом Подкомитете на стадии пересмотра находится методический документ ISO/DTS 9002 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ИСО 9001:2015 ( Quality management systems -- Guidelines for the application of ISO 9001:2015 )».

Концепция Технического Комитета ИСО/ТК 176  состоит в том, чтобы разрабатываемые им стандартизованные документы по менеджменту качества «признавались и высоко ценились во всем мире, а также применялись организациями в качестве одного из основных инструментов, необходимых для достижения целей устойчивого развития».

ISO 10001:2007 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по кодексам поведения для организаций (ISO 10001:2007 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for codes of conduct for organizations). Стандарт пересмотрен и подтвержден в 2015 г.

2. ISO 10002:2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по рассмотрению жалоб в организациях (ISO 10002:2014 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for complaints handling in organizations). Дата публикации: 2014-07-15.

3. ISO 10003:2007 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по разрешению спорных вопросов внешними для организаций сторонами (ISO 10003:2007 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for dispute resolution external to organizations). Стандарт пересмотрен и подтвержден в 2015 г.

4. ISO 10004:2012 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по мониторингу и измерению (ISO 10004:2012 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for monitoring and measuring). Дата публикации: 2012-09-15.

5. ISO 10008:2013 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по электронным коммерческим операциям (ISO 10008:2013 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for business-to-consumer electronic commerce transactions). Дата публикации: 2013-06-01.

6. ISO 10012:2003 Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию (ISO 10012:2003 Measurement management systems -- Requirements for measurement processes and measuring equipment). Стандарт пересмотрен и подтвержден в 2015.

7. ISO / TR 10013:2001 Рекомендации по документированию систем менеджмента качества (ISO / TR 10013:2001 Guidelines for quality management system documentation ). Дата публикации: 2001-07-15.

8. ISO 10014:2006 Менеджмент качества. Руководящие указания по реализации финансовых и экономических выгод (ISO 10014:2006 Quality management -- Guidelines for realizing financial and economic benefits). Дата публикации: 2006-07-01.

9. ISO 10014:2006/ Cor 1:2007 Руководящие указания по реализации финансовых и экономических выгод. Техническая поправка1 (ISO 10014:2006/Cor1:2007 Quality management — Guidelines for realizing financial and economic benefits TECHNICAL CORRIGENDUM 1). Дата публикации: 2007-03-01.

10. ISO 10015:1999 Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению (ISO 10015:1999 Quality management. Guidelines for training). Дата публикации: 1999-12-15.

11. ISO/TR 10017:2003 Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000 (ISO/TR 10017:2003 Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000). Дата публикации: 2003-05-15.

12. ISO 10018:2012 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности (ISO 10018:2012 Quality management -- Guidelines on people involvement and competence). Дата публикации: 2012-09-01.

13. ISO 10019:2005 Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг (ISO 10019:2005 Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services). Стандарт пересмотрен и подтвержден в 2015 г.

14. ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (ISO 19011:2011 Guidelines for auditing management systems). Дата публикации: 2011-11-15.

На стадии пересмотра в этом Подкомитете находятся следующие стандарты:

1. ISO/NP 10015 Quality management -- Guidelines for competence management and training (Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению).

2. ISO/NP 10018 Quality management -- Guidelines on people involvement and engagement (Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности).

ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for codes of conduct for organizations). Дата введения: 2010-07-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10001:2007 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for codes of conduct for organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководство по кодексам поведения для организаций).

ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях (Organization management. Customer satisfaction. Guidelines for complaints handling in organizations). Дата введения: 2008-06-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10002:2004 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for complaints handling in organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях).

Наименование стандарта ГОСТР изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации (Quality management. Customer satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations). Дата введения: 01.07.2010.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10003:2007 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for dispute resolution external to organizations (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации).

7. ГОСТ Р 54732-2011/ ISO / TS 10004:2010 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for monitoring and measuring). Дата введения: 01-06-2012.

Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TS 10004:2010 Quality management - Customer satisfaction - Guidelines for monitoring and measuring ISO/TS 10004:2010 ( Менеджмент качества . Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению).

 

8. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества (Enterprise management. Guidelines for quality plans). Дата введения: 2008-06-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10005:2005 " Quality management systems - Guidelines for quality plans (Системы менеджмента качества. Руководящие указания по планированию качества).

Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения его в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

 

9. ГОСТ Р ИСО 10006-2005 Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании (Guidelines for quality management in projects). Дата введения: 2006-06-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10006:2003 Quality management systems - Guidelines for quality management in projects (Системы менеджмента качества - Руководство по менеджменту качества при проектировании).

 

10. ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией (Organization management. Guidelines for configuration management). Дата введения: 2008-06-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10007:2003 Quality management systems - Guidelines for configuration management (Системы менеджмента качества.Руководящие указания по управлению конфигурацией).


Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения его в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

11. ГОСТ Р ИСО 10008-2014 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по электронным торговым сделкам между юридическими и физическими лицами (Quality management. Customer satisfaction. Guidelines for business-to-consumer electronic commerce transactions). Дата введения: 01.04.2015.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10008:2013 Quality management -- Customer satisfaction -- Guidelines for business-to-consumer electronic commerce transactions (Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по электронным коммерческим операциям.  


ГОСТ Р ИСО 10012-2008. Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию (Enterprise management. Measurement management systems. Requirements for measurement processes and measuring equipment). Дата введения: 2009-12-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10012:2003 "Measurement management systems - Requirements for measurement process and measuring equipment (Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию).

Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

 

13. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества (Organization management.
Guidelines for quality management system documentation). Дата введения: 2008-06-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO / TR 10013:2001 " Guidelines for quality management system documentation (Руководство по документированию системы менеджмента качества).

Наименование стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.


ГОСТ Р ИСО 10014-2008. Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества (Enterprise management. Guidelines for realizing economic benefits in quality management system). Дата введения: 2009-12-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10014:2006 Quality management - Guidelines for realizing financial and economic benefits (Менеджмент качества. Руководящие указания по достижению финансового и экономического эффекта).

Наименование настоящего стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО в целях приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

15. ГОСТ Р ИСО 10015-2007. Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению (Enterprise management. Guidelines for training). Дата введения: 2008-06-01

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10015:1999 Quality management - Guidelines for training (Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению).

Наименование настоящего стандарта ГОСТ Р изменено относительно наименования указанного международного стандарта ИСО для приведения в соответствие с ГОСТ Р1.5 – 2004.

16. ГОСТ Р ИСО/ТО 10017-2005 Статистические методы. Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO/TR 17:2003 Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000). Дата введения: 2005-07-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту (ISO / TR 10017:2003 Guidance on statistical techniques for ISO 9001:2000 (Руководство по статическим методам применительно к ИСО 9001:2000).

ГОСТ Р ИСО 10018-2014 Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности (Quality management. Guidelines on people involvement and competence). Дата введения: 01.03.2015.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10018:2012 Quality management -- Guidelines on people involvement and competence ( Менеджмент качества. Руководящие указания по вовлечению работников и их компетентности).

ГОСТ Р ИСО 10019-2007 Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг (Organization management. Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services). Дата введения: 01.06.2008.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 10019:2005 Guidelines for the selection of quality management system consultants and use of their services (Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг).

19. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (Guidelines for auditing management systems). Дата введения: 2013-02-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 19011:2011 Guidelines for auditing management systems (Руководящие указания по аудиту систем менеджмента).

20. ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009. Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части (Quality management systems. Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations). Дата введения: 2010-07-01.

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO/TS 16949:2009 Quality management systems - Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations ( Системы менеджмента качества . Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части).

Рисунок 1. Развернутая модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

 

Роль  Стандартов Системы Менеджмента Качества (СМК) в глобальной экономике

1.1 Менеджмент качества:значение и перспктивы

1.2    Выгоды от использования стандартов СМК

1.3 Принципы менеджмента качества

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.