1. В ВЗ нет заповеди о ненависти к врагам, вероятно иудеи сами извлекли ее из заповеди любви к ближним, под которыми они понимали единоверцев, родных и угодивших. Остальные же считались врагами, любовь к которым считалась неуместной.
2. Христос же говорит, что как Господь любит всех детей, даже согрешивших и неправедных, так и мы должны любить даже врагов. Господь желает, чтобы мы были выше язычников, которые любят друзей.
3. Желая подтвердить, насколько эта заповедь приближает нас к Богу, и показать, что Он – образец для христианина, Иисус говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».
4. В ВЗ времена месть была настолько распространена, что закон хоть как-то умеривал ее проявления. Христос же говорит о полном прощении, запрещая месть в любом виде и проповедуя любовь к врагам.
Нагорная проповедь. Учение о непротивлении злому.
1. Но фраза «не противься злому» означает – не восставать на обидевшего человека со злом. Ко всякому же злу христианин должен быть непримирим и бороться всеми доступными средствами, но при этом не допуская зло в сердце свое.
2. Также не стоит буквально понимать слова «подставь другую щеку», т.к. Христос поступил противоположно на допросе у священника Анны. Запрещается злое чувство мстительности, но не борьба со злом.
3. И не только обидчиков, но и творящих зло мы должны стараться исправить.
4. Запрещается сутяжничество, но поощряется удовлетворение нужд ближнего. Естественно не в тех случаях, когда просимое не только не полезно, но и вредно.
Нагорная проповедь. Учение о клятве.
1. Запрещается клятва, т.к. клясться чем-то сотворенным – все равно, что клясться Творцом, Которому все это подвластно.
2. Христианин должен быть честным всегда.
3. Но это не отменяет клятвы на суде и в других важных делах. («Заклинаю тебя Богом Живым», ап. Павел клянется, призывая в свидетели Бога).
Нагорная проповедь. Учение о браке девстве.
1. Называет грехом не только физическое прелюбодейство, но и внутреннее вожделение.
2. Для избежания такого греха нужно не жалеть пожертвовать самым дорогим. Глаз и рука символизируют всего драгоценного для нас.
3. Кто разводится с женой, подает ей повод для прелюбодеяния, равно как прелюбодействует и тот, кто женится на разведенной.
4. Моисей разрешал отпускать женщину, дав ей разводное письмо. Господь же говорит, что это было «по жесткосердию», а изначально «что Господь сочетал, то человек да не разлучает». (кроме вины любодеяния).
Нагорная проповедь. О христианском мировосприятии.
Воскрешения совершенные Господом во время общественного служения. Цель и духовное значение.
Воскрешение сына наинской вдовы
Воскрешение дочери Иаира
Воскрешение праведного Лазаря (см. ниже).
Посольство Иоанна Предтечи. Цель посольства. Ответы Христа.
1. Ученики Иоанна, зная о множестве чудес Иисуса, были в недоумении, почему Он не открывает Себя как Мессию. Но Он не дает прямого ответа, т.к. с Его именем у евреев связаны надежды на славу и величие. Достойны знать Мессию те, у кого душа очищена Его учением.
38. Поэтому Иисус ссылается на пророчество Исайи («слепые прозирают, хромии ходят…») и прибавляет: «блажен, кто не соблазнится о Мне», т.е. тот, кто не усомнится в Нем, видя Его уничиженный вид.
39. После ухода учеников Иисус говорит народу, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Небесном больше его». То есть дает понять превосходство Христианства над ВЗ религией.
40. Далее: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна». Здесь закону и пророкам, то есть ВЗ-Церкви противопоставляется НЗ-Церковь.
41. Евреи ждали перед Мессией Илию, основываясь на пророке Малахии. Но он говорил, что «Придет перед Ним в духе и силе Илии», но не сам Илия. Сам Иоанн отвечал, что он не Илия. Иисус же говорит об Иоанне: «если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти», т.е. тот, кто должен прийти перед Мессией – уже пришел, это Иоанн. Отнеситесь со вниманием к Моим словам о Нем, и «Кто имеет уши да слышит».
42. И, наконец, говоря о фарисеях «Кому уподоблю род сей», Иисус сравнивает их с детьми, которым товарищи никак не могут угодить. Им не нравился постник Иоанн, призывающий их к покаянию, им не понравился и Иисус, разделявший трапезу с грешниками в надежде спасти их. «Оправдана премудрость перед чадами ее», т.е. Иисус оказывается правым не перед фарисеями, а перед людьми, принявшими Его.
Учение Христа о субботе.
1. На обратном пути в Галилею после Пасхи, в первую субботу после второго дня Пасхи Иисус с учениками проходили через поле.
2. Ученики начали срывать колосья и есть зерна, что было разрешено законом Моисея. Фарисеи упрекнули их в нарушении субботы.
3. Иисус привел пример Давида, который ел хлебы предложения, убегая от Саула. --- Если Давида никто не осудил, то ученики, служащие Господу, не всегда имеющие время поесть, нарушают в очень малой степени.
4. Далее Он приводит пример священников, приносящих жертвы в храме в субботу и также не считающихся виновными. А Он сам – больше храма.
5. Если бы вы знали, что значит «Милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
6. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк). А Сын Человеческий есть Господин и субботы.
Исцеление сухорукого
1. По Мф: «отойдя оттуда, вошел Он в Синагогу»; по Лк – в другую субботу.
2. Мф: Его спросили, можно ли исцелять в субботу. Он ответил: если овца упадет в яму…
3. Мк и Лк: Ждали, станет ли Он исцелять. Он же спросил: что следует делать в субботу добро или зло, спасти душу, или погубить?
4. Т.о., дела милосердия важнее соблюдения закона о субботнем покое, и нарушать ради них покой не только дозволительно, но и необходимо.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.