СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА
Понятие о Евангелиях. Понимание этого термина в дохристианскую эпоху, в Ветхом Завете и новозаветное понимание. Значение четверичности Евангелий. Отличие надписанний Евангелия в греческом и славянском языках.
1. Благая весть.
2. В классическом греческом языке – «награда за благую весть».
3. В Ветхом Завете используется слово «бесора» в значении «весть, радостная весть. На греческий переводится как εύαγγέλιον. Например, когда Царь Давид воевал с сыном Авессаломом, и последнего убили, приближенные Давида спорили, будет ли эта весть радостной для Царя, и стоит ли ее немедленно сообщать. При описании устойчиво используются термины «бесора» и εύαγγέλιον.
- Также – Исайя: «Прекрасны на горах ноги благовестника: снова используется причастие, однокоренное с евангелием.
4. Т.о. в ВЗ задолго до Рождества термин «Благая весть» был применен в Септуагинте, причем с мессианским оттенком.
5. В современном языке:
- литературное значение – письменные памятники, представляющие особый жанр литературы.
- богословское: 1) сама благая весть Иисуса Христа; 2) проповедь о ней.
6. В Новом Завете: Мк 1.1: «Начало Евангелия Иисуса Христа». У самого евангелиста – конечно, теологический смысл, т.к. литературный термин в то время еще не сложился.
7. Т.к. это одно уникальное событие, совершившееся раз и навсегда, то термин в НЗ употребляется абсолютно, без определений и дополнений.
8. Ап. Павел – самый ранний новозаветный писатель, не упоминает почти никаких событий, учения за исключением слов о Тайной Вечере, смерти и Воскресении. Возможно потому, что в первоначальном понимании слова и дела Спасителя еще не воспринимались частью «Евангелия». Так воспринималась реальная встреча с Распятым и Воскресшим.
9. В ранней Церкви (Вторая половина I в.) продолжалось теологическое понимание. По мере того, как авторитет Спасителя переходил на книги о Его делах и словах, появлялся литературный термин. Самое раннее употребление – в сборнике «Дидахе».
10. Четверичность Евангелия признается Церковью как должное, но уже с древности считалось проблемой. Были попытки объединить в одно:
- ересиарх Маркион – Евангелие от Луки + 10 посланий ап. Павла, отредактированные на свой лад.
- Иустин Философ Татиан (+ ок. 175) соединил в одно непрерывное повествование. Практически все утеряно. Найдено обращение благ. Иосифа к Пилату – сложная компиляция всех четырех Евангелий.
11. Четыре стороны света, четыре ветра.
12. Великая Тайна Благочестия – явление Бога во плоти – требует четырех авторитетных свидетельств, которые не являются биографиями, но словесными иконами. Поэтому их нельзя объединять в одно как биографии обычных людей.
13. Однако имеется потребность в гармонизации, согласовании. Первый труд – бл. Августин. С тех пор существует традиция создания синопсисов.
Постановка синоптической проблемы и пути ее разрешения. Сильные и слабые трех основных гипотез.
1. Синоптическая проблема – это историко-литературный вопрос о причинах сходства и различий между синоптическими Евангелиями. Ее решение помогает уяснить сущность Благой Вести, как она отразилась у составителей.
2. Содержательно и композиционно три Евангелия очень сходны; В главных и общих чертах они совпадают. Многие события и речения совпадают до микроскопических деталей.
3. На фоне общей идентичности представляются загадкой различия:
- Наличие речений и событий только у одного евангелиста;
- разный порядок;
- помещение одних и тех же речений в разный хронологический контекст;
- разная степень детализации.
4. И.З. объяснял разницу различием поместных церквей, под нужды которых писались Евангелия.
Разделение
1. К моменту выхода Спасителя на проповедь Палестина входила в состав Римской Империи и управлялиею тетрархи, или четверовластники, именем императора Тиверия, сына и приемника Октавиана Августа, при котором родился Христос.
2. В Иудее вместо Архелая управлял римский прокуратор Понтий Пилат;
3. В Галилее — Ирод-Антипа, сын Ирода Великого, избившего младенцев в Вифлееме. Христос называл его лисицей. Бросил жену и жил с женой своего сводного брата Филиппа (Не Ирода). В 39 г. император Калигула выслал его в Галлию.
4. В Итурее – стране, расположенной на востоке от Иордана – другой его сын, Филипп. Он же управлял Трахонитидой, расположенной на северо-востоке от Иордана. Был достойнее своих братьев, занимался провинцией, отстраивал города.
5. В Авилинее – четвертой области, примыкавшей с северо-востока к Галилее, при подошве Антиливана, управлял Лисаний.
6. Первосвященниками были Каифа и Анна (Анна, отстраненный властями, пользовался уважением и фактически разделял власть).
7. Агриппа I, сын Аристовула оказал услугу Калигуле при взошествии его на престол, за что получил провинции Филиппа, затем Галилею и Перею, и наконец – Иудею. Заискивал перед фарисеями – будучи язычником напоказ исполнял Закон. В угоду фарисеям сделался гонителем христиан. Был поражен ангелом в Кесарии
10.
Фарисеи
1. Ф. – обособленный, отдельный. Считали себя лучшими, избранными представителями, хранителями религиозно-национальных традиций. Спасение видели в строгом соблдении правил. Ревностно противились языческим влияниям.
2. Верили в воскресение праведных, в ангелов и демонов.
3. Но Мессию понимали как земного освободителя, который устроит царство Божие на земле (в котором евреи и ФАРИСЕИ будут господствовать).
4. Нравственное учение – мелочность и формализм. Обрядность внешнего характера, после которых человек ничего не должен Богу. Игнорировали духовную жизнь. (Отцеживали комара, а верблюда поглощали).
5. Положительная сторона – ревностно распространяли религию, подготовляя почву. Были пламенными патриотами. Пользовались авторитетом.
6. Были некоторые последователи Иисуса.
Саддукеи
1. Название – от вождя – Садока.
2. Противники фарисеев.
3. Более политическая партия, чем религиозная секта.
4. Считали нелепым носиться с преимуществом еврейского народа. Питали симпатию к греко-римской культуре и старались насаждать ее дома.
5. Признавали Писание (только Пятикнижие) и отвергали предания, отрицали духовный мир и воскресение, их больше устраивали земные благополучия и удовольствия.
6. Охватывала аристократию. Первосвященники, занимающие посты в Синедрионе, были саддукеями.
Ессеи
1. Западный берег мертвого моря, полумонашеский образ жизни. Много разочарованных, уставших, также тех, кто не мог мириться с мирским злом.
2. Страстно ждали Мессию
3. Не принимали всерьез Маккавеев, включались в восстания.
4. Формализм еще мелочнее.
5. Отталкивающая сектантская гордыня по отношению ко всем не принадлежащим.
6. Их община сохранила древнейшие из дошедших до нас еврейские тексты – Кумранские рукописи.
7. Было распространено мнение, что она являлась колыбелью христиан, и Иоанн Креститель вышел именно из нее.
8. В Н.З. упоминаются все секты, кроме Е., есть гипотеза, что это из-за обращения большинства кумранитов ко Христу.
Иродиане
1. Вероятно – последователи династии, которые считали, что из нее произойдет Мессия.
2. Поэтому появление Христа противоречило их чаяниям, и они соединились с фарисеями.
Книжники
1. Особая каста знатоков закона, ученых, которые, как и фарисеи, старались соблюдать закон.
2. Являлись устными хранителями Писания.
3. Кроме того, были судьями и входили в Синедрион.
Зилоты
1. Националисты. Отказывались платить римлянам и готовились к освободительной войне. Их деятельность привела в 70-м году к разрушению Иерусалима.
Второе (последнее) очищение
Воскрешение дочери Иаира
Посольство Иоанна Предтечи. Цель посольства. Ответы Христа.
1. Ученики Иоанна, зная о множестве чудес Иисуса, были в недоумении, почему Он не открывает Себя как Мессию. Но Он не дает прямого ответа, т.к. с Его именем у евреев связаны надежды на славу и величие. Достойны знать Мессию те, у кого душа очищена Его учением.
38. Поэтому Иисус ссылается на пророчество Исайи («слепые прозирают, хромии ходят…») и прибавляет: «блажен, кто не соблазнится о Мне», т.е. тот, кто не усомнится в Нем, видя Его уничиженный вид.
39. После ухода учеников Иисус говорит народу, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царствии Небесном больше его». То есть дает понять превосходство Христианства над ВЗ религией.
40. Далее: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна». Здесь закону и пророкам, то есть ВЗ-Церкви противопоставляется НЗ-Церковь.
41. Евреи ждали перед Мессией Илию, основываясь на пророке Малахии. Но он говорил, что «Придет перед Ним в духе и силе Илии», но не сам Илия. Сам Иоанн отвечал, что он не Илия. Иисус же говорит об Иоанне: «если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти», т.е. тот, кто должен прийти перед Мессией – уже пришел, это Иоанн. Отнеситесь со вниманием к Моим словам о Нем, и «Кто имеет уши да слышит».
42. И, наконец, говоря о фарисеях «Кому уподоблю род сей», Иисус сравнивает их с детьми, которым товарищи никак не могут угодить. Им не нравился постник Иоанн, призывающий их к покаянию, им не понравился и Иисус, разделявший трапезу с грешниками в надежде спасти их. «Оправдана премудрость перед чадами ее», т.е. Иисус оказывается правым не перед фарисеями, а перед людьми, принявшими Его.
Учение Христа о субботе.
1. На обратном пути в Галилею после Пасхи, в первую субботу после второго дня Пасхи Иисус с учениками проходили через поле.
2. Ученики начали срывать колосья и есть зерна, что было разрешено законом Моисея. Фарисеи упрекнули их в нарушении субботы.
3. Иисус привел пример Давида, который ел хлебы предложения, убегая от Саула. --- Если Давида никто не осудил, то ученики, служащие Господу, не всегда имеющие время поесть, нарушают в очень малой степени.
4. Далее Он приводит пример священников, приносящих жертвы в храме в субботу и также не считающихся виновными. А Он сам – больше храма.
5. Если бы вы знали, что значит «Милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
6. Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк). А Сын Человеческий есть Господин и субботы.
Исцеление сухорукого
1. По Мф: «отойдя оттуда, вошел Он в Синагогу»; по Лк – в другую субботу.
2. Мф: Его спросили, можно ли исцелять в субботу. Он ответил: если овца упадет в яму…
3. Мк и Лк: Ждали, станет ли Он исцелять. Он же спросил: что следует делать в субботу добро или зло, спасти душу, или погубить?
4. Т.о., дела милосердия важнее соблюдения закона о субботнем покое, и нарушать ради них покой не только дозволительно, но и необходимо.
Примеры из Евангелия, свидетельствующие о власти Господа над природными стихиями
1. Хождение по водам
2. Усмирение бури.
Хлеб Небесный
1. После того, как Иисус перешел на другую сторону озера, люди приплыли в Капернаум и нашли Его там.
2. «Истинно говорю: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились.
3. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец Бог. (печать = знамения и чудеса).
4. Народ понял, что речь идет о каких-то нравственных делах, но не понял о каких, и спросил: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?». --- «Вот дело Божие: веруйте в Того, кого Он послал». Но иудеи не поверили, что Он – Посланник, недоставало чудес – это показывает ненадежность веры, основанной на чудесах. Упоминают о манне, на что Иисус говорит, что манна не столь большое чудо, как чудо, совершаемое через Мессию – истинный хлеб с небес, который сходит с небес и дает жизнь миру.
5. Иудеи просят давать всегда такой хлеб, но онаруживают чувственное, земное понимание Мессии, при этом сомневаются, как Он сошел с Небес, если все знают Его происхождение. Иисус же объясняет это тем, что они не находятся в числе призванных Богом (а Он призывает тех, кто оставил в себе способность к призванию).
6. Я – Хлеб жизни. Манна была лишь телесной --- евшие ее умерли. Хлеб же небесный дает жизнь вечную. А Он – есть Плоть, которую Христос отдаст за жизнь мира.
7. О Причастии: «истинно говорю вам, если не будете есть … и пить…, не будете иметь в себе жизни». Т.е. желающий уразуметь искупление, должны причащаться.
8. Соблазнились даже некоторые ученики: «Кто может это слушать?» --- Что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде» (имеется в виду Крест)
9. «Дух животворит. Плоть же не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам суть Дух и жизнь» - т.е. не понимайте плоть буквально.
10. «Но есть из вас некоторые неверующие». – прямое указание на Иуду.
11. Вопрос о причащении является ключевым.
Преображение Господне.
12. За 6 (по Лк – за 8) дней до крестных страданий.
13. Лк: целью восхождения была молитва.
14. Почему Моисей и Илия:
- в народе Иисуса считали то Илией, то кем-то из пророков --- явились главные пророки, чтобы понять разницу.
- Моисей – чтобы показать, что Иисус не является нарушителем его законов.
- Владычество над жизнью и смертью.
15. Облако, показавшее особое присутствие Божие, называлось в ВЗ «Шехина» и постоянно находилось в Святая Святых.
16. Иисус запретил рассказывать «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых», чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии.
17. Ученики удержали слово, недоумевая, что значит воскреснуть из мертвых. И спросили: « как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?»
18. Илия уже пришел, но его не узнали и поступили с ним как хотели. Так и Сын Человеческий пострадает от них.
Примеры исцеления Господом бесноватых. Власть Христа на демонами.
Вход Господа в Иерусалим.
1. Все 4 евангелиста
2. Иисус послал на гору Елеонскую за ослицей и осленком. Хозяева – сразу отдали их для Господа.
3. В Палестине было мало коней, их использовали только для войны. В мирное время даже цари ездили на мулах --- сесть на лошадь – символ войны, на осла – символ мира.
4. Явление Мессии на осле предсказал пророк Захария.
5. Торжественность: апостолы накинули одежды на ослицу и осленка. Многие из народа бросали одежды или ветви. На спуске к Иерусалиму апостолы начали славить Бога за спасение, уготованное во Христе и все чудеса, которые видели. Множество народа вышли навстречу с пальмовыми ветвями.
6. Восклицаниями «Осанна», «Благословенно грядущее царство во имя Господа, отца нашего Давида» иудеи прославляют Христа, пришедшего восстановить царство Давида.
7. Фарисеи: «Запрети им» --- «Если они умолкнут, то камни возопиют». Т.е. это прославление Мессии устрояется в устах людей Самим Богом, и если бы они отвергли это, то прославлением занялись бы бездушные камни. Также здесь указывается на язычников, имеющих изначально каменные сердца, но затем заменивших собой Израиля.
8. Глядя на Иерусалим, Спаситель плакал: «О, если бы ты хоть в сей день твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих».
9. Весь город пришел в движение.
Саддукеи
1. Вымысел о семи братьях.
43. Господь ответил, что они не понимают будущей жизни, в которой все люди будут «как ангелы на небесах» жить жизнью духовною, а чувственного ничего не останется.
44. И если бы люди после смерти совершенно уничтожались, то Господь не сказал бы Моисею: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова", ибо "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых".
45. Ответ понравился даже книжникам, которые ответили: «Учитель, Ты хорошо сказал»,
Фарисеи
1. Вопрос о наибольшей заповеди. Фарисеи делили заповеди на большие и меньшие, отдавая предпочтение обрядовым.
2. Цитата из Второзакония (6:3): «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» – указал, что это первая и наибольшая заповедь, и добавил, что «вторая подобна ей: возлюби ближнего как самого себя» (Лев. 19:18).
3. Сам спрашивающий поразился и воскликнул: «Учитель, Истину сказал Ты!».
Признаки Второго Пришествия
1. Явление лжехристов. И. Флавий говорит, что перед падением Иерусалима появилось много лжемессий-обольстителей.
2. Войны – близкие и отдаленные, голод и моры, но это только начало.
3. Будут предавать вас на мучения и убивать вас, и будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое… и многие соблазнятся… претерпевший же до конца спасется.
4. Проповедь Евангелия во всем мире. – она станет обличительным свидетелем на суде для слышавших, но не уверовавших.
5. Иссякнет любовь многих, умножатся беззакония.
6. Тогда же придет конец. Ближайшее – гибель Иерусалима.
Далее – специальные признаки именно Иерусалима:
- Мерзость запустения, предсказанная пророком Даниилом, - римские войска, идолы, изображения императоров и орлов, которым воздавали божественные почести и внесли в полуразрушенный храм.
- кто на кровле…, кто в поле… – да не возвращаются.
- Господь убеждает молиться, чтобы бедствия не наступили тогда, когда нельзя далеко убежать – в субботу, зимой, горе беременным и кормящим.
Предательство Иуды.
Взятие под стражу.
1. Ин: Иуда привел целый отряд из 1000 воинов. У пришедших были факелы и оружие.
2. Вероятно, Иуда хотел скрыть предательство.
3. Первосвященники, опасаясь народа, приказали взять осторожно, и не сказали, кого взять. Иуда должен был поцеловать. Далее, когда Иисус сказал «Кого ищете?», старейшины ответили: Иисуса Назорея.
4. Меч --- Или думаешь, что я не могу теперь умолить Отца Моего… как же сбудутся писания?
5. «Как будто на разбойника вы вышли с мечами и кольями».
6. Мк: нагой юноша. Предание видит в нем самого Ев. Марка.
7. Апостолы бежали, кроме Петра и Иоанна, которые следовали за отрядом на удалении.
Отречение Петра.
Погибель Иуды.
Вознесение Господне.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА
Понятие о Евангелиях. Понимание этого термина в дохристианскую эпоху, в Ветхом Завете и новозаветное понимание. Значение четверичности Евангелий. Отличие надписанний Евангелия в греческом и славянском языках.
1. Благая весть.
2. В классическом греческом языке – «награда за благую весть».
3. В Ветхом Завете используется слово «бесора» в значении «весть, радостная весть. На греческий переводится как εύαγγέλιον. Например, когда Царь Давид воевал с сыном Авессаломом, и последнего убили, приближенные Давида спорили, будет ли эта весть радостной для Царя, и стоит ли ее немедленно сообщать. При описании устойчиво используются термины «бесора» и εύαγγέλιον.
- Также – Исайя: «Прекрасны на горах ноги благовестника: снова используется причастие, однокоренное с евангелием.
4. Т.о. в ВЗ задолго до Рождества термин «Благая весть» был применен в Септуагинте, причем с мессианским оттенком.
5. В современном языке:
- литературное значение – письменные памятники, представляющие особый жанр литературы.
- богословское: 1) сама благая весть Иисуса Христа; 2) проповедь о ней.
6. В Новом Завете: Мк 1.1: «Начало Евангелия Иисуса Христа». У самого евангелиста – конечно, теологический смысл, т.к. литературный термин в то время еще не сложился.
7. Т.к. это одно уникальное событие, совершившееся раз и навсегда, то термин в НЗ употребляется абсолютно, без определений и дополнений.
8. Ап. Павел – самый ранний новозаветный писатель, не упоминает почти никаких событий, учения за исключением слов о Тайной Вечере, смерти и Воскресении. Возможно потому, что в первоначальном понимании слова и дела Спасителя еще не воспринимались частью «Евангелия». Так воспринималась реальная встреча с Распятым и Воскресшим.
9. В ранней Церкви (Вторая половина I в.) продолжалось теологическое понимание. По мере того, как авторитет Спасителя переходил на книги о Его делах и словах, появлялся литературный термин. Самое раннее употребление – в сборнике «Дидахе».
10. Четверичность Евангелия признается Церковью как должное, но уже с древности считалось проблемой. Были попытки объединить в одно:
- ересиарх Маркион – Евангелие от Луки + 10 посланий ап. Павла, отредактированные на свой лад.
- Иустин Философ Татиан (+ ок. 175) соединил в одно непрерывное повествование. Практически все утеряно. Найдено обращение благ. Иосифа к Пилату – сложная компиляция всех четырех Евангелий.
11. Четыре стороны света, четыре ветра.
12. Великая Тайна Благочестия – явление Бога во плоти – требует четырех авторитетных свидетельств, которые не являются биографиями, но словесными иконами. Поэтому их нельзя объединять в одно как биографии обычных людей.
13. Однако имеется потребность в гармонизации, согласовании. Первый труд – бл. Августин. С тех пор существует традиция создания синопсисов.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 397.