Библейский (евангельский) кружок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В данных группах акцент ставится на личностном восприятии текста, на том следе, который Писание оставляет в душах участников, и том, как слова Христа можно прилагать к своей жизни.

Цель подобных групп: актуализация религиозного опыта участников и развитие навыка рассуждения на темы, данные Священным Писанием. Такие группы могут ставить перед собой как миссионерские, так и катехизические задачи.

Роль ведущего в евангельском кружке наименее авторитарна и сводится к общему направлению дискуссии, наблюдению за соответствием дискуссии правилам группы и озвучиванию православной позиции в случае, если участниками было высказано неправославное мнение по поводу понимания библейского текста.

 

Ниже представлены рекомендации по организации и ведению библейского (евангельского) кружка.[89]

 

Одной из возможностей совместной церковной деятельности верующих людей, способствующих приобретению осмысленной, деятельной веры, является совместное изучение Священного Писания в малых группах путем обсуждения на основе личностного восприятия. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает, что во время таких встреч вырабатывается важнейшее для христианина качество — богословская рефлексия.

Главная задача восприятия Священного Писания, которая реализуется в таких группах, – это попытка воспринять Священное Писание как голос Божий, как заповедь Христа Спасителя, как попытку обратиться напрямую к сердцу человека. В этой системе координат основным учителем, «передатчиком информации» является само Священное Писание.

Поскольку Священное Писание – это Откровение Божие, то читать, понимать, изучать его прежде всего необходимо на основе духовного опыта и молитвенного обращения к Богу. Этим обусловлена необходимость чтения Священного Писания в молитвенном духе, молитвенном настрое. Основы духовного опыта явлены в Священном Предании Церкви и переданы нам святыми отцами. Именно отношением к Преданию Церкви, к святоотеческому наследию и отличаются православные группы по изучению Евангелия от похожих кружков в западных христианских исповеданиях. В связи с этим необходимо уточнить, что изучение Священного Писания в малых группах не является самостоятельным толкованием Слова Божия или попыткой создания чего-то нового, отличного от учения Церкви. Здесь ставятся задачи – обсуждения, личностного восприятия, богословского и нравственного осмысления Слова Божия.

Ведущему евангельского кружка принадлежат обязанности, во-первых, координатора, во-вторых – ответственного за создание условий, при которых каждый участник встречи будет способен воспринять Евангелие в соответствии с духовной евангельской традицией, сохраняемой в Православии.

Такие беседы ощутимым образом содействуют более органичному вхождению человека в литургическую традицию Православия – помогают ему приобщиться к Исповеди, Причащению и храмовому богослужению.

Важным аспектом является регулярное общение членов катехизического евангельского кружка (библейской группы) с настоятелем (священником). Это повышает ответственность участников за происходящее в храме и приходе и стремление помочь сотрудникам храма в их повседневном труде (организовать раздачу святой воды на Крещение, посильно поучаствовать в ремонте помещений, помыть полы после службы и т. п.).

Специфика методики проведения встреч по изучению Священного Писания зависит от:

а) уровня богословских знаний, целеполагания, личностных и профессиональных качеств ведущего;

б) специфики аудитории (возраста большинства участников; уровня воцерковленности и богословского образования участников; степени знакомства участников группы друг с другом, количества участников в группе, давности их встреч; места, где эти встречи проводятся).

 

Ниже сформулированы общие методические рекомендации для ведущих:

Ведущий не должен подменять собой Священное Писание, Личность Христа.

Фактологические вопросы, относящиеся к историко-лингвистическому контексту библейской истории, а также сложные вопросы, относящиеся к толкованию Писания, следует собирать для специального обсуждения.

Такое специальное обсуждение желательно устраивать один раз через каждые четыре-пять встреч евангельского кружка, причем на подобных встречах целесообразно присутствие настоятеля или иного священнослужителя. Очень серьезным подспорьем в воцерковлении членов группы будет возможность задать эти вопросы священнику и получить одновременно информативный и компетентный и вместе с тем авторитетный в духовном плане ответ. Ведущему следует записывать вопросы при их появлении и заранее передавать их священнику для более эффективной подготовки подобной беседы. Встреча с настоятелем будет способствовать также привыканию к регулярному общению с духовенством и созданию более доверительных отношений между духовенством и членами приходской общины.

Также упомянутые наиболее сложные вопросы осмысления Священного Писания, богословия и христианской жизни возможно обсуждать самостоятельно. Для этого подходит форма докладов, которые поначалу также готовит ведущий, а со временем поручает подготовку нескольким участникам кружка. В течение года каждый член группы, таким образом, окунется в мир христианской письменности, а подготовка докладов под руководством ведущего обеспечит правильное направление мысли начинающего христианина. Особую значимость этим докладам для группы придает тот факт, что тематика таких занятий не является отвлеченно-теоретической, а соответствует тем запросам, которые появились у участников библейской группы во время совместного чтения и обсуждения Священного Писания.

При проведении бесед в группе для маловоцерковленных людей, недавно начавших свой путь в вере, важными являются две задачи:

1) создать условия для того, чтобы человек не перестал посещать эти занятия;

2) создать условия, при которых будет возможным, усвоение новых знаний о самых важных вопросах понимания Писания, вероучения и представлений о Боге, которое Церковь хранит в своем Священном Предании и являет через святоотеческое понимание Слова Божия.

Евангельский кружок является сосредоточением благожелательной атмосферы, что делает его привлекательным для людей, которые еще не являются осознанными членами Церкви, но ищут более глубокого осмысления своей жизни. Такие встречи, или занятия, становятся местом духовной и просто дружеской поддержки, местом христианской солидарности.

Проведение занятия евангельского кружка не может быть полностью спланировано заранее. Можно обеспечить только заданность условий, при которых самостоятельное духовно-интеллектуальное осмысление веры каждым участником будет более или менее прогнозируемо в самых общих основах и категориях.

Учитывая задачи длительной катехизации, а также специфику евангельских кружков, предполагающую регулярность их проведения и постоянство участия, программа катехизации с помощью кружков должна быть рассчитана на один календарный год или более.

Таким образом, основной «механизм» применения библейских групп (евангельских кружков) для целей длительной катехизации заключается в нацеленности на осмысление веры и духовно-нравственном возрастании участников группы.

Это достигается:

- определенным логическим подбором читаемых и обсуждаемых библейских отрывков;

- введением в годовой цикл чтения и обсуждения Священного Писания определенных дидактических элементов – мероприятий, способствующих, как усвоению знаний участниками, так и участию в приходской жизни.

Поскольку подчинить кружок определенной схеме и программе сложно, подбор отрывков для обсуждения в рамках такого курса должен соответствовать основным направлениям развития духовной и церковной жизни начинающего христианина.

Ниже представлен вариант подбора отрывков из Священного Писания в соответствии тематическим делением.

Тема

отрывки 1. Кто такой Бог? Быт. 17:1-11, Ис. 53, Иер. 31:31-34, Мф. 14:23-33, Лк. 15:11-32, Лк. 22:17-20, Флп. 2:1-17, 1-ое Кор. 13:1-13 2. Церковь как община учеников Христовых Мф. 5:1-16, Лк. 18:10-14, Деян. 2:1-47 (вариант 2: 41-47), Деян. 9:1-22 3. Библейские основы вероучения Православной Церкви Нав. 1:1-9, Иов 7:1-21, Ин. 1:1-14, Евр. 8:6-13, Лк. 24:13-36, Марк, 10:32-45, Ин. 4:5-42, Деян. 4:7-37 4. Христианская нравственность Ис.58:6-11, Рим. 12, Иак. 1-4 гл.

 

Схематически проведение евангельского кружка можно представить следующим образом.

Пока участники собираются, должно пройти некоторое время, чтобы все пришли в себя и отключились от той суеты, из которой они вырвались. Может быть организовано краткое чаепитие, предваряемое молитвой.

Совместная молитва перед чтением. Молитвенный настрой при изучении Священного Писания необходим, поскольку без обращения к Богу изучение и осмысление Откровения не будет соответствовать тому смыслу, который заложен в Библию Богом как Автором.

Варианты первичного прочтения библейских отрывков могут быть следующими: отрывок может прочесть ведущий или помощник ведущего; ведущий может попросить кого-нибудь из участников, или кто-либо из участников может озвучить свое желание прочесть текст. Также отрывок может быть прочитан всеми участниками встречи по стиху – по очереди. Главное при чтении – не торопиться. Читать Библию целесообразно в русском переводе. Чтение должно быть осмысленным.

После прочтения отрывка ведущему следует предложить участникам еще раз внимательно и вдумчиво прочитать текст самостоятельно про себя. В конце такого самостоятельного повторного прочтения необходимо запланировать небольшую паузу, которую все проводят в тишине и осмыслении прочитанного.

Разбор текстов Священного Писания следует выстраивать в соответствии с приведенными ниже основными принципами:

1. Толкование в контексте Священного Предания

2. Опора на святоотеческое толкование текстов

При изучении Священного Писания необходимо использовать святоотеческие толкования. Основными формами использования святоотеческих текстов являются:

- зачитывание святоотеческого толкования в конце встречи ведущим либо одним из участников группы;

- составление ведущим выборки из толкований или конспекта, в котором отражается самое важное, ключевые мысли по обсуждаемому библейскому отрывку;

- использование ведущим святоотеческих комментариев в процессе разбора текста.

3. В обсуждении участвуют все собравшиеся

В обсуждении предполагается участие всех членов кружка, однако, если кто-то воздерживается от высказываний, его не следует принуждать к этому.

4. Уважительное отношение участников разбора друг к другу

Важно соблюдение регламента. Не допускается перебивать говорящего. Очередность высказываний может быть определена проведением обсуждения по кругу, а может быть не задана.

Во время проведения встречи не рекомендуется в жесткой форме говорить участнику, чье высказывание кажется неточным, что он не прав. Если человек в своих размышлениях далеко отклоняется от церковного понимания читаемого отрывка, его следует направить на верный путь, но сделать это необходимо корректным образом.

Не должно быть поучения одними членами кружка, в том числе ведущим, других.

5. Учет личного опыта участников встречи

Главная тема встречи – это Священное Писание, от этой темы нельзя отклоняться сильно. Конечно, люди обсуждают свою жизнь, но делиться жизненным опытом стоит именно как опытом следования Евангелию в своей жизни или жизни знакомых на конкретных примерах.

После того, как все выскажутся, стоит направить дискуссию на обсуждение тех мыслей, которые были озвучены. Желательно, чтобы таких кругов обсуждения отрывка Священного Писания было несколько. То, что озвучивает каждый из участников, является общим вкладом, поэтому бывает очень полезным еще и еще раз вернуться к чьим-то рассуждениям, более всего затронувшим других членов группы.

Далее следует вторичное чтение отрывка из Священного Писания одним из вышеперечисленных способов, подведение итогов и совместная молитва.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 438.