Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Святейший Патриарх Кирилл призывает участников катехизического процесса (духовенство и катехизаторов) «неустанно совершенствоваться в познании Господа и донесении до прихожан всей красоты и глубины содержания богослужения нашей Церкви»[90]. Для достижения этой цели он предлагает расширять и развивать внебогослужебную деятельность Церкви.

По мнению Святейшего Патриарха, участие интересующейся Православием молодежи в мероприятиях, организуемых в рамках внебогослужебной деятельности, может ей помочь ближе познакомиться с богослужебным языком, русской духовной культурой и облегчить процесс присоединения к Церкви: «Священники должны работать в этом плане. Это сейчас категорическое требование Патриарха ко всей Церкви... В крупных приходах, особенно там, где есть молодежь, обязательно должна быть внебогослужебная деятельность, - отмечает Предстоятель Церкви[91].

 

Одной из форм реализации призыва Святейшего Патриарха может стать серия бесед тайноводственной направленности. В принятом Священным Синодом документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» приводится требование «проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению Таинств и обрядов Православной Церкви»[92].

 

Таким образом, краткий курс тайноводства должен проводиться во внебогослужебное время и включать в себя следующее:

- знакомство с богослужебным языком Церкви;

- изучение Таинств и обрядов Православной Церкви;

- приобщение к сокровищам русской духовной культуры.

 

Практически эти аспекты можно оформить в виде «Курса практического воцерковления», во время которого слушатели могут:

- узнать основы православной веры,

- понять, как догматические истины связаны с обрядами и Таинствами Церкви;

- воспринять христианские заповеди как законы духовной жизни. Ознакомиться с основами аскетики и опыта Церкви в преодолении греха;

- приобрести навыки чтения православных молитв на церковнославянском языке;

- изучить чин Божественной литургии и смысл священнодействий и молитв священника;

- научиться понимать язык православной иконописи;

- совершить экскурсию по православному храму.

 

В первую очередь описанный здесь Курс предназначен для тех, кто недавно принял Святое Крещение, а также для тех христиан, кто фактически не имеет опыта церковной жизни.

 

 Беседы с практической направленностью проводятся в виде цикла семи занятий. Начать курс воцерковления можно с посещения любой беседы.

 

1 занятие: Бог и человек

В христианстве Бог личностен. Людям непостижима Его Сущность, но Бог явил Себя Церкви как Единство трех Лиц – Отца, Сына и Духа. Эти имена указывают не на особые качества Божественных Лиц (они едины для каждого Лица), но на особые внутритроические отношения. 

Источником Божества в Троице является Лицо Бога-Отца. Он извечно дарит всего Себя Своему Сыну и Святому Духу (рождение Сына Божия и исхождение от Отца Святого Духа), при этом Сын и Святой Дух обладаютт всей полнотой Божества и единосущны Отцу. Рождение Сына и исхождение Святого Духа и Их личностное бытие не приводит к разделению или подчинению в Троице.

Бог есть любовь, потому что Он есть Троица. Самоотдача, самоистощание, устремленность к Другому – все эти признаки любви видит Церковь в отношениях Лиц Троицы, что прекрасно передал живописно прп. Андрей Рублев. На иконе Св. Троицы три Ангела ведут вечную беседу.

 

Неизреченная любовь и благость побудили Бога создать мир и сообщить свободно-разумным существам столько благ и совершенств, сколько могла вместить их природа.

 

Основополагающий принцип православной веры – отношения лиц, встреча личности с личностью, их единение и сотрудничество.

 

2 занятие: Боговопрлощение и его следствия

Соединение человека с Воплотившимся Господом и служение Ему - центральная тема церковной жизни. Взаимное устремление Бога и человека: добровольный поиск и принятие Откровения Божия.

Переживание человеком встречи с Богом и Божьего приятия себя – начало и основание религиозной веры.

Как догматические истины о Боге и человеке (принятое Церковью Откровение) отражаются и воплощаются в священнодействиях и обрядах Церкви (формы Предания Церкви).

Бог воплотился, поэтому возможно иконописание и священнодействия в Церкви.

Соотношение храмового опыта молитвы и лично-самостоятельного (Зачем обряды и пост? Не лучше ли молиться своими словами?).

Что является главным и второстепенным в жизни православного христианина.

 

3 занятие: «грех и святость»

Святость как нормальное состояние человека, находящегося в единении с Богом – Источником святости, духовного и нравственного совершенства. Грех как искажение, разрушение Богом установленного Закона. Гордость – корень греха; смирение – врата спасения. Возможность достижения святости через веру, борьбу с грехом, покаяние, аскетику, дела милосердия и любви, молитву, Таинства Церкви.

 

4 занятие: «церковно-славянские богослужебные тексты»

Рассмотрение текстов молитвенного правила христианина (утренние и вечерние молитвы), а также молитв Последования ко Причащению.

 

5 занятие: «Божественная литургия»

Разговор о значении Божественной литургии, о смысле и путях приготовления к участию в Таинствах Церкви (Исповеди, Причащения, Елеосвящения, Венчания и т.д.). Обзор чина богослужения, символики и обсуждение смыслов священнодействий литургии

Прообразовательные символы Литургии. Рассмотрение схемы чина Литургии: проскомидия, литургия слова (оглашенных) и литургия верных. Облачение священника. Знакомство с чином проскомидии. Значение вещества при совершении Таинства. Символизм просфоры.

Литургия слова. Антифоны, ектеньи, чтение апостола, Евангелия и проповедь. Молитвы священника.

Начало Литургии верных. Херувимская песнь и Великий вход. Молитва на Херувимской песни и Молитва приношения. Пение Символа Веры. Евхаристический канон как кульминация Литургии. Непрерывный характер евхаристической молитвы, обращенной к Богу Отцу от лица всей общины.

 

6 занятие: «православная икона»

Отличия портрета от иконы. Изображенный на иконе святой принадлежит иному, духовному миру. не изображение видимого, а откровение сокровенного Его изображение обобщено и идеализированно, так как образ святого приближается к идеалу красоты и гармонии, воплощенной во Христе.

Икона как одна из форм Откровения Божия и богопознания (Библия для неграмотных).

Цель иконы – направить все силы души человека к небесному миру.

Личностное измерение иконы: святые обращены ликом к Богу или к самому молящемуся.

Перспективные построения в иконе: прямая перспектива, параллельное изображение линий и «обратная» перспектива.

Иконография Троицы, Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых, двунадесятых праздников: происхождение, основные типы, наиболее почитаемые иконы.

 

7 занятие: экскурсия по храму

Система внутреннего убранства храма. Объяснение структуры храма. Беседа об истории и святынях храма, о проходящих в храме богослужениях, а также об основных правилах поведения в храме.

Подготовка к Таинству Брака.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. было отмечено, что

«священнослужители призваны проводить беседы с желающими вступить в брак,

· разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага…

· подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза,

· подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода»[93].

В принятом Синодом Русской Православной Церкви документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» по-новому обозначены аспекты обязательной подготовки к Таинству Брака (вступлению в Церковный брак):

«Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей.

По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед Таинством Брака обязательные подготовительные беседы, во время которых священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить вступающим в брак

· важность и ответственность предпринимаемого ими шага,

· раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной,

· объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.

Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания»[94].

В ходе подготовительных бесед (или одной беседы), проводимых значительно раньше предполагаемой даты Венчания, можно выявить степень воцерковленности, отсутствие канонических препятствий к вступлению в брак, искренность намерений будущих супругов, а также дать советы по подготовке к участию в Венчании.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 460.