Методика проведения подготовительных бесед (или одной беседы) с желающими вступить в церковный брак
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные темы для обсуждения[95]:

1. Богословское значение семейной жизни в деле спасения

Семейная жизнь имеет не только практическое или общественное значение. В соответствии с христианским вероучением брак есть установление Божие.

«Семья как домашняя церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом»[96].

2. Церковный брак как Таинство единства мужа и жены по образу единства Христа и Церкви

Таинство Брака уподобляет супругов единству Лиц Святой Троицы, а также мистическому союзу Христа и Церкви: «Брак как образ таинственного союза Христа с Его Церковью есть Таинство, соединяющее мужа и жену для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати» (профессор Н. С. Суворов).

Муж по мысли святителя Григория Богослова является образом Христа, равно как и невеста – икона Церкви. У соединенной Таинством Брака жены может быть только один муж, а у мужа только одна жена.

3. Об обязанностях и призвании мужа и жены

Муж и жена должны любить друг друга, быть преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), – сказано еще в Законе Моисея, а Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:27-28).

Обязанности супругов взаимны, но взаимность эта неодинакова.

Муж, по Божественному праву, является главой семьи. Ап. Павел учит: «...жене глава - муж...» (1 Кор 11:3). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3:18-19). «...А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:12-15).

Комментируя учение апостола Павла о браке и семье, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. подчеркнул:

«Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви, не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12)»[97].

Мужу на основании учения, изложенного в Священном Писании, принадлежит право управлять семьей, но действовать при этом не с помощью жестоких и крутых мер, а посредством доброго совета и примера. Жена же обязана повиноваться мужу во всем и слушаться его, если только он не требует от нее чего-либо противного заповедям Божиим и нравственному закону Божию, ибо в таком случае справедливее более слушать Бога, нежели человека (ср.: Деян. 4:19)[98].

Отец в традиционной семье ответственен за все, в ней происходящее. Мать также наделена значительной властью и ответственностью в деле воспитания детей: «У женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организации, есть великое назначение, которого нет у мужчины, – деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях и, прежде всего, на матери лежит святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни женщины эта важнейшая задача занимала первое место… К сожалению, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени, ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном большинстве случаев – никто… А такая семья, в которой некому заниматься воспитанием детей, не составляет единого неразрывного духовного целого, отчего не может быть благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно в семье, если женщина берет на себя роль мужчины, отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым предназначил ее Сам Бог».[99]

Нерадение родителей о воспитании вверенных Богом детей свт. Иоанн Златоуст называл «большим из всех грехов», а подобных родителей – «детоубийцами», губящими души своих детей. Семейная любовь христиан исключает совершение ими детоубийства (абортов) и использование абортивных средств контрацепции[100].

4. О необходимости регистрации брака в ЗАГСе перед вступлением в церковный брак

Венчание христиан совершается после государственной регистрации брака в ЗАГСе.

С момента отделения Церкви от государства церковный брак не имеет гражданской юридической силы. Если до революции Венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным.

Кроме того, государственное правовое регулирование взаимоотношений супругов может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов.

Это делается и для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака в ЗАГСе – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине чувств и серьезности отношений мужчины и женщины. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения (сожительство), Церковь благословить не может.

Венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея.

5. Значение благословения родителей на брак

Дети православных родителей призваны вступать в церковный брак, получив их согласие и благословение (при этом родите­ли и опекуны не могут принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания). Таким образом, предусматривается серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению.

В настоящее время, ввиду радикально изменившегося правопорядка, когда совершеннолетние дети в полной мере юридически освобождены от зависимости родителей (в том числе и при вступлении в зарегистрированный государством брак), возможно вступление в церковный брак лиц, состоящих в зарегистрированном гражданском браке, не имеющих согласия родителей на такой брак.[101]

В первую очередь это касается случаев, когда родители вступающих в брак являются атеистами и противятся именно церковному браку. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника, хотя бы одного из супругов.

6. Препятствия к заключению брака

Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может:

- не допускается вступление в Брак более трех раз;

- запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени прямого и бокового кровного родства (Брак между лицами, связанными 5-й, 6-й или 7-й степенями кровного родства, может быть дозволен епископом);

- церковный брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами;

- не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещение перед Венчанием;

- не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак зарегистрирован в ЗАГСе, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо решение архиерея о признании церковного брака утратившим каноническую силу и благословение на вступление в новый Брак;

- препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между крестными родителями и крестниками. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же младенца) могут вступать в брак только после разрешения епархиального архиерея;[102]

- совершеннолетие, психическое и физическое здоровье жениха и невесты, добровольность их вступления в брак являются обязательными для регистрации гражданского брака условиями. Поэтому Церковь не принимает участия в выяснении этих обстоятельств, но требует от приходящих к Таинству Брака свидетельство о государственной регистрации брака;

- не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм), но одновременно такой брак признается в качестве законного, а пребывающих в таком браке супругов не считают находящимися в блудном сожительстве[103];

- нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников, диаконов после их рукоположения и иподиаконов после хиротесии.

7. О браке с инославными

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

8. О подготовке к участию в Таинстве

Готовящиеся к вступлению в церковный брак призваны примириться с ближними, принести покаяние Богу в содеянных грехах на Исповеди и воссоединиться с Богом в Таинстве Святого Причащения на Божественной Литургии.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 376.