Общие принципы проведения беседы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовительную беседу необходимо проводить не в виде лекции, а в русле диалога, выясняя степень воцерковленности пришедших и стимулируя их обращение с вопросами.

Во время беседы необходимо вручать пришедшим памятки о подготовке к участию в Таинствах Исповеди, Причащения и Венчания, а также рекомендовать книги о значении церковного брака и святости семейной жизни.

Приходское консультирование. [106]

Цель службы приходского консультирования заключается в оказании внимания и необходимой духовно-просветительской помощи приходящим в храм невоцерковленным или малоцерковным людям.

Основные задачи дежурных службы приходского консультирования:

– встретить и выслушать человека, делающего первые шаги в вере;

– помочь сориентироваться в храме (указать расположение икон, помочь в написании записок, информировать о расписании богослужений);

– предоставить необходимую справочную информацию;

– ответить (в пределах компетенции) на вопросы, касающиеся правил поведения в храме, православной этики, церковной жизни и православного вероучения и при необходимости посоветовать обратиться к священнику.

Служба приходского консультирования организуется по благословению настоятеля прихода. Исходя из особенностей и возможностей прихода, консультативная служба может быть организована различными способами. При ее создании важно сформировать положительное отношение к консультированию у клира, церковных работников и прихожан. Для этого настоятелю и духовенству храма необходимо в первое время существования службы приходского консультирования разъяснять ее важность, а после проповеди объявлять о ее назначении и времени работы.

Чтобы входящие в храм люди узнали о наличии консультативной службы, при входе в храм можно поместить объявление со схемой, указывающей место расположения дежурных службы.

Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни, поминальные родительские субботы, нерабочие дни гражданских праздников. Время работы определяется в соответствии с расписанием храмовых служб и необходимостью. Служба приходского консультирования может состоять из нескольких человек. В особенно многолюдные дни число дежурных может быть увеличено.

Общее руководство службой приходского консультирования должно осуществляться священником (или диаконом). Его помощником, ответственным за деятельность службы (куратором), может быть штатный катехизатор прихода.

Руководитель службы (или его помощник) подбирает дежурных, готовит их к работе, наблюдает за работой, помогает в сложных ситуациях, регулирует взаимоотношения с другими работниками храма. Особенно важно пастырское сопровождение на первом этапе организации консультативной службы. Желательно, чтобы все служащие храма прошли подготовку по приходскому консультированию и могли отвечать на поставленные перед ними вопросы.

Для более четкой организации и курирования работы службы приходского консультирования может быть составлена инструкция, где прописываются основные правила, напоминания и указания по осуществлению дежурства.

Начинать и заканчивать дежурство в службе приходского консультирования следует с молитвы. Во время дежурства консультирующие не должны много и громко разговаривать между собой. Недопустимо, чтобы одному человеку отвечали на вопрос одновременно два дежурных.

Рабочее место можно оборудовать небольшим столиком с табличкой «Приходская консультативная служба», который может находиться при входе в храм (в притворе) или внутри храма. Около этого стола обычно и стоит консультирующий со значком (бейджиком) «Дежурный консультант». При желании можно указать фамилию, имя и отчество дежурного или только имя.

Объявление о службе, табличка на консультативном столике и бейдж дежурного можно оформить единообразно, в одном стиле – с одинаковым орнаментом и фотографией храма (т. к. служба приходская).

На консультативном столике могут быть представлены: Библия, Закон Божий, катехизис, Православный церковный календарь на текущий год, книга с краткими житиями святых, православный молитвослов, брошюры по основам православной веры. Книг не должно быть слишком много. Данная литература используется в качестве примера во время беседы (не для продажи). Данные книги должны быть доступны в церковной лавке.

В качестве раздаточного материала можно разложить приходские просветительские и катехизические листки о правилах поведения в храме, о записках, о Таинствах Церкви, церковных праздниках.

Одним из самых распространенных вопросов является вопрос о местонахождении икон, поэтому на консультативном столике хорошо иметь подробную схему расположения и описание икон в храме с указанием дней церковного празднования.

Приходящие люди иногда интересуются историей храма, поэтому на столик можно положить брошюры и буклет о храме.

Храмовые объявления, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др., можно собрать в отдельную папку для просмотра.

В пользовании дежурных должен быть справочник по храмам и монастырям епархии, информация о работе епархиальных отделов, о катехизических курсах, о духовно-просветительских центрах, центрах православной семьи, о православных обществах различной специализации, о епархиальных мероприятиях и т.д.

Если нет единого епархиального телефонного справочника, он должен быть составлен дежурными службы приходского консультирования.

При составлении справочника можно обращаться за помощью к сотрудникам епархиальных служб и отделов, использовать информацию с сайтов православных организаций и обществ.

Дежурных для консультативной службы следует подбирать из числа благочестивых прихожан храма, имеющих благословение (рекомендацию) духовника, закончивших обучение в воскресной школе или на катехизических курсах, имеющих достаточный опыт церковной жизни, обладающих соответствующими личностными качествами и навыками общения.

При подборе дежурных следует принимать во внимание степень воцерковленности, богословскую подготовку, отношение к священноначалию, психическое здоровье, семейные обстоятельства и образ жизни.

Не желательно привлекать к консультированию слишком молодых прихожан.

 

Дежурный приходской консультативной службы должен:

- действовать согласно инструктажу руководителя или куратора службы, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции; не переоценивать свои возможности; не подменять собой священника и не брать на себя роль духовника-исповедника;

- правильно отвечать на задаваемые вопросы; хорошо ориентироваться в литературе для новоначальных;

- понимать, в каких случаях направлять людей к священнику или настоятелю храма, к катехизатору, смотрителю, свечнице, а в каких – к директору, завучу или конкретному преподавателю воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.

Дежурным необходимо знать историю храма, расписание богослужений в храме, когда совершается Крещение и Венчание, когда можно поговорить со священником, исповедоваться, причаститься; быть в курсе информации, которая содержится на досках объявлений в притворе или у храма, какие группы и кружки есть в воскресной школе при храме, когда занятия, как на них записаться.

Дежурный должен быть благожелательным, приветливым, чутким к состоянию человека, внимательным к его просьбе. Главное качество дежурного консультанта – доброжелательность и уважение по отношению к каждому человеку, независимо от серьезности и глубины заданного им вопроса. Дежурному следует делиться знаниями со смирением, но и без человекоугодия, храня достоинство христианина.

Внешний вид дежурного должен соответствовать православной традиции.

В период организации службы с дежурными необходимо провести цикл тематических занятий и практических семинаров, ответить на вопросы, провести итоговое собеседование.

На практических занятиях можно предложить дежурным самим подготовиться и сделать короткие сообщения на темы:

– как ответить на вопрос: «Кому поставить свечку, чтобы все было хорошо?», «Кому поставить свечу об отпущении грехов?», «Как исцелиться от болезни?»;

– в чем различие между суеверием и истинной верой в Бога;

– как определить своего небесного покровителя, к каким святым, в каких нуждах можно обратиться в молитве; что такое нетленные мощи;

– как подготовиться к Крещению, Венчанию, первой Исповеди и Причащению;

– на какой день после рождения крестить младенца и как ему выбрать имя, кто может, кто не может быть крестным;

– почему особо поминают усопших в 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине и что происходит с душой в эти дни, правила чтения Псалтири по усопшим;

– смысл и содержание двунадесятых и великих праздников;

– об истории храма, о расположении икон в храме, их названия и дни празднования; о наиболее известных иконах Божией Матери и тех, которые имеются в храме; жития наиболее известных святых и тех святых, иконы которых имеются в храме, и т.д.

В дальнейшем священнослужителям и катехизаторам, курирующим службу приходского консультирования, рекомендуется регулярно проводить встречи и практические семинары с целью повышения уровня знаний и совершенствования работы службы. Дежурным полезно общаться между собой, делиться опытом, анализировать вопросы, заданные во время дежурства, и краткие ответы на них, записанные в журнале службы.

Необходимо постоянное пастырское сопровождение службы, чтобы дежурные имели возможность задать свои вопросы священнику и узнать ответы на вопросы, на которые не смогли ответить во время дежурства в храме, обсудить сложные ситуации общения.

Основной смысл консультирования заключается в проявлении живого человеческого участия в отношении человека, приходящего в храм, в момент движения его души к Богу и Церкви. При этом важно услышать и откликнуться на его первоочередную нужду, которая, возможно, привела его в храм и побудила обратиться с вопросом к церковному (верующему) человеку.

Главная направленность консультирования – содействовать практическому воцерковлению людей, редко посещающих храм.

Последовательные задачи при консультировании:

– оказать приходящим людям доброжелательный прием и расположить к общению;

– выслушать человека, нуждающегося в помощи и поддержке;

– помочь сориентироваться в действиях и поведении в храме (помочь в написании записок, указать расположение икон, информировать о расписании богослужений, обучающих занятий при храме и т. д.);

– по существу ответить на заданные вопросы и дать необходимые советы в пределах компетенции;

– предложить помощь и предоставить справочную информацию (в том числе из справочника консультативной службы), с учетом нужд обратившегося и возможностей прихода;

– при необходимости посоветовать обратиться к священнику (позвать священника или сообщить время, когда можно поговорить с ним);

– предложить актуальные для человека формы занятий и обучения, имеющиеся на приходе, в благочинии или в епархии;

– порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, искать духовного руководства, исповедоваться и причащаться.

При общении с людьми следует учитывать их взгляды, способность восприятия и особенности мышления. Конечно, невозможно сразу определить совокупность этих качеств человека, обратившегося с вопросом. Но по характеру и способу формулировки самого вопроса можно сделать некоторые предположения.

Следует учитывать, что, как правило, большинство из приходящих в храм людей имеют поверхностные знания о православной вере, слабо мотивированы на духовно-нравственную жизнь. В результате прерывания православных традиций среди людей, в том числе крещеных в Православии, широко распространены суеверия: даже простой вопрос может быть задан с определенным, возможно суеверным, подтекстом. Православная вера нередко воспринимается лишь как дань историческим и национально-культурным традициям и часто совмещается, а порой и вытесняется верой в приметы, сглазы, порчи, гадания, гороскопы. Нередко встречается потребительское отношение к Церкви: «Все можно купить, заказать, оплатить».

В зависимости от вопросов людей, приходящих в храм, от интересов, убеждений, мотивов прихода и поведения в храме дежурными приходских консультативных служб условно можно выделить следующие группы:

– постоянные прихожане храма, регулярно участвующие в Таинствах;

– воцерковляющиеся, редко участвующие в Таинствах;

– не участвующие в Таинствах, приходящие в храм только по праздникам: в Пасху – освятить куличи и яйца, в Вербное воскресение – освятить вербу, в Преображение – освятить плоды, в Крещение – за святой крещенской водой; в День Святой Троицы – (по аналогии) «освятить березовые ветви»;

– пришедшие по приглашению родственников на Венчание, Крещение или отпевание;

– пришедшие освятить крестик, машину; пригласить священника освятить квартиру;

– пришедшие по причине скорби, болезни;

– пострадавшие от деятельности сект и других деструктивных организаций, родственники пострадавших;

– паломники;

– пришедшие из любопытства, от скуки (в основном это молодежь);

– психически нездоровые;

– сектанты, экстрасенсы, «целители»;

– пришедшие по направлению экстрасенсов, «целителей».

Основные принципы общения выглядят следующим образом. Прежде всего, дежурный должен понять, что за человек пришел в храм, с какой целью, нуждается ли он в помощи и в какой именно. Для этого надо дать человеку возможность высказаться и внимательно его выслушать. При общении с людьми консультант должен быть терпеливым, чутким, тактичным, не допускать употребления резких, некорректных слов. Беседу следует вести спокойно, ясно и вразумительно. Постараться помочь человеку в его нуждах, утешить в скорби, по возможности полно ответить на заданные вопросы.

В общении с людьми не должно быть навязчивости. Есть люди, которых интересует только получение краткого ответа на их вопрос и не больше. Таким людям не надо пытаться говорить больше, чем они спрашивают.

Другие люди, получив ответ, готовы продолжить беседу. Ответы на простые вопросы могут послужить поводом к другим, более серьезным вопросам, темам и понятиям, а короткий разговор может перейти в продолжительную беседу, в результате которой человек выскажет намерение подготовиться к первой Исповеди.

Распространенный вопрос, который задают дежурным службы приходского консультирования люди, приходящие в храм, где находится та или иная икона. Контекст ответов на эти вопросы можно использовать для продолжения общения, то есть не ограничиваться показом местоположения интересующей иконы, а кратко рассказать житие святого или наиболее яркие случаи чудотворений, произошедшие по молитвам, обращенным к нему. Часто также спрашивают о том, куда поставить свечи о здравии или упокоении; как можно освятить крестик; есть ли святая вода и можно ли ее взять. В рамках завязавшегося разговора можно сказать, что поставить свечу, конечно, очень хорошо, но можно еще написать записку о здравии или упокоении родных и объяснить, как это сделать. Подсказать, что в храм можно приходить не только для того, чтобы ставить свечи, а можно еще участвовать в богослужении, в Таинствах, через которые Господь исцеляет душевные недуги и подает благодатную помощь. При ответах на вопросы об освящении крестиков (квартир, машин) можно сказать, что хорошо бы освящать не только предметы, которыми человек пользуется, но и самому человеку, его душе надо освящаться участием в Таинствах Исповеди и Святого Причащения.

Отвечая на вопросы: «Как правильно написать записку? Как заказать молебен, панихиду? Куда поставить свечу, чтобы все было хорошо?» и другие подобные им, дежурные также не должны ограничиваться краткими формальными ответами, а должны объяснять, что необходимо не просто «заказать» молебен или панихиду, а лично поучаствовать в церковной молитве, богослужении, Таинствах; для того, «чтобы все было хорошо», мало поставить свечу, надо учиться терпеть скорби, прощать обидчиков, любить всех людей.

Есть люди, которые имеют много вопросов, но не решаются их задавать, боясь выглядеть смешными. Они очень неловко и неуверенно чувствуют себя в непривычной для них обстановке храма. Эта категория людей – очень благодарные слушатели. Обрадовавшись, что им пришли на помощь, а не сделали замечание за неправильное поведение в храме, они задают много вопросов и с интересом слушают ответы. Таким можно рассказать о важности церковной жизни, посоветовать приобрести литературу по основам православной веры, предложить поучаствовать в богослужении, рассказать о существовании при храме воскресной школы для взрослых и детей, в которой можно получить необходимые знания о церковной жизни и православной вере.

Иногда люди, приходящие в храм, из-за незнания веры и церковной жизни не могут даже правильно сформулировать свой вопрос. Дежурные должны им помочь и уметь ненавязчиво, деликатно объяснить, например: что молитва – это не магический заговор, после прочтения которого моментально исполнится просимое, пост – не диета для улучшения физического здоровья, свеча – не «волшебная палочка для исполнения желаний», поклоны – не физические упражнения для демонстрации своих религиозных чувств, и т.д. Все эти внешние действия являются вспомогательными средствами для приближения человека к Богу и будут плодотворными только при правильном к ним отношении и понимании. Только когда человек имеет искреннюю веру в Бога, осознание своих грехов и раскаяние в них, твердое намерение изменить свою жизнь по церковному укладу и духовную ревность о Богоугождении, только тогда его молитва будет беседой с Богом, пост – воздержанием и отложением злых дел, слов, помыслов, свеча – малой благоприятной жертвой, а поклоны – проявлением покаянного чувства.

Нельзя забывать, что каждый человек имеет Богом данную ему свободу. У каждого человека свой путь к Богу и свое время пути. За внешне неправильными действиями может стоять искреннее движение души. Ни в коем случае нельзя ни с кем спорить, доказывая свою правоту. Надо просто информировать людей, делиться знаниями по интересующим их вопросам, а делать выводы предоставить им самим. Не надо пытаться мгновенно обратить человека к церковному образу жизни.

Особенности общения с разными группами людей таковы. Постоянные прихожане редко обращаются с вопросами к консультантам. Обычно их интересует расписание богослужений, график дежурства священников и т.д. Иногда они могут задать сложные вопросы, связанные с вероучением и духовной жизнью, не входящие в компетенцию дежурных, в этом случае им следует предложить обратиться к священнику.

В числе редко приходящих в храм есть люди, которые настроены на общение, к ним можно подойти и предложить помощь. С доброжелательно настроенными и интересующимися церковной жизнью можно начать разговор с рассказа об иконе, к которой ставится свеча.

Но есть и такие, которые хотят побыть одни в храме, походить, посмотреть – им лучше не мешать.

Тем, кто приходит в храм из интереса, особенно молодым людям, можно показать иконы, рассказать что-нибудь из житий святых, истории храма. Бывает так, что человек сначала заинтересуется только историей храма, а потом может завязаться разговор о душе, о вере, о христианской жизни. При этом надо учитывать, что иногда молодые стесняются спрашивать первыми.

Люди, которые приходят в храм перед предстоящей медицинской операцией или лечением, особенно настроены на контакт, внимательно слушают советы. Им можно предложить приобрести молитвослов, заказать молебен о здравии, помолиться за себя и за врача, подготовиться к Исповеди и Причастию, посоветовать обратиться к священнику за благословением. При этом не надо никому обещать исцеления, исправления жизненной ситуации, хотя и не стоит отрицать, что такое может случиться. Главное, чтобы люди почувствовали участие, а в дальнейшем обрели надежду и личные отношения с Богом.

Многие из редко приходящих в храм людей имеют свои представления о том, как и что делать в Церкви, не всегда соглашаются с теми, кто пытается им что-то подсказать. Они не настроены подчиняться церковным правилам. Однако, по возможности, их нужно предупредить, что для спасения «веры в душе» недостаточно. Вера должна быть в жизни. Нужно учиться жить по вере, участвовать в соборной молитве. Только в Церкви человек может достичь единения с Богом – спасения во Христе.

Среди приходящих в храм часто встречаются люди, подверженные суевериям, связанным с правилами постановки свечей, поминовением усопших, со смертью, с освящением предметов, со святой водой и т.д. Таким нужно очень вежливо и деликатно, чтобы не обидеть, объяснить, что некоторые моменты, на которые они обращают пристальное внимание, на самом деле для спасения души не существенны, а может, даже мешают спасению. Православный верующий человек не должен обращать внимания на суеверия. Суеверия только кажутся сбывающимися, когда в них верят, а на Господа не уповают. Такие люди хотят и стараются делать все правильно, но только эти их «правила» не имеют никакого смысла и разумного объяснения.

Среди приходящих в храм людей можно выделить категории, с которыми у дежурного консультанта могут возникнуть сложные ситуации. Это происходит, как правило, при общении с психически нездоровыми людьми, нетрезвыми, пришедшими по направлению экстрасенсов, «целителей», пострадавшими от сект и деструктивных организаций, недоброжелательно настроенными по отношению к Церкви и излишне разговорчивыми. Поэтому в разговоре с ними следует придерживаться определенных правил.

С психически нездоровыми и нетрезвыми людьми нужно быть особенно терпеливыми, деликатными, чтобы не обидеть, не разозлить, не спровоцировать агрессию, но в то же время не потакать их неадекватному поведению и неуместным просьбам. Спокойно, доброжелательно, не допуская раздражения, не вступая в спор, говорить с ними о простых, конкретных, понятных им вещах. Про себя молиться краткими молитвами. Неприязненные чувства сдерживать, не допускать резких слов и пренебрежительного тона в разговоре. Не пытаться вразумить, но следить, чтобы они не нарушали порядок в храме, и в случае необходимости обратиться за помощью к смотрителю храма.

Люди, пришедшие в храм по направлению экстрасенсов и «целителей», бывают очень ранимы или, наоборот, проявляют агрессию, ведут себя неадекватно. Влияние оккультизма сказывается на человеке длительное время, даже после прекращения общения с его представителями. Только возвращение в лоно Православной Церкви и регулярное участие в церковных Таинствах помогает от него освободиться. Таким людям надо объяснить опасность обращения за помощью к экстрасенсам, побудить их обратиться к священнику за советом.

Пострадавшим от деятельности сект и других деструктивных организаций, осознавшим свои заблуждения можно посоветовать подойти к священнику на Исповедь. В случае необходимости адресовать к соответствующей литературе, предложить обратиться за помощью в миссионерский отдел епархии, к православным врачам-психологам. Не рекомендуется вступать в диалог и богословские споры с убежденными сектантами.

Недоброжелательно настроенные к Церкви люди обычно чем-нибудь или кем-нибудь недовольны или возмущены. При беседе с этой категорией людей дежурному необходимо сохранять спокойствие, проявить терпение, не оправдываться. Если люди не слушают, начинают спорить или раздражаться, настаивая на своем мнении, то продолжать общение нецелесообразно.

Среди людей, пришедших в храм, иногда встречаются те, которые просто любят поговорить на разные темы, часто недуховного содержания, и с ними бывает трудно прекратить разговор. Например, пожилые образованные люди с уже сложившимся мировоззрением, которые имеют потребность только высказаться, а сами не настроены никого слушать. Если такой человек жалуется на свою жизнь, на своих родственников, его нужно выслушать и посочувствовать. Но в храме не положено вести долгих разговоров, ведь это дом Божий. Лучше предложить помолиться и попросить помощи у Самого Господа и Божией Матери, у Ангелов и у святых, попросить прощение у Бога за свои прегрешения. Если разговор отклонился на мирские или философские темы, то его надо корректно прекратить.

Может возникнуть затруднение, когда с вопросами подходят одновременно несколько человек. В такой ситуации можно ответить сначала на простые, а потом на более сложные вопросы. Или извиниться и предложить кому-то сначала поставить свечи, помолиться, подать записки, посмотреть духовную литературу, а потом задать вопрос.

 

При общении с прихожанами и отвечая на вопросы зашедших в храм людей, дежурным консультативной службы надо быть предельно внимательными к каждому своему слову и осознавать ответственность пред Богом за свое поведение и слова. Если на какой-то вопрос дежурный затрудняется ответить, то лучше не отвечать, чем рассуждать, не имея четкого представления по этому вопросу. Рассуждения на духовные темы, оторванные от истинно правильного понимания вещей, могут сформировать в сознании малоцерковного человека искаженное представление об учении Церкви.

Наполнение информационного стенда и подготовка катехизических листков и материалов.

Среди актуальных форм просветительской деятельности документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении Русской Православной Церкви» называет размещение в храмах стендов с духовно-просветительской информацией, издание и распространение общедоступных миссионерских, катехизических и духовно-просветительских материалов. В каждом приходе желательно размещать информационно-просветительский стенд, содержащий подробную информацию о приходской жизни и катехизические материалы.

Информационно-просветительский стенд может включать в себя различные рубрики.

Общая информация о храме. Неизменяемая часть стенда может содержать описание праздника или житие святого, в честь которого освящен храм, исторические факты строительства храма, приходской жизни, имена настоятеля и клириков прихода, схему расположения икон, мощей и других святынь.

Расписание богослужений храма. Расписание должно включать в себя подробную информацию о богослужениях на текущую неделю/месяц (дата, время начала богослужения, наименование праздника).

Информация о внебогослужебной деятельности прихода. На стенде важно указать информацию о всех внебогослужебных проектах прихода:

- о деятельности воскресной школы, развивающих занятиях и кружках для детей;

- о катехизических беседах (служба приходского консультирования, огласительные беседы и беседы перед вступлением в церковный брак, беседы о вере и церковной жизни с прихожанами и т. д.), включая информацию о приходских катехизаторах;

- о просветительских проектах при приходе (видеолекторий, библиотека, беседы с православными педагогами и психологами, патриотический клуб и т.д.);

- о творческих проектах для детей и взрослых прихожан (хоровое пение, иконописная мастерская, курсы батика и золотого шитья, мастерская по изготовлению кукол и т.д.);

- о работе с молодежью;

- о деятельности сестричества или службы милосердия с приглашением принять участие в работе этих социальных служб прихода;

- о крупных духовно-просветительских проектах других приходов (особенно в случае отсутствия указанных направлений просветительской деятельности на данном приходе) и епархиальных просветительских мероприятиях.

Листок о значении предстоящего церковного праздника (проповедь). Этот раздел стенда может включать краткое описание предстоящего праздника или житие святого, память которого празднуется на предстоящей неделе, проповедь настоятеля или иного православного пастыря.

Святейший Патриарх Кирилл призывает духовенство использовать в приходском служении возможности удачного проекта «Еженедельная газета для православных приходов», осуществляемого порталом «Православие и мир» (www.pravmir.ru/gazeta/) при поддержке Синодального информационного отдела. Новый номер этого издания выходит каждую пятницу, его можно бесплатно распечатать (8 листов А4 в формате PDF) и разместить на информационном стенде прихода либо раздать в качестве просветительского листка. В каждом номере представлены новости Церкви, слово Патриарха, рассказы о праздниках, духовное чтение. Стенгазета печатается крупным шрифтом.

Миссионерские и катехизические материалы

На приходском стенде целесообразно размещать доступные для понимания невоцерковленных людей тексты, среди которых:

- памятка для восприемников младенцев и готовящихся к Крещению;

- памятка о подготовке к Святому Причащению;

- памятка о подготовке к Исповеди;

– памятка о написании поминальных записок;

– памятка о поведении в храме;

– памятка об отношении христиан к магии, порче и сглазу;

– памятка об отношении христиан к амулетам и гороскопам;

– памятка об отношении христиан к болезни;

– памятка о поминовении усопших православных христиан;

– памятка о приготовлении к вступлению в церковный брак.

Эта часть стенда может быть изготовлена в виде набора «карманов» для размещения распечатанных катехизических листовок.

Новости прихода. На стенде следует указывать информацию о встречах, собраниях, планируемых паломнических поездках, праздничных духовных концертах, беседах и лекциях, подготовке к престольному празднику и т. д.

Контактные данные. На стенде необходимо указать:

- номер приходского телефона, адрес электронной почты, адрес сайта прихода, а также официального сайта епархии;

- адрес прихода и номер телефона для обращения к благочинному округа;

- адрес и номер телефона епархиального управления для обращения к правящему архиерею.

Штатный приходской катехизатор совместно с другими службами прихода участвует в подготовке и регулярном обновлении содержания материалов информационного стенда прихода, касающихся катехизической деятельности.

Информационный стенд следует изготавливать из водостойких материалов, с приспособлениями, предотвращающими попадание атмосферных осадков на распечатанные тексты. Оформление стенда желательно производить в теплых тонах цветовой гаммы.

Изготовление стенда целесообразно заказать в специализированной организации, или можно аккуратно наклеить на лист оргалита (МДФ) файловые папки и вкладывать в них листы А4, распечатанные на обычном принтере.

Размещать информационный стенд следует в притворе или во дворе храма в доступном для обозрения месте. Надо помнить, что содержание стенда должно быть интересным и привлекать внимание всех людей, посещающих храм.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 341.