Экономические мотивы населения представляют собой особую категорию мотивов - мотив накопления (богатства), мотив финансовой конкуренции, экономический эгоизм, экономический альтруизм, погоня за прибылями, склонность к риску и сделкам, и подчиняются следующим закономерностям экономического поведения:
- побудительная сила мотивов потребления (как побуждение к удовлетворению неотложных нужд человека и членов его семьи) превосходит побуждения к накоплению (Дж. Кейнс);
- заработная плата расходуется на потребление в зависимости от того, каков сам человек (цели расходов могут быть эгоистическими и возвышенными, но сумма денег, ради которой человек готов выполнять утомительную работу, характеризует меру готовности преодолеть тяготы труда );
- последовательное возрастание дохода приносит все меньше и меньше удовлетворения или выгоды;
- мотивационный процесс характеризуется нарастанием до тех пор, пока не проходит точку т.н. "оптимума", после чего рост мотивации не обеспечивает роста результативности деятельности, а может даже повлечь снижение результативности;
- ясность и осознанность объекта устремлений (цель, желаемое состояние) повышает мотивационно-волевые усилия индивида по достижению этого объекта.
"Заработная плата" как экономическая категория - это стоимостное выражение объективно требуемого объема жизненных средств для воспроизводства рабочей силы и эффективного функционирования производства.
Основные функции заработной платы как экономической категории:
Воспроизводственная
Стимулирующая
Регулирующая
Как нравственной категории:
Обеспечение определенного социального статуса.
Макроэкономическими показателями, характеризующими мотивационные свойства заработной платы, являются:
- величина реальных доходов и реальной заработной платы (с учетом изменения потребительных цен) характеризует широту возможностей удовлетворения тех или иных потребностей;
- коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), характеризующих степень дифференциации доходов населения (0 – абс. равенство, 1 – абс. неравенство, у нас – примерно 38%, ЮАР, Чили, Мексика – более 50%, Чехия, Польша – менее 30%, Словакия, Венгрия – менее 20%) свидетельствует о напряженности в обществе, поляризации богатства и бедности, о развитии социальной напряженности;
- доля заработной платы в доходах работающих (у нас – 30%, критический уровень – 50%, нормальное – 60-70%, в экономически развитых странах - 68-72%, доля теневой з\пл в ВВП – 11%) напрямую свидетельствует о мотивации именно к трудовой деятельности;
- коэффициент дифференциации заработной платы (по отраслям (нефтегаз – 25-30 тыс. руб, с\х, культура, здравоохранение и т.п. – менее 3000, средняя 8,5 тыс.), регионам (в основном связана с уровнем безработицы – лидеры Ингушетия, Дагестан, Тыва, Коми-Пермяцкий АО, Читинская обл.); профессиям; внутри предприятия – топ-менеджмент: простой работник – 15(30) : 1)
- структура потребления говорит нам о развитии структуры потребностей, о доле в ней духовных, социальных потребностей;
- прожиточный минимум (величина, структура) характеризует социальный стандарт уровня жизни населения наряду с нормативами обеспечения жильем, охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, экологии);
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Одним из звеньев механизма установления и регулирования заработной платы является область государственного регулирования. Главная функция государства - обеспечение минимального уровня доходов населения. Для этого оно с помощью государственных актов может устанавливать минимальную заработную плату, осуществлять социальную поддержку отдельных слоев малоимущего населения, обязывать проводить индексацию заработной платы в связи с ростом цен, проводить соответствующую налоговую политику.
Государственная политика регулирования доходов и заработной платы включает:
Установление величины минимальной тарифной ставки (оклада)работников
бюджетной сферы.
Ограничение размеров налогообложения доходов от ЗП.
Надзор за полной и своевременной выплатой ЗП, сроки и очередность выплаты ЗП.
Меры по обеспечению получения работником ЗП в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
Ограничение перечня оснований и размеров удержаний из ЗП по распоряжению работодателя.
Ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ.
Ограничение оплаты труда в натуральной форме.
Масштабы прямого воздействия государства на уровень и соотношения в оплате ограничены лишь государственными предприятиями и организациями.
В международной практике выделяют (МОТ) три типа политики в области доходов и заработной платы:
• контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;
• регулирование доходов на основе государственных правил и положений;
• политика переговоров и трехстороннего сотрудничества.
В России имеются все названные выше типы, но весомость каждого из них существенно отличается от сложившейся в зарубежной практике и постоянно меняется по мере развития рыночных отношений.
Перечисленные типы управления доходами и заработной платой можно объединить в две группы:
• государственное регулирование;
• договорное регулирование.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 278.