Тема 3. Теоретические основы мотивации трудовой деятельности. Законы, закономерности, теории мотивации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание темы:

Классические теории содержания мотивации (А.Маслоу, Ф. Герцберг, К.. Алдерфер, Д.МакКлелланд) и теории процесса мотивации (В. Врум, Дж. Аткинсон, Дж.С. Адамс, Д. МакГрегор); основные закономерности трудовой мотивации.

Материал для обсуждения и самостоятельной работы по теме:

Проблемы мотивации работников организаций любых форм собственности всегда были и остаются по сей день наиболее актуальными независимо от общественно-политического строя, который функционирует в отдельно взятой стране, так как от четко разработанных систем мотивации зависит не только социальная и творческая активность работников, но и конечные результаты организаций в их многогранной социально-экономической деятельности.

Руководители процветающих организаций утверждают, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Поэтому нужно научиться эффективному управлению персоналом, и путь к этому лежит через понимание мотиваций человека.

Изучение мотивации имеет давнюю историю. Начало было положено в XV веке. Изложение вопросов мотивации встречается у Б. Спинозы, Гоббса, Декарта. За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был метод кнута и пряника. Истоки этого метода лежат в глубокой древности, но он стал обычным явлением в странах запада в конце XIX века. Когда А. Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь простого человека была очень тяжелой. В условиях, когда большинство людей боролись за выживание, был правомерен и понятен вывод к которому пришел А. Смит, что человек, когда ему представляется такая возможность, всегда будет стараться улучшить свое материальное положение. Примерно в 1910 году, когда возникла школа «Научного управления», Ф. Тейлор и его современники уже осознали всю глубину заработков на грани голода и сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, объективно определив понятие «достаточной дневной выработки» с оплатой труда тех. кто произвел больше продукции, пропорционально их вкладу.

Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения до сих пор сохраняются у некоторых руководителей. Постепенно, однако, лучшие руководители начинают понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет трудиться усерднее. Этот факт привел специалистов в области управления к решению проблемы мотивации в психологическом аспекте.

С появлением теории подсознательного З.Фрейда и работ Э.Мэйо управление взяло на вооружение психологические методы воздействия на работающих. Основная причина - появление на первом плане у работника нематериальных (вторичных или психологических) мотивов деятельности и потребностей - самоуважения, удовлетворения работой, признания и других.

Попытки применить в управлении психологические мотивы были раньше, но только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выводы это сулит, а также то, что мотивация по типу «кнута и пряника» является недостаточной. Э. Мэйо создал себе известность в ходе эксперимента проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923-1924 гг. На прядильном участке этой фабрики текучесть рабочей силы примерно в 50 раз превышала уровень текучести на других участках. Мэйо чувствовал, что снижение текучести лежит в условиях труда, а не в вознаграждении и в качестве эксперимента ввел для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха и общения. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими: текучесть резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, выработка сильно выросла. Когда впоследствии были отменены эти перерывы ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав, таким образом, что именно нововведение улучшило состояние дел на участке.

В научных исследованиях в области мотивации выделяют два основных направления: содержательные и процессуальные теории мотивации.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 239.