Первое основание классификации и финансового контроля по субъекту контроля:
1. Государственный финансовый контроль, проводятся в основном организациями, которые непосредственно осуществляют государственную политику в области контроля. Классификация государственного контроля представлена в таблице № 2.1
Таблица № 2.1
№ | Вид государственного контроля | Органы, осуществляющие государственный контроль |
1 | Парламентский | Счётная палата Российской Федерации и аналогичные органы субъектов федерации. |
2 | Бюджетный | Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба |
3 | Денежно-кредитный контроль | Центральный банк Российской Федерации, Коммерческие банки |
4 | Страховой контроль | Центральный банк Российской Федерации. |
5 | Правоохранительный контроль | Прокуратура Российской Федерации, органы МВД России, Федеральная служба по финансовому мониторингу |
Счётная палата Российской Федерации осуществляет контроль за управлением и распоряжением государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основной целью функционирования счетной палаты является контроль за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития.
Задачами счетной палаты являются:
1. организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2. аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
3. определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;
4. анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
5. оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
6. определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
7. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;
8. обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.
9. экспертиза нормативных правовых актов в пределах своей компетенции.
Федеральное казначействоявляется федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Задачи органов федерального казначейства:
1. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и учет операций со средствами бюджетного процесса и формирование бюджетной отчетности Стратегическая задача Совершенствование системы казначейских платежей
2. Формирование нормативной правовой базы для осуществления бюджетного мониторинга. Обеспечить содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами государства
3. Повышение эффективности в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
4. Повышение эффективности процессов управления финансовыми ресурсами Российской Федерации
5. Обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах
6.Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»
7. Создание условий по обеспечению централизации ведения учета по исполнению бюджетов публично-правовых образований в органах Федерального казначейства.
Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции на местах осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех налогов и других платежей.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границ Российской Федерации, правильностью исчислений и уплатой таможенных пошлин.
Федеральная служба по финансовому мониторингу, является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эта служба собирает, обрабатывает и анализирует информацию об операциях с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим контролю.
2. Ко второй классификационной группе финансового контроля относится вышестоящий контроль и внутрихозяйственный контроль.
К вышестоящему контролю можно отнести ведомственный контроль и корпоративный финансовый контроль.
Ведомственный контроль – контроль государственных организаций со стороны вышестоящих органов. Для осуществления ведомственного контроля в рамках отдельных министерств и других органов исполнительной власти предусмотрены контрольно-ревизионные органы и службы этих министерств. Основным объектом контроля является финансовая и хозяйственная деятельность подведомственных учреждений.
Корпоративный контроль — финансовый контроль в рамках крупных организаций, имеющих большое количество отделений и филиалов (например, коммерческие банки, сети магазинов).
Внутрихозяйственный контроль – это контроль со стороны инвентаризационных комиссий акционерных обществ, товариществ над их исполнительными органами.
Внутрихозяйственный контроль подразделяется на виды:
– внутренний контроль – финансовый контроль, осуществляемый специально созданной службой хозяйствующего субъекта, подчиняющейся непосредственно руководителю.
– независимый (коммерческий) контроль — аудит. Инициативный аудит – назначаемый по решению собственников или руководства хозяйствующего субъекта. Обязательный аудит – обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчётности ряда организаций, перечень которых установлен законодательно.
– Общественный контроль – реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим). В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, политических партий и других структур.
3. По времени проведения различают:
Предварительный контроль – проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций, носит профилактический, упреждающий характер. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Предварительному контролю подвергаются бизнес-планы, проектно-сметная документация, кредитные и кассовые заявки, документы на перечисление или выдачу денежных средств.
Текущий контроль – производится в момент совершения денежных сделок, осуществления хозяйственных операций. Текущий контроль наиболее проблематичен с технической точки зрения. Содержать такой штат, чтобы каждую хозяйственную операцию в момент её совершения помимо непосредственно исполнителя курировал ещё один ответственный сотрудник, могут позволить себе только учреждения банковской сферы. В бюджетных учреждениях текущий контроль перечисления средств осуществляется органами казначейства путём проверки оснований для осуществления платежа (договоров, счетов).
Последующий контроль – проводится путём анализа, мониторинга, обследования, проверки (например, налоговой или аудиторской). Наиболее всеобъемлющей формой последующего контроля является ревизия.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 370.