Государственный контроль в финансовой сфере появился еще в допетровской России. Контролю подвергались в основном налоги, поскольку государственные доходы во многом определялись состоянием налоговой системы. В связи с этим проявлялось стремление к совершенствованию налоговой системы, как одной из функций государственного контроля, направленной на формирование доходов государственной казны, с одной стороны, и вместе с ней развивался финансовый контроль.
В XVII веке в России был создан специальный Счетный Приказ, в котором фигурирует финансовый контроль счетных книг различных ведомств, проверка выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводами другим должностным лицам. По мнению специалистов, история российских органов государственного финансового контроля находит отражение с марта 1656 года – даты создания Приказа Счета Большой казны (Счетного приказа).
Финансовый контроль проводился на территории России централизовано в г. Москве. Для этого в приказ приглашались служащие ответственные за ведения учетных книг и соответствующей оправдательной документацией, поскольку контрольный аппарат, , находился в стадии организации и его функции, в том числе выездной проверки еще не были определены.
В дальнейшем составлялись дворовые описи – «переписные книги», по которым собирались вновь введенные налоги. При этом поступление налогов сосредотачивалось в Приказах – Стрелецком, Ямском и Большом. Каждый из них был наделен правами сбора налогов и условий их взимания.
Со временем всё яснее становилась значимость совершенствования государственного управления в целом и государственные проверки доходов и расходов казны, в частности. В 1699 году был учрежден контрольный орган – Ближняя канцелярия. Круг вопросов, подлежавших ее ведению, не ограничивался только финансовой областью, он охватывал более широкую сферу административной деятельности. Здесь сосредотачивались сведения не только о состоянии денежных сумм, но и о размерах армии, ее содержании, количестве военных запасов и т.д. Позднее налоговое управление возглавил Сенат, заведование государственными доходами была поручена Камер-коллегии, государственные расходы попали под юрисдикцию Штатс-конторы, проверка (по всем признакам – прообраз будущей системной ревизии) товарных счетов и финансовой отчетности была возложена на Ревизион контору. Предписывалось ежегодно посылать в губернии ревизоров для проведения различных проверок, в том числе финансовых. Специалисты считают, что начало выездных ревизий относятся к 1722 году.
Данные мероприятия в области организации финансового контроля способствовали бездефицитности государственного бюджета, наблюдался постоянный рост доходов государственной казны и, несмотря на огромные расходы, связанные со строительством городов, флота, ведением войн, российский государственный бюджет, не был дефицитным. Как свидетельствуют историки о том времени, Россией «не сделано ни копейки долгу».
В дальнейшем Ревизион-контора была восстановлена в качестве самостоятельного учреждения, а высший контроль государственного финансового хозяйства перешел в Верховный Тайный Совет. Дефицит бюджета являлся следствием постоянного ведения войн, и ряда других обстоятельств, однако дефициту в определенной мере способствовала стагнация в области финансовой ревизии.
На смену Ревизион-конторе пришли контрольные управления в губерниях России. В 1780 году при Сенате были учреждены экспедиции, находившиеся под непосредственным управлением Государственного казначея.
В начале XIX века в России учреждаются Министерство финансов, Государственное казначейство, Государственный контроль, Комиссия погашения долгов. В 1809 году в Государственном казначействе была образована Государственная экспедиция для контроля счетов, которая стала первым самостоятельным учреждением по наблюдению за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производством расходов. На базе этой экспедиции специальным манифестом было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов во главе с государственным контролером. С 1836 года оно стало называться «Государственный контроль».
Затем были утверждены две комиссии: одна – при Государственном контроле – для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, другая – при Министерстве финансов – для пересмотра податей и сборов. В это же время были изданы так называемые «кассовые правила», т.е. правила о порядке поступления государственных доходов, а также правила счетоводства, введенные повсеместно с 1866 года. При этом был установлен порядок финансовой ревизии, при котором ее объектом стала документация, подтверждающая данные каждой статьи расхода в отдельности.
В данный период формируется формы финансового контроля:
· документальная проверка отчетов полицейских учреждениях о поступивших доходах, произведенных расходах (последующая ревизия);
· предварительный контроль заключалась в тех же самых ревизионных действиях с тем лишь различием, что она производилась еще до производства расходов;
· фактическая.
При осуществление фактической проверки государственный контролер представлял Государственному совету ежегодно не позднее 1 октября общий отчет за минувший сметный год, а к 1 ноября – объяснительную записку и приложение к отчету. В отчете приводились данные о суммах доходов и расходов, назначенных по росписям и финансовым сметам, фактических поступлений в доход государства расходах из средств доходных поступлений. При этом отдельными примечаниями доходы и расходы детализировались по источникам дохода и направлению расхода. Из этих данных выделялись отдельными строками доходы и расходы отчетного года, относящиеся к росписям прежних лет. Приводились также подробные данные о движении в отчетном году сумм государственного казначейства, сведения о свободной наличности государственного казначейства на начало и конец отчетного года.
В отдельном разделе отчета приводились сведения о состоянии долговых счетов государственного казначейства в отчетном году. К отчету Государственного контроля прилагалась объяснительная записка, содержащая аналитические данные о наиболее крупных группах доходов и расходов государства с указанием причин отклонений от росписей и финансовых смет. Такая система отчетности и финансовой ревизии положило начало инвентаризации денежных средств и состояния расчетов с контрагентами в области доходов и расходов государственного бюджета, как способ ревизионной проверки фактического наличия, денежных средств и состояния расчетов и их соответствия данным отчёта на одну и ту же дату. Очевидно, что инвентаризация была признана в качестве одного из определяющих способов финансово-экономической ревизии.
С образованием РСФСР решением Совета Народных Комиссаров от 5 декабря 1917 года был создан Народный комиссариат государственного контроля. Он обязан был проводить предварительную и фактическую ревизии финансовой и хозяйственной деятельности всех ведомств. 18 (31) января 1918 года Совнаркомом был принят декрет «О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях, и комиссиях». Спустя три года, упомянутая структура была преобразована в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). Одновременно создаются контрольные службы при финансовых органах.
Основное внимание РКИ было сосредоточено на ревизионно-инспекторских обследованиях. В 1923 году в составе Наркомфина РСФСР было создано финансово-контрольное управление (Госфинконтроль). Госфинконтроль РСФСР находился введение Наркома финансов РСФСР, а его региональные службы подчинялись руководителю местному финоргана. Они имели свои сметы; расходование денежных средств по ним проверялось Рабоче-крестьянской инспекцией. В конце 1932-начале 1933 года финансово-контрольное управление Наркомфина было преобразовано в Финансово-бюджетную инспекцию, а в октябре 1937 года она была преобразована в Контрольно-ревизионное управление при Наркомфине СССР. Названному Управлению было делегировано право ревизовать наркоматы, ведомства, организации, учреждения.
Началом ведомственного контроля в системе отечественного МВД СССР считается приказ НКВД СССР, изданный в 1936 году о создании контрольно-ревизионных подразделений, в котором впервые были определены субъекты финансово-экономической ревизии в МВД СССР, а также предписывалось создать группы специалистов в области финансово-экономической ревизии хозяйственной деятельности в экономических субъектах. Приказом регламентировалось периодичность финансово-экономической ревизии (не реже одного раза в календарном году). Мы полагаем, что с образованием в МВД СССР штатных контрольно-ревизионные служб, ревизионная работа получила системную основу.
Однако, необходимо отметить, что ревизионные подразделения в МВД СССР были лишены профессиональной независимости и организационной самостоятельности. В связи с этим качество оценки финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов СССР была крайне сомнительной.
В 1992 году ревизионным службам была придана некоторая самостоятельность, в частности, в системе МВД России эти подразделения были выведены из состава бухгалтерии в качестве отдельных структур Управлений МВД России.
Приказом министра МВД России от 12 февраля №40 был установлен типовой круг задач ведомственной ревизии:
– контроль за соблюдением в органах внутренних дел действующего финансового законодательства;
– контроль за целевым и эффективным использованием ресурсов, включая средства в иностранной валюте, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
– принятием мер по возмещению материального ущерба;
– организация тесного взаимодействия и координации работы с другими управлениями Министерства и, в первую очередь, с Главным управлением по экономическим преступлениям, Финансово-экономическим управлением, Главными управлением кадров, исполнения наказаний и лесных ИТУ, Техническим управлением по профилактике бесхозяйственности, хищений недостач и других негативных проявлений в сфере экономики системы органов внутренних дел;
– контроль за состоянием бухгалтерского учета, правильностью и своевременностьюдокументального оформления хозяйственных операций, достоверностью отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности.
Были определены основные функции финансово-экономической ревизии как одной из составляющих систему управления экономикой МВД России [41]:
– организация и проведение комплексных документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности подразделений центрального аппарата Министерства и непосредственно подчиненных ему подразделений, МВД Республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев и областей, городов автономной области, УВД на транспорте и других учреждений системы Министерства, имеющих ревизионный аппарат;
– разработка проектов нормативных актов МВД Российской Федерации, других инструктивных, информационных и методических документов по вопросам контрольно-ревизионной работы;
– представление материалов документальных ревизий и проверок руководству подразделениями МВД России с предварительным составлением заключением по их результатам и разработка проектов управленческих решений в виде приказов и указаний МВД России.
Последовавший за этим, приказ МВД России которым были утверждены «Положение о порядке осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью в системе МВД России» и «Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск», окончательно определило финансово-экономическую ревизию как составную часть финансового контроля в подразделениях МВД России.
В настоящее время ревизионные подразделения МВД России руководствуются в своей деятельности приказом МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 «Регламент осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России». Вместе с тем, необходимо отметить, что в названном ведомственном стандарте отсутствуют методики самой техники финансово-экономической ревизии, что, на наш взгляд, является существенным препятствием в позитивном функционировании ревизионного дела.
Изложенное позволяет, свидетельствует о том, что контрольно-ревизионная деятельность МВД России, их структуры и функции прошли два этапа становления:
– появление и развитие системы финансовой экономической ревизии, как одной из функций государственного администрирования в финансовой сфере;
– организация и последующее становление ревизионных подразделений в системе отечественного МВД России.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 466.