Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).
Финансовый контроль как любая категория системы законодательства представлен определенной совокупностью нормативных правовых актов, характеризующих состояние и степень разработанности контрольной правовой системы. Система законодательства, формируясь в процессе разработки, обнародования в официальных актах и систематизации правовых норм, имеет сложную структуру.
В целом система нормативного регулирования финансового контроля представляется четырехуровневой:
Уровень 1. Законодательный. К данному уровню относятся законы, по вопросам финансового контроля (предполагается, что акты содержат как принципиальные нормы, исходя из которых будут формироваться положения нижестоящих уровней, так и определенные императивные правила);
Уровень 2. Нормативный. Профессиональные стандарты финансового контроля (включающий в себя свод норм профессионального поведения работников сферы финансового контроля и сфера деятельности на который распространяется финансовый контроль. Инструкции о порядке составления и представления отчетности, соответствующие типу учреждения
Уровень 3. Методический. Методические рекомендации по их применению в конкретных сферах деятельности или видах организации и др. (к данному уровню относятся интерпретационные акты, носящие рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер).
Уровень 4. Организационный. К данному уровню относятся внутреннее документы относящиеся к финансовому контролю.
Один из наиболее авторитетных международных источников, регулирующих государственный финансовый контроль, – Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ/INTOSAI), проходившем в Лиме в октябре 1977 года) представляет собой акт, имеющий для государств ее подписавших рекомендательную силу, и не создает для них международно-правовые обязанности.
В развитие Лимской декларации на XIX Конгрессе ИНТОСАИ, проходившем в ноябре 2007 года в Мехико, была принята Мексиканская декларация независимости, в которой были сформулированы и разъяснены восемь основных принципов независимого государственного аудита.
На XVI Конгрессе ИНТОСАИ, проходившем в Монтевидео в ноябре 1998 года, был принят Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе, в котором содержится подробный официальный перечень ценностей и принципов, которыми должны руководствоваться аудиторы в своей работе (честность, независимость, объективность, непредвзятость, политический нейтралитет, профессиональная конфиденциальность и т.д.). Этический кодекс ИНТОСАИ предназначен для каждого аудитора высшего контрольного органа, включая его главу, ответственных сотрудников и всех лиц, связанных с контрольной работой и результатами проверок.
Этический кодекс ИНТОСАИ, также как Лимская и Мексиканская декларации, формально не будучи нормативными правовыми актами, тем не менее оказывают определяющее влияние на деятельность органов государственного финансового контроля, формируя общепризнанные международно-правовые стандарты независимого государственного аудита. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств. Например, а США – это Главное контрольное управление Конгресса во главе с Генеральным контролером, в с Главным ревизором, в Канаде – Генеральный контролер, в Индии – парламентские комитеты государственной отчетности, бюджетных прогнозов, комиссии по делам государственных предприятий, в Финляндии – 5 государственных ревизоров; а в ФРГ, Франции, Венгрии – Счетные палаты.
Анализируя особенности структуры высших органов финансового контроля, следует иметь в виду, что состав Счетных палат, являющихся во всех развитых странах коллегиальными органами, во многом одинаков. Во главе Счетной палаты стоит ее Председатель. Членами Счетной палаты являются также заместитель Председателя и определенное количество членов. Счетные палаты располагают значительным количеством счетных работников и вспомогательным персоналом. Численный состав Счетных палат законодательством не определяется.
На сегодняшний день в развитых странах большинство органов государственного финансового контроля широко использует аудит эффективности как один из важнейших методов проведения государственного бюджетного контроля. Важнейшей его целью является определение социально значимого результата от использования имеющихся государственных ресурсов, к примеру, в виде улучшения здоровья и качества жизни населения, повышения качества образования или снижения уровня преступности. Доля аудита эффективности в общем количестве проверок высших органов финансового контроля в ряде развитых стран превышает 50 %
Дата: 2019-02-02, просмотров: 399.